Искусство рисунка в монастыре Кэг Чоде

с Питом Макелой

«Просто расслабляясь в этом непринужденном, открытом и естественном состоянии, мы обретаем благословение бесцельного самоосвобождения от чего бы то ни было»

Кьябдже Дуджом Ринпоче

Так случилось, что благодаря созреванию кармы и чудесной синхронности событий, я выиграл в феврале лотерейный билет, что позволило мне отправится в Непал и начать настоящее путешествие.

pete-e1404315052893

Пит Макела

Лотерея была организована с целью сбора средств для организации «Проекта 108 жизней» Гектора Марсела. Гектор, около десяти волонтеров и я направились в Непал, где мы, будучи волонтерами в разных школах и приютах, устанавливали связи, с наслаждением, радостью и любовью выполняя свою работу.

Спланированный маршрут подходил к концу, и мы направились из Катманду вверх в магическую страну мустангов, чтобы поволонтерствовать в древнем монастыре Кагбени (линия Сакья), история которого насчитывает 6 веков. Большая часть средневекового города, расположенного на высоте 2800 метров, все еще обитаема. Это по-настоящему очаровательное место.

Через несколько дней все должны были вернуться в Катманду, и, к счастью, у меня была возможность остаться и поработать над росписью стен с молодыми монахами.

Когда дело доходит до искусства, я с опаской отношусь к вербальному учению. В моем понимании каждый изначально художник и творец, некоторые могут просто пребывать в неведении из-за отсутствия поощрения и возможности откровенно выразить себя.

peteandmonks

Изучение теории цвета

monksatwork

Монахи подготавливают стены для рисования

С этим пониманием я пытался привносить свое видение как можно меньше.

petesfriends

Юные художники

В первый день проекта я дал всем мальчишкам по листку бумаги и попросил нарисовать животное или растение, которое они захотят. Получились драконы, обезьяны, кенгуру и воробьи. Обычно застенчивые и закрытые ребята улыбались и восторженно творили, используя свое воображение, чтобы придумать свободные и вдохновенные работы. Идея заключалась в том, чтобы каждый монах мог нарисовать на листе, а потом перенести на стену и расписать. В первые две недели я приходил во второй половине дня и помогал расписывать стены их рисунками. Я всегда был очень счастлив видеть, что после моего ухода творческий процесс не заканчивается. Каждый вечер были новые сюрпризы и каждый раз по нарастающей. Шесть виньеток Том и Джерри, или Человек-паук, или драконы, атакующие Микки Мауса.

classroom2

Школьный класс 2

В Монастыре Кэг Чоде всего 32 монаха, от 4 до 16 лет, и они получают превосходное монашеское образование, им повезло учиться у великих учителей, образцов для подражания, но мальчишки есть мальчишки, несмотря на окружение, и признак настоящего интеллекта — озорство. Молодые монахи, с которыми мне было интереснее всего работать, были из числа «смутьянов», те, в которых живет натура Тома Сойера, подкрадывающегося с хитрецой, выделывающего трюки, от которого все можно ожидать, но от чистого сердца. На публичных мероприятиях и при первой встрече мальчики были сдержанны, но в монастыре были очень живыми и полными радости и задора. Такая любознательность позволяла течь проекту с интересом, особенно когда дело дошло до эмали. Каждый раз, когда возникали препятствия, находился монах, предлагавший помощь или шутку. Энергия дисциплинированного веселья и оптимизма, не привязаных к результату, пронизывала всю атмосферу. И это был хороший урок и опыт находиться в стороне от такого резонанса в течение месяца.

thegang

Вся банда здесь, мальчики и я на фоне гомпы

В окружении ребят понимание непостоянства и непривязанности очень хорошо понятны, никаких личностных пристрастий и никаких цепляний. Приятно наблюдать, как дети с удовольствием едят конфеты или рисуют или играют без всяких привязанностей и без истерик, когда игра прекращается.

Как замечательно сказал Кьябдже Дуджом Ринпоче: «.. Поскольку чистая осознанность есть настоящий Будда, в открытости и радости я нашел ламу в своем сердце. Когда мы осознаем этот нескончаемый естественный ум как саму суть ламы, тогда нет нужды в привязанности, цеплянии, слезных молитвах или наигранных жалобах. Просто расслабляясь в этом несозданном, открытом и естественном состоянии, мы обретаем благословение бесцельного самоосвобождения от чего бы то ни было».

oneofmanydragons

Один из множества драконов

Это именно то, что я увидел в юных монахах в Каг Чоде, и это есть в их рисунках. К счастью, они продолжали рисовать постоянно, и их рисунки отображали чистую осознанность. Быть частью этого процесса было большим благословлением и учением, я был так впечатлен, что решил, однажды, когда у меня появятся сыновья, я буду горд, если кто-то из них будет учиться в монастыре в Непале.

Надеюсь, смогу больше узнать об этих молодых монахах в будущем, наблюдать, как они становятся вдохновенными кхенпо, монахами и бодхисаттвами, которые трудятся и живут на благо всех живых существ.

The-walk-back-from-Muktinath

Дорога назад из Муктинатх

downinvalley

Внизу в долине

classroom1

Школьный класс 1

Free draw

Свобода рисования

Art at the Kag Choede Monastery

by Pete Makela

“By simply relaxing in this uncontrived, open and natural state, we obtain the blessing of aimless self-liberation of whatever rises.”

                                                           – Kabjey Dudjom Rinpoche

Through the ripening of karma and by magical synchronistic events, I found myself winning a raffle ticket in February, which would send me to Nepal and start my current Journeys.

Pete Makela

Pete Makela

The raffle was organized as a fundraiser for Hector Marcel’s organization “The 108 Lives Project.” Hector, 10 other volunteers and myself traveled to Nepal and volunteered at numerous schools and orphanages making connections, giving and receiving love and joy and being of service.

As the project’s trip was drawing to a close we traveled from Kathmandu up to the magical land of Mustang to volunteer at the 600-year-old Sakya monastery of Kagbeni. 2800 meters high and much of the medieval town is still inhabited. It really is a place of enchantment.

After a few days everyone had to go back to Kathmandu and fortunately I was able to stay and work on murals with the young monks.

When it comes to art, I have serious apprehension to the word teaching. In my understanding everyone is primordially a powerful artist and creator, some may just not be as aware of this because of lack of encouragement and opportunity to express themselves unabashedly.

Learning color theory

Learning color theory

Monks preparing walls for painting

Monks preparing walls for painting

With this understanding I tried to have as little influence as possible.

Young artists

Young artists

On the first day of the project I gave all the boys pieces of paper and asked them to draw an animal or plants or whatever they wanted, and out came dragons, monkeys, kangaroos and sparrows. Normally shy and reserved boys were smiling and creating exuberantly, and using their imagination to make some very free and inspired work. The original idea was that every monk would make a drawing, which he then would draw on the wall and then paint. For the first two weeks I would come in the afternoon and I would help a few of them draw their images on the walls. I was always very happy to see that when I left each day the creative process did not stop. When I would come in each afternoon there would always be new surprises and usually in multiples, 6 Tom and Jerry vignettes would emerge, or a huge Spiderman, or a dragon attacking Mickey Mouse.

Classroom 2

Classroom 2

There are 32 monks at Kag Choede Monastery, from age 4 to 16, and they are receiving an excellent monastic education and are very fortunate to have great teachers and role models, but boys will be boys regardless of the environment, and a sign of real intelligence is mischievousness. The young monks who I enjoyed working with the most were the ones who were the “troublemakers”, the ones who embodied the Tom Sawyer nature, sneaking around slyly, playing practical jokes, and just looking like they were up to something, but with a pure heart. In public events or upon first meeting them the boys were very reserved and stoic, but in the monastery they were very lively and animated and full of fun and joy.  This inquisitive lively nature kept the project moving interestingly, especially when enamel paint was involved. Whenever there was an obstacle or set back there would always be monks who were there to offer help or a laugh. An energy of disciplined fun and optimism not attached to the result permeated the whole atmosphere and it was a great lesson and experience to be apart of that resonance for over a month.

The gang is all here, the boys and I in front of the Gonpa

The gang is all here, the boys and I in front of the Gonpa

The understanding of impermanence and nonattachment are very much understood and lived by the boys, there are no personal possessions and no real clinging. It was a beautiful thing to witness kids enjoying candy or drawing or games without attachment and without tantrums when the enjoyment stopped or when someone lost their turn.

As Kabjey Dudjom Rinpoche beautifully said, “ Since pure awareness of nowness is the real Buddha, in openness and contentment, I found the lama in my heart. When we realize this unending natural mind is the very nature of the lama. Then there is no need for attached, grasping, or weeping prayers or artificial complaints. By simply relaxing in this uncontrived, open and natural state, we obtain the blessing of aimless self-liberation of whatever rises.”

One of many dragons

One of many dragons

This is precisely what I saw in the young monks at Kag Choede, and it shows in their art. Hopefully they continue to draw regularly and their drawings will continue to show this pure awareness. To have been a part of this was a great blessing and teaching, and I was so impressed that when I have boys one day of my own I will be very proud to have one of them study in a monastery in Nepal.

I look forward to getting to know these young monks more in the future, and being able to watch them progress into inspiring Khenpos, monks and bodhisattvas that work and live for the benefit of all sentient beings.

Walk back from Muktinath

Walk back from Muktinath

Down in the valley

Down in the valley

Classroom 1

Classroom 1

Free draw

Free draw

Download PDF