Ретрит по учению Ати-йоги – часть 2

Чогьял Намкай Норбу

Вторая часть перового дня учения по Атиоге, данного Чогьялом Намкаем Норбу в Дзамлинг Гаре 28 декабря 2017 г. Первая часть была опубликована в предыдущем выпуске Зеркала №143. Ринпоче продолжает давать объяснения, как выполнять гуруогу. 

У нас есть первичные причины и вторичные причины, которые связаны с обстоятельствами. Иногда у нас возникает много проблем, потому что мы накопили положительную или отрицательную карму в наших условиях. Это реальная причина, поэтому, когда мы обнаруживаем себя в обстоятельствах с сильными вторичными причинами, наша карма созревает и проявляется проблема. Следовательно, в действительности, мы не так зависимы от вторичных причин, но у нас есть эта потенциальность и мы должны знать, что такие возможности существуют.

Когда мы выполняем практику, то произносим А, выполняем визуализацию, используя наш ум, который судит и мыслит. Это не является состоянием медитации, но мы продолжаем в этом направлении. После некоторого времени такой визуализации мы чувствуем, что это что-то живое, однако, мы должны делать это в расслабленном состоянии. Многие люди не знают, как практиковать в расслабленном состоянии. Если мы не расслаблены и становимся напряжёнными, выполняя визуализацию, любой вид трансформации не будет работать. Нам необходимо пребывать в присутствии, когда мы выполняем практику. Мы знаем очень хорошо, как пребывать в присутствии, когда мы выполняем гуру-йогу Ати расслабленно, не напрягаясь. Тогда у нас не будут возникать проблемы. Некоторые люди говорят, что хотя они делали гуру-йогу Ати много раз, они чувствуют дискомфорт в теле. Они чувствуют дискомфорт, потому что они не расслаблены.

Итак, мы делаем визуализацию таким образом и продолжаем оставаться в присутствии. Тогда постепенно мы расслабляемся. Что значит расслабляемся? Это значит, что мы больше не думаем. Мы больше не выполняем никакую визуализацию. Мы её уже выполнили и находимся в присутствии. Вот что значит быть расслабленными. Когда мы расслаблены, могут возникать какие-то мысли. Также могут возникать какие-то эмоции. Что нам делать? Мы всё также продолжаем пребывать в расслабленном состоянии с белым А и тигле. Мы нигде не можем найти эти мысли и эмоции. Мы просто расслаблены. Каково наше состояние, когда мы расслаблены? Этому не так легко дать определение. Это не то же самое, что пребывать в уме.

В целом мы всегда следуем за нашим умом. Некоторые люди, выполняя практику, говорят, что они чувствуют что-то странное, или видят что-то, или слышат что-то с помощью органов чувств. В частности, если мы слишком следуем за умом, тогда наш ум становится очень могущественным и подчиняет нас. Мы становимся рабами нашего ума, потому что мы не понимаем, как он функционирует, и тогда у нас возникает огромное количество проблем. Мы всё больше и больше верим нашему уму и следуем тому, о чём наш ум думает, судит или чувствует. Тогда ум становится ещё могущественнее и постепенно начинает подчинять и наш энергетический уровень. Когда это происходит, людям может казаться, что они слышат, как кто-то с ними говорит.

Если я скажу этим людям, что никто с ними не говорит, что это всего лишь их ум, они не поверят мне, потому что они чувствуют, что кто-то действительно с ними разговаривает. Это происходит, потому что ум становится очень могущественным и подчиняет их энергию и энергетические функции их органов чувств. Когда у кого-то появляется такая проблема, какова их реализация? Однажды они могут услышать голос, говорящий им спрыгнуть с крыши дома. Многие люди прыгают таким образом и они умирают. Они убивают себя, потому что они чрезмерно обусловлены своим умом. Если кто-то доходит до такого, им не так-то просто освободиться от этого. В этом случае им стоит выполнять янтра-йогу и дыхательные упражнения и работать с своими жизненными обстоятельствами, тогда возникает возможность преодолеть такую проблему.

Мы можем что-то немного понять, когда мы расслаблены, когда наш ум не находится во времени и пространстве. Тогда, даже если ум пытается доминировать над нами, он не может этого сделать. В этом случае мы подчиняем ум. Мы можем использовать ум; ум невероятно полезен во многих ситуациях, но мы должны понимать это. Поэтому, когда мы выполняем гуру-йогу Ати и пребываем в расслабленном состоянии, это представляет собой состояние гуру-йоги. Оно может быть не на 100% совершенно, но это намного лучше, чем пребывать в неведении и лишь следовать за своим умом.

Вот почему я всегда говорю, что мы должны учиться и практиковать гуру-йогу Ати. Но когда мы выполняем гуру-йогу Ати, мы можем расслабиться только на несколько минут, потому что мы начинаем следовать нашим мыслями, следовать нашему физическому телу и нашей энергии и так далее. Мы делаем это, потому что мы не реализовали это состояние, мы лишь расслабляемся в нём. Когда мы сможем полностью расслабиться в этом состоянии, это будет значить, что у нас есть такая реализация. Однако, если у нас этого нет, нам следует учиться гуру-йоге Ати и практиковать её, чтобы у нас было очень точное представление о том, что значит быть в состоянии созерцания.

Пребывать в состоянии созерцания — это реализация пути. Любое учение, которому мы следуем — Сутра, Тантра и т. д. — в конечном итоге приводит нас к состоянию созерцания, и мы можем достичь полной реализации. Если мы совершаем хорошие поступки, накапливаем заслуги и тому подобное, на относительном уровне это хорошо, но никто не сможет достичь полной реализации, делая лишь это. В Сутре Будда дал объяснение, которое нам следует помнить. Будда привёл в пример двух практикующих: один практикует, чтобы накопить заслуги, всегда совершает хорошие поступки, молится и выполняет все виды положительных действий, не создавая никаких негативных действий. Если человеку удается делать это на протяжение всей жизни, это фантастика.

Затем Будда привел в пример другого человека, который знает, как пребывать в состоянии созерцания. Созерцание означает не суждение или мышление, а расслабление в этом состоянии. Если человек проведёт всю жизнь, созерцая, это прекрасно и превосходно. Будда проводил сравнение между этим человеком и человеком, который накапливает заслуги всю свою жизнь. Он говорил, что, если человек расслаблен в состоянии созерцания в течение времени, которое требуется маленькому муравью, чтобы пройти от кончика носа до лба — а муравьи бегают довольно быстро, а значит, речь идёт об очень коротком промежутке времени — это намного важнее, чем провести всю свою жизнь накапливая заслуги.

Но это не значит, что накопление заслуг, связанных с умом, не приносит никакой пользы. В Тибете мы говорим དགེ་བ་ཁ་སྦྱོར་ལག་སྦྱོར་ (gewa khajor lagjor — гева каджор лагджор), что значит «когда обстоятельства позволяют совершать добродетельные поступки, всегда совершай их». Но не следует на них концентрироваться и считать их принципиально значимыми. Очень важно, чтобы практикующие понимали это.

В учении Дзогчен основным моментом является пребывание в состоянии созерцания. Когда люди не осознают этого принципа, некоторые из них говорят, что, хотя им очень нравится выполнять гуру-йогу Ати и они понимают, что это важное учение, они также чувствуют потребность выполнять очистительные практики, потому что у них накопилось так много негативных действий, которые необходимо очистить. Когда у нас есть знание гуру-йоги Ати и мы находимся в состоянии гуру-йоги Ати, это гораздо более важное очищение, чем начитывание Ваджрасаттвы или другой мантры.

Например, когда мы изучаем тантры Дзогчена, в большинстве из них нет объяснений о бардо существования, те есть обычном бардо. Когда некоторые люди следуют учению Дзогчен, они считают, что могут достичь реализации в течение одной жизни. Но реализация в течение одной жизни не значит, что мы достигаем чего-то вроде радужного тела Гуру Падмасабхавы. Например, когда мы умираем, сразу после смерти мы оказываемся в бардо дхарматы. Это промежуточное состояние природы света. В этот момент то, что мы узнали в течение своей жизни от учителя, действительно легко понять: три изначальные потенциальности — звук, свет и лучи, — которые у нас есть, в бардо дхарматы обнажены. Мы говорим, что в этот момент встречаются материнская и сыновья мудрости. Что такое сыновья мудрость? Это то, что мы получили от учителя, например, во время прямого ознакомления с гуру-йогой Ати. Теперь мы знаем, что Дзогчен — это наша реальная природа. Это качество или потенциальность связана с звуком, светом и лучами. Зная и понимая это, мы можем интегрировать их в себе с помощью потенциальности практики. Когда мы находимся в состоянии бардо дхарматы, в этот момент звук, свет и лучи обнажены. Нет никаких препятствий. Это материнская мудрость. Материнская мудрость сразу же распознает сыновью мудрость. Когда в нас происходит такое распознавание, мы обретаем полную реализацию самбхогакаи.

Мы говорим, что у нас есть бесконечная негативная карма, которую необходимо очистить. Благодаря такой реализации в бардо дхарматы мы её очищаем, даже если у нас есть бесконечные препятствия. Это как комната, в которой тысячу лет не было света. Мы думаем, что тьма очень плотная, потому что прошло много лет, но если мы используем свет, мы сразу можем всё увидеть. Распознавание звука, света и лучей — это высшее знание. Это высшее очищение. По этой причине, когда мы выполняем гуру-йогу Ати, некоторые люди думают, что мы не совершаем очищение, потому что не осознают этого. Гуру-йога Ати — это также высшее очищение. И это необходимо понимать.

Что нам следует делать, когда мы не находимся в таком состоянии? Мы должны находиться в присутствии. Позже я объясню более подробно, как быть в присутствии. Когда мы пребываем в состоянии созерцания, мы поём Песню Ваджры. Песню Ваджры можно сравнить с тем, как из дхармакайи возникают проявления самбхогакайи, когда для этого есть вторичные причины. Например, пять дхьяни-будд проявляются из Самантабхадры. Все они проявляются со звуком. Звук — это принцип Песни Ваджры.

Существует множество вещей, которые необходимо изучить, но сейчас всё, что вам необходимо, это передача звука. Это значит, что вы слушаете, а я читаю мантру. Когда вы слушаете, то получаете передачу. Это и есть передача звука.

[Ринпоче даёт лунг Песни Ваджры]

Когда мы поём Песню Ваджры, нам нужно стараться быть в расслабленном состоянии. Некоторые люди спрашивают, какую визуализацию они должны выполнять. Но нам не нужно выполнять никакой визуализации. Визуализация — это умственное представление. Мы судим и мыслим во времени и пространстве. В этом нет никакого смысла. Но если мы находимся в присутствии, тогда мы можем войти в состоянии гуру-йоги Ати. Поэтому после гуру-йоги Ати важно петь Песню Ваджры.

В конце практики мы должны посвятить заслуги всем живым существам. Для этого в конце всех видов практик у нас есть мантра. Эта мантра предназначена не для посвящения, а для наделения силой посвящения заслуг. Мы мысленно посвящаем заслуги и затем повторяем эту мантру, чтобы сделать наше посвящение более конкретным. Более того, какую бы практику мы ни делали, она становится более конкретной с этой мантрой.

[Ринпоче даёт лунг на эту мантру]

Вот как мы выполняем гуру-йогу Ати. Завтра в начале практики мы сделаем гуру-йогу Ати. Если кто-то не знает, как петь Песню Ваджры, им следует слушать и постараться спеть её с остальными практикующими несколько раз. Её легко выучить. Это то учение, которое я хотел вам дать в данный момент.

Транскрипция Анна Роуз, редакция Лиз Грэнжер, перевод на русский — Марина Шапиро.

Ati Yoga Retreat Teaching Part 2 .

Chögyal Namkhai Norbu

Part two of day one of Chögyal Namkhai Norbu’s Ati Yoga Teaching at Dzamling Gar, December 28, 2017. Part 1 was published in the last issue of The Mirror, no. 143. Rinpoche continues explaining how to do Guruyoga.

We have primary causes and also secondary causes, which are related to circumstances. Sometimes we have a lot of problems because we may have positive or negative karma in our condition. This is the real cause so when we find ourselves in circumstances with strong secondary causes, our karma matures and that problem manifests. Hence we are not really dependent on secondary causes but we have that potentiality and should know that all possibilities exist.

When we do practice we sound A, we do visualization, using our mind, judging and thinking. This is not the state of meditation but we are going in that direction. After a little while of doing this visualization we feel that it is something alive, however, we should do it in a relaxed way. Many people don’t know how to do practice in a relaxed way. If we are not relaxed and get charged up when doing the visualization, any kind of transformation will not work. We need to be present when we are doing practice. We know very well how to be present when we are doing Ati Guruyoga, relaxing, not getting charged up. Then we cannot have problems. Some people say that although they have done Ati Guruyoga many times, they feel a little uncomfortable within their body. They feel uncomfortable because they are not relaxed.

So, we do the visualization in this way and continue to remain in this presence. Then very gradually we relax. What does relax mean? It means we are no longer thinking. We are no longer doing anything such as visualization. We have just done it and we are in that presence. That is being relaxed. When we are relaxed then some kinds of thoughts arise. Some kinds of emotions may also arise. What should we do? In the same way we also relax with that white A and thigle. We cannot find these thoughts and emotions anywhere. We just relax. How is our condition when we relax? It is not something easy to define. It is not the same as being in mind.

In general we always follow our minds. When they do practice some people say that they feel something strange, or see something, or hear something with their senses. In particular if we go after our mind too much then our mind becomes very powerful and dominates us. We become a slave to our mind because we do not understand how it functions and then we can have a great many problems. We believe more and more in the mind and follow what our mind is thinking, judging, and feeling. Then mind becomes even more powerful and very slowly it also dominates our energy level. When this happens then some people may think that they can hear someone talking to them.

If I tell this person that there is no one talking to them, that it is only their mind, they do not believe me because they feel that someone is really talking. This is because mind becomes very powerful and dominates their energy and the energy functions of their senses of hearing, seeing, and so on. When a person has this kind of problem what is their realization? One day they may hear this voice telling them to jump off their house down to the street. Many people jump that way and then they die. They kill themselves because they are conditioned by mind too much. If someone arrives at this point it is not very easy to free themselves from it. Then they should do some yantra yoga and breathing exercises, and working with their existence it is possible for them to overcome that problem.

We can understand a little when we are relaxed, when our minds are not in time and space. Even if mind tries to dominate us, it cannot. In this case we dominate mind. We can use mind; mind is extremely useful in many kinds of circumstances but we must understand this. So when we do Ati Guruyoga and are in a state of relaxation, this represents the state of Guruyoga. It may not be 100% perfect, but it is much better than not knowing and only going after mind.

This is the reason I always say that we should learn and practice Ati Guruyoga. But when we do Ati Guruyoga we can only relax for a few minutes because we start to follow our thoughts, follow our physical body and our energy and so on. We do this because we have not realized that state, we are only relaxing in it. When we are able to totally relax in that state it means we have this kind of realization. However if we do not have that, we should learn Ati Guruyoga and practice it so that we can have a very precise idea what it means to be in the state of contemplation.

Being in the state of contemplation is realization of the path. Any kind of teaching we follow, Sutra, Tantra, and so on, finally brings us in the direction of the state of contemplation and we can have total realization. If we do good actions, accumulate merits and so forth, relatively it is good, but no one can have total realization only doing that. In the Sutra Buddha gave an explanation that we should remember. Buddha gave the example of two practitioners: one does practice to accumulate merits, always carries out good actions, prays and does all these kinds of positive things, not creating any negative actions. If a person manages to do this throughout their life, that is fantastic.

Then Buddha gave the example of the other person who knows how to be in the state of contemplation. Contemplation means not judging or thinking, but relaxing in that state. If a person spends their whole life doing contemplation, that is excellent and superior. Buddha made a comparison between this person and the person who accumulates merits throughout their life. He said that if a person is relaxed in the state of contemplation for the time it takes a small ant to walk from the tip of the nose to the forehead – ants walk very quickly so it is an extremely short time – this is much more significant than spending one’s whole life accumulating merits.

But this doesn’t mean that there is no benefit in accumulating merits, which are related to mind. In Tibetan we say དགེ་བ་ཁ་སྦྱོར་ལག་སྦྱོར་ (gewa khajor lagjor) that when circumstances make it possible to do virtuous actions we should always do them. But we should not concentrate on them and consider them to be essential. It is very important that practitioners understand this.

In the Dzogchen teaching, the main point is to be in the state of contemplation. When they do not know this principle some people say that, although they like doing Ati Guruyoga very much and know that it is an important teaching, they also feel to do some purification because they have so many negative things to purify. When we know Ati Guruyoga, and we are in the state of Ati Guruyoga, it is a much more important purification than chanting Vajrasattva or another mantra.

For instance, when we study and learn about the Dzogchen tantras there is no explanation of the bardoof existence, the normal bardo, in most of the these tantras. When some people follow Dzogchen teaching they consider that they can have realization in their lifetime. But realization in a lifetime doesn’t mean that we attain something like the rainbow body of Guru Padmasambhava. For instance, when we die immediately after death we have the bardoof dharmata. That is the passage of the nature of light. At that moment what we learned in our lifetime from our teacher is really easy to understand: the three primordial potentialities of sound and light and rays that we have are naked in the bardoof dharmata. At that moment we say that the mother and son wisdoms meet. What is son wisdom? It is what we received from our teacher when he introduced us to Ati Guruyoga, for instance. Now we know that Dzogchen is our real nature. That qualification, potentiality, is related to sound and light and rays. With this knowledge, understanding, they are integrated in us with the potentiality of practice. When we are in the state of the bardoof dharmata, at that moment sound and light and rays are naked. There are no obstacles. This is mother wisdom. Mother wisdom recognizes son wisdom immediately. When we have this recognition we have total realization of sambhogakaya.

We say that we have infinite negative karma to purify. With this realization in the bardo of the dharmata we purify it all, even though we have infinite obstacles. It is just like a room that has been without light for a thousand years. We think that the dark is very heavy because so many years have passed, but if we use a light, we can see everything immediately. Recognition of the sound and light and rays is supreme knowledge. It is supreme purification. For that reason when we do Ati Guruyoga some people think that we are not doing purification because they are ignorant of that. Ati Guruyoga is also supreme purification. So, it is essential to understand that.

What should we do when we are not in that state? We should be present. Later on I will explain more fully about how to be present. When we are in the state of contemplation then we sing the Song of the Vajra. The Song of the Vajra can be compared to the way Sambhogakaya manifestations appear from the Dharmakaya when there are secondary causes. For instance, the five Dhyani buddhas manifest from Samantabhadra. All of them manifest with sound. Sound is the principle of the Song of the Vajra.

There are many things to learn but for the moment you only need transmission of the sound. That means you are listening, and I am reading this mantra. When you listen you receive that transmission. This is transmission of the sound.

[Rinpoche gives transmission of the lung of the Song of the Vajra]

When we sing the Song of the Vajra we should try to be in a relaxed state. Some people ask what visualization they should do. We don’t need to do any type of visualization. Visualization is a mental concept. We are judging and thinking in time and space. It is not meaningful. But if we are present, then we can enter the state of Ati Guruyoga. So it is important to sing the Song of the Vajra after Ati Guruyoga.

At the end of the practice we should dedicate merits to all sentient beings. Then at the end of all different kinds of practice we have a mantra. This mantra is not for dedicating, but for empowering the dedication. We dedicate mentally and then we chant this mantra to make our dedication become more concrete. Moreover whatever practices we have done become more concrete with this mantra.

[Rinpoche gives the lung of the mantra]

This is how we do Ati Guruyoga. Tomorrow at the beginning of the practice we’ll do Ati Guruyoga. If people do not know how to sing the Song of the Vajra, they should listen and try to do it with other practitioners a few times. It is easy to learn. This is the teaching I wanted to give you for this moment.

Transcribed by Anna Rose
Edited by Liz Granger

Download PDF