Общение посредством эмоций и выход за пределы

Норвежская художница Вилвин Педерсен, одна из старейших членов Общины, рассказывает о своей творческой жизни и о том, как она встретила Чогьяла Намкая Норбу

Я расскажу историю о себе, Вилвин. Я родилась в Норвегии в 1948 году и провела первые семь лет в детском доме, так как появилась на свет, как говорят, по случайности. В те дни моя мама не могла заботиться обо мне, потому что должна была работать, а единственная работа, которая у неё была — это ходить вокруг света на большом корабле.

Потом я переехала к тёте и дяде на пару лет, пока не смогла начать жить с матерью. К этому времени я уже привыкла сама заботиться о себе, и когда мне было четырнадцать лет, никто не мог мне указывать, что делать. Моя мать была очень милой, но мы были разные.

В школе, когда мне было 13, у меня появился особенный учитель по живописи, который дал мне мольберт и велел мне идти работать в заднюю комнату. Он показал мне некоторые приёмы, и я сделала несколько рисунков и картин с фотографий работ Ван Гога и Модильяни. Я была очень счастлива и полюбила рисовать.

Мандарава, акварель

Когда мне было шестнадцать, я перешла в другую школу, где преподавался курс по искусству, но через полгода бросила занятия. Я продолжала искать что-то новое. Потом, в восемнадцать, я поехала в Англию, Лондон, и поступила в колледж City and Guilds при Лондонской школе искусств, где я много узнала о формах классического искусства. Но там я продержалась 3-4 месяца, так как не могла переносить образ жизни в большом городе: я сильно скучала по природе Норвегии.

Вернувшись в Норвегию, я стала тусоваться в Осло с разными художниками и работала в качестве модели для одного из них. Этот художник показал мне, как готовить полотно. Я наблюдала, как он работает, мыла ему пол и к тому же стала его любовницей. Мой мир был наполнен классической музыкой, красным вином и картинами.

Мне посоветовали подать документы на учёбу в Государственном колледже искусств в Осло. Я так и сделала, и они сразу же приняли меня. Но даже там я всё ещё была очень упряма. Я не хотела никого слушать, поэтому вместо того, чтобы быть нормальной студенткой, я стала выбирать то, чему я хочу учиться, по своему желанию пропуская занятия. Директор школы просил меня зайти к нему и показать свои работы, и время от времени я показывала ему свои картины. Он сказал мне, что, если я буду так продолжать, то далеко пойду. Он даже выделил некоторые деньги, чтобы я могла посетить музей Рембрандта в Голландии. Так или иначе я провела там четыре года, хотя я не сдавала экзамены, а просто училась тому, что мне нравилось. Это было очень плодотворное время.

Потом, в возрасте 22 лет, я с друзьями переехала в норвежские горы и жила там в дикой природе вдали от цивилизации. Когда мне было 24, у меня родился сын Мариус. Отец Мариуса был очень хорошим художником, но от меня он хотел только исполнения таких женских обязанностей, как вязание и шитьё. А я продолжала писать. Через три года мы расстались.

Копенгаген 1974 года, Вилвин использовала эту картину, чтобы оплатить поездку на ретрит Его Святейшества Кармапы и пребывание в дхарма-центре в течение месяца.

Когда Мариусу было около года, я встретила Оле и Ханну Нидал из Дании, которые рассказали мне о Дхарме. Всё изменилось, и я стала менее дикой, у всего появился смысл, и я осознала, что мой взгляд на жизнь связан с буддийским воззрением. Это был мой дом. Я поехала в Копенгаген, где первый раз встретилась с тибетскими ламами. Чтобы остаться там на месяц, я оплатила за своё пребывание картиной.

Вернувшись в Норвегию, я сняла фургон в лесу Осло и начала практиковать нёндро, делая практики как можно быстрее, чтобы получить следующее посвящение. Это заняло много моего времени, так как, подобно остальным молодым людям, начинающим практиковать, это единственное, что я делала, за исключением, конечно, материнских обязанностей. Я продолжала немного писать, и когда я что-то рисовала, я никому это не показывала. Я не принимала всерьёз свои способности писать картины. Для меня это было что-то обычное.

В какой-то момент я решила принять участие в стипендиальной выставке во влиятельной галерее в Осло и показать мои работы. Там, если работы нравятся, они спонсируют твою учебу. Я повесила свои работы, но совершенно забыла подать заявку на спонсорскую поддержку, поэтому совсем ничего не получила.

Позже я приняла участие в выставке с другими художниками в Осло. В тот момент я рисовала больше в традиционном стиле, работая больше маслом на холсте, но также цветными карандашами, красной пастелью и углём. Я написала много портретов. Меня всегда интересовали выражения лиц и пространство, такое как, например, высокое небо. Я также делала пейзажи с лесами, деревьями, иногда в сказочном стиле.

Осенью 1975 года я решила присоединиться к большому количеству практиков Дхармы из Скандинавии, путешествовавших на автобусе в Индию, и Мариус остался на три месяца со своей тётей.

По истечении почти трёх недель мы остановились в Лехе, Ладакх, на севере Кашмира, недалеко от тибетской границы. Это был первый год, когда туристы могли въехать в Ладакх, и это было невероятным везением встретить некоторых величайших учителей и этих простых, прекрасных людей.

Акварель, написанная в 2005 году без внешних моделей, по памяти.

Вернувшись в Норвегию, я встретила американского писателя, который приехал в Норвегию во время визита Дилго Кьенце Ринпоче. Он увидел мои картины и предложил мне проиллюстрировать его будущую книгу. Итак, я принялась за работу над цветными изображениями, и когда он отнёс рисунки в издательство, ему сказали, что будут рады использовать иллюстрации, но сам рассказ не подходит.

Осенью 1976 года мой сын и я приехали в Италию и впервые встретили Чогьяла Намкая Норбу. Меня потрясла встреча с Общиной. Это был большой поворотный момент в моём понимании практики. Это было так просто, непосредственно и с любовью, но я всё ещё была обусловлена, поэтому не разглядела все качества Норбу Ринпоче. В то же самое время в Риме мне также посчастливилось встретить Кхамтрула Ринпоче, Доржонга Ринпоче и Другу Чогьяла Ринпоче.

Путешествие в Италию было подобно большому подарку, и, пробыв там два месяца, мы отправились обратно в Норвегию, где я начала подготовку к приезду Кхамтрула Ринпоче, Доржонга Ринпоче и Другу Чогьяла Ринпоче, которые планировали посетить Карма Таши Линг зимой 1977 года. Они остановились там на три недели перед поездкой в Англию, и в течение этого времени Кхамтрул Ринпоче, Чогьял Ринпоче и я разрисовали гомпу в Карма Таши Линге.

В мае 1979 года мы с моими друзьями из Дзогчен-общины Норвегии пригласили Норбу Ринпоче. Это были действительно великие перемены. Его методика обучения, его великое сострадание и его способ объяснения, благодаря которым многие начинали понимать природу ума, способ бытия, самого существования и вхождения в это состояние, стали новым измерением для большинства практикующих. У Норбу Ринпоче есть великая способность помогать живым существам, давая им возможность видеть их незагрязнённую чистую изначальную природу за пределами умопостроений.

Так как это история, то я должна также упомянуть, что после ретрита в Осло мы совершили фантастическое путешествие через горы. Оно завершилось на западном побережье Норвегии, где мы посетили Марит и красивое место Гордона, расположенное в одном из фьордов. Чтобы добраться туда, нам пришлось пересечь фьорд. Нас было около 15 человек — американцев, итальянцев и норвежцев, — совершивших переход на маленькой лодочке. Начался шторм с огромными волнами, но с помощью Норбу Ринпоче мы завершили переход в безопасности. Однако время означает, что всему когда-то приходит конец, даже этому ретриту.

Потом, в 1981 году, мы снова пригласили Норбу Ринпоче на другой ретрит. Он прошёл в моём доме в лесу Осло, очень незатейливом жилье без современных удобств. В любом случае, этот ретрит заставил меня понять, что мне необходимо переехать в Италию, что было одобрено Норбу Ринпоче. Итак, на Рождество 1981 года мы с моим сыном Мариусом отправились на ретрит на Сардинию, и после этого на несколько лет остались жить в Италии.

Вилвин за работой в Меригаре в 1982 году.

Несколько лет мы жили в Формии, Арчидоссо и Риме, и никто не знал, что я рисую. Когда я оставалась дома одна, я в действительности объединялась с этим миром. Никогда не возникало никаких вопросов, и я никогда не думала о том, чтобы кому-нибудь рассказывать об этом.

Мы вернулись в Норвегию в 1986 году и остались там на пять лет. В это время я работала художником-оформителем декораций в двух театрах в Осло и несколько месяцев подрабатывала подручной при уходе за престарелыми на дому. Как обычно, в свободное время я также писала картины, как правило, масляными красками на холсте.

Потом, в 90-е, после возвращения в Италию, я начала работу по оформлению гомпы Меригара. В начале я работала снаружи. Никто не знал, что я художница. Я просто сказала: «Знаете, я могу писать картины». Я работала с бурятскими художниками: с Батодалаем Дугаровым и его сыном Зориком и другими художниками. Потом я помогала оформлять внутреннюю часть потолка. Потом приехали тибетцы.

Другу Чогьял Ринпоче приезжал, наверно, три раза для работы над панелью с изображением изначальных учителей. Церинг Вангчук сделал все линейные рисунки в остальной части гомпы и со своей женой Сонам Палмо нарисовал фигуры линий передачи учителей, а мы помогали раскрашивать и наносить тени. Несколько лет спустя вместе с группой западных художников я перекрасила наружную часть гомпы. Потом, в 1997 году, я опять вернулась в Норвегию по семейным обстоятельствам и начала работать художником в театре.

Акварель с изображением Тара Бхир Рок, места силы Тары в Шивапури, расположенного с внешней стороны Бодхи в Непале, написана в 2012 году

В 2004 году моя невестка, тоже художница, предложила мне серьёзней отнестись к написанию картин. Она организовывала летние курсы, которые называла «летней школой искусств», на острове за пределами Осло. Я решила поехать туда и пройти недельный курс по акварельной живописи со знаменитым норвежским художником, который специализировался на акварели. И тогда во мне что-то произошло. До этого я никогда не работала с акварелью. Работа выходит по мере продвижения, и тебе приходится работать быстро. Это не так, когда ты сначала делаешь рисунок, а потом раскрашиваешь его. Мне приходилось работать на целой странице одновременно, пока она ещё влажная, обнаруживая, что правил не существует, находя свои способы работы и выражения, и наконец, из меня начал проявляться художник, который прятался во мне так долго.

В следующем году те же художники организовали курсы по использованию масляных красок на холсте. Я поступила на курс, чтобы освежить свои способности, и нарисовала четыре картины за неделю! После курса я продолжала работать с портретами и пейзажами.

Гомадэви, написана в 2011 г.

Первый буддийский образ, который я нарисовала, была Мандарава, а потом Гомадеви. Эти две картины были началом серии акварелей, которую я начала 7-8 лет назад. Я никогда не рассматривала себя в роли тханкописца. Настоящие тханкописцы часто практикуют того йидама, которого изображают, рисуя глаза в самую последнюю очередь. А я обычно рисую глаза достаточно рано для установления связи с картиной, для ощущения божества, иногда через практику.

С годами моя дружба с Другом Чогьялом Ринпоче стала крайне важной. Он меня сильно вдохновлял на практику, в том числе своим творчеством, хотя я никогда не училась у него искусству. Он подарил мне много предметов для рисования: китайские кисточки и различные виды рисовой бумаги, говоря, что писать картины и есть моя практика. Я также провела несколько лет в его ретритном центре Тара Бхир, где я совмещала ретриты с рисованием.

Я чувствовала, что у меня нет выбора: вот способ, которым я могу выразить себя и общаться с окружающими. За свою жизнь я несколько раз сжигала и рвала картины, вместо того, чтобы просто отставить их. Теперь я научилась отставлять их, потому что, возможно, в них есть что-то, что я пойму позже. Это общение с собой через бумагу.

Кассандра, акварель на рисовой бумаге, нарисовано в 2011 г.

Раньше я часто использовала модели в рисунках, но теперь я рисую всё, что приходит мне на ум. Я всегда была свободолюбивой и достаточно упрямой, следуя собственному пути, никогда на представляла так называемую «обычную жизнь» как возможный для себя вариант. Я рассматриваю искусство как средство общения через эмоции, но также и как возможность выйти за пределы и выразить естественное проявление природы в присутствии на момент рождения картины.

http://dakiniasart.com/artists/wilvin-pedersen/

Communicating Through Emotions and Going Beyond

Norwegian artist Wilvin Pedersen, one of the earliest members of the Community, talks about her life as an artist and how she met Chögyal Namkhai Norbu

I would like to tell the story about me being Wilvin. I was born in Norway in 1948 and spent my first seven years in an orphanage, since I came into this world as a so-called accident. Those days, my mother could not take care of me because she had to work, and the only work she got was on big ships going all over the world.

dzogchen artist wilvin pedersen

dzogchen artist wilvin pedersen

Mandarava in watercolor

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Then I moved to my aunt and uncle for a couple of years before I could live with my mother. By this time I was already used to taking care of myself and when I was fourteen nobody could tell me what to do. My mother was a very nice and different person though.

At school when I was 13 I had a very special art teacher who gave me an easel and told me to go and work in the back room. He showed me how to do a few things and I made some drawings and paintings from photos of paintings of Van Gogh and Modigliani works. This made me very happy and I just loved it.

When I was sixteen I started to study at another school with an art class but quit after half a year. I continued to roam around. Then at eighteen I went to London England to City and Guilds of London Art School where I learned a lot about classical art forms. But I only stayed 3-4 months because I couldn’t stand living in a big city and missed the nature of Norway.

Back in Norway I started to hang out with different artists in Oslo and became a model for one of them. The same artist showed me how to prepare canvases, I watched him paint, washed his floor, and also became his lover. And that was how I really started to paint for real. My world was filled with classical music, red wine and painting.

People advised me to apply to go to the State Art College in Oslo, so I did and they accepted me immediately. Even there I was still very stubborn. I didn’t want to listen to anybody so instead of being a student in a normal way I started to choose whatever I wanted to learn, skipping classes when I wanted to. The headmaster would ask me to come and show him my paintings and I would show them to him from time to time and he told me that if I continued like that I would go far. He even gave me money to visit the Rembrandt museum in Holland. Anyway I spent four years there although I never did an exam but just studied what I wanted to learn, a very fruitful time.

Then, at the age of 22, I moved up into the mountains of Norway with some friends living in the wilderness far away from civilization. When I was 24 my son Marius was born. Marius’ father was a very good artist but he wanted me to only do women’s work like knitting and weaving but I continued to paint as well. We split after three years.

dzogchen artist wilvin pedersen

Copenhagen 1974, Wilvin used this painting as payment to follow a retreat with HH Karmapa and stay at the Dharma- house for a month.

When Marius was nearly one year old, I met Ole and Hanna Nydahl from Denmark who introduced me to the Dharma. Things changed and I became less wild, everything started to make sense and I recognized that my view of life was linked to the Buddhist view. I was home. I went to Copenhagen where I met Tibetan lamas for the first time. To be able to stay there for a month, I paid my stay with a painting.

Back in Norway, I got a cabin in the forest of Oslo and started the Ngondro practice, doing it all very fast so I could receive the next initiation. That took a lot of my time because like many other young people, when you start practising, that is what you do, and not much else besides being a mother of course. I continued to paint a little and when I painted something, I kept it very private and didn’t show it to anyone. I didn’t consider my capacity for painting. For me it was just something ordinary.

At some point I decided to take part in a stipend exhibition in an important gallery in Oslo to show my works, where if they like the work, they support you in your studies. I hung my paintings up but totally forgot to make an application for the support so I didn’t manage to get any help.

Later I participated in an exhibition with other artists in Oslo. At that time I was doing more traditional types of paintings and working with oils on canvas but also color pencils, red chalk and coal on paper. I did a lot of portraits. I was always very much engaged in expressions and space, such as big skies, and I also painted natural scenes with forests, wood, sometimes in a fairy tale style.

In autumn 1975 I decided to join a lot of Dharma people from Scandinavia on a bus ride to India and Marius was left behind with his aunt for three months

After nearly 3 weeks we ended up in Leh-Ladakh, which is north of Kashmir, close to the Tibetan border. This was the first year tourists could enter Ladakh, and it was incredible to meet some great Lamas and these simple, beautiful people.

dzogchen artist wilvin pedersen

Watercolor painted in 2005, painted from mind without an external model

Coming back to Norway I met an American writer who came to Norway when Dilgo Khyentse Rinpoche visited. He saw my paintings and suggested I illustrate a book and he would write the story. So I worked on the color drawings and when we took the work to a publishing house, they said they would be happy to use the drawings but that the story was not good enough.

My son and I came to Italy in autumn 1976 and met Chögyal Namkhai Norbu for the first time. I was amazed meeting this community. It was a big turning point for me in understanding practice. It was so simple, loving and direct but I was still very conditioned so I did not see all Norbu Rinpoche’s qualities. I also had the fortune to meet Khamtrul Rinpoche, Dorzong Rinpoche and Drugu Chögyal Rinpoche in Rome at the same time. The trip to Italy was like a great gift and after being there for two months, we went back to Norway where I prepared for the visit of Khamtrul Rinpoche, Dorzong Rinpoche and Drugu Chögyal Rinpoche who wanted to come to Karma Tashi Ling in the winter of 1977. They stayed for three weeks before going to England and during that time Khamtrul Rinpoche, Chögyal Rinpoche and I painted the Gönpa in Karma Tashi ling.

In May ’79, my friends of the Norwegian Dzogchen Community and I invited Norbu Rinpoche. This was really a great change somehow. His way of teaching, his great compassion and his way of explaining, so people really got to understand the nature of mind and way of being, existence itself, entering into the state, was a new dimension for many practitioners. Norbu Rinpoche has the great capacity to help living beings, to let them see their unobstructed pure nature of origin, beyond concepts of mind.

Since this is a story I must also tell you that we had a fantastic trip crossing the mountains after the retreat in Oslo. We ended up on the west coast of Norway visiting Marit and Gordon’s nice place in one of the fiords. To go there we had to cross the fiord. We were about 15 people, Americans, Italians and Norwegians crossing in this little boat. There was a storm and big waves but with the help of Norbu Rinpoche we all crossed safely. But time means that everything has an end, also this retreat.

Then in 1981 we invited Norbu Rinpoche for another retreat. That retreat was held in my home in the forest of Oslo, a very simple little place with no modern facilities. Anyway this retreat made me see the necessity of moving to Italy, which Norbu Rinpoche approved. So at Christmas ’81 my son Marius and I came to the retreat in Sardegna and afterwards we stayed in Italy for some years.

dzogchen artist wilvin pedersen

Wilvin working at Merigar in 1982

We lived in Formia, Arcidosso and Rome for some years and nobody knew that I painted. When I was on my own at home and I could really connect to that world. There was never any question and I never thought about talking about it. It was never an option for me.

We returned to Norway in 1986 and remained for five years. During that time I was working as a painter and props maker in two theatres in Oslo but also working as a helper in a home for old people for some months. As usual I was also painting in my free time still mostly in oil on canvas.

Then in the 90s after coming back to Italy, I started to paint in the Merigar Gönpa. At the beginning I was working outside. Nobody knew that I was a painter. I just said, “Look I can paint”. I worked with the Buryatian painters, Batodalai Dugarov and his son, Zorick and other painters. Then I helped with the decoration inside on the ceiling. Then the Tibetans came.

Drugu Chögyal Rinpoche came about three times to work on the panel of the Primordial Masters. Tsering Wangchuk made all the linage drawings in the rest of the Gönpa and painted the figures of the lineages of masters with his wife Sonam Palmo and we helped with the coloring and shading. Some years later I repainted outside the Gönpa with some other western painters. Then due to family reasons again I went back to Norway in 1997 and started to work at a painter in the theatre.

dzogchen artist wilvin pedersen

Watercolor of Tara Bhir Rock, a powerful place of Tara in Shivapuri outside Boudha in Nepal, painted in 2012

Gomadevi painted in 2011

Gomadevi painted in 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

In 2004 my sister-in-law, who is also an artist, suggested that I start to take my painting more seriously. She was organizing a summer course that she called a “summer school of art” on the peninsula outside Oslo. So I decided to go there and do a weeks course with watercolor with a famous Norwegian artist who specialized in watercolor. And it just clicked with me. I had never worked with watercolor before. The work comes along as you go and you have to work fast. It’s not a matter of making a drawing and then filling in colors. I had to work on the whole page at the same time when it was all wet, but discovering that there are no rules I also found other ways myself to work and express and finally started to come out as a painter, I had hidden it so long.

The next year, the same artist gave a courses using oil paint on canvas. I took the course to refresh my capacities and did four paintings in a week! After the course I continued to work on portraits and nature.

The very first Buddhist image that I painted was Mandarava and after that Gomadevi. These two paintings were the very first in the series of watercolor paintings that I started 7-8 years ago. I’ve never considered myself to be a thangka painter. Real thangka painters often do the practice of the divinity that they are painting and they also do the eyes at the very end. I usually paint the eyes quite early on so that I can connect to the painting, sense the deity, also with practise sometimes.

During the years my friendship with Drugu Chögyal Rinpoche has been very important. He has inspired me a lot with my personal practise but also with his arts although I have never been his art student. He has given me a lot of material like Chinese brushes and different kinds of rice paper to paint on saying that to paint is my practise. I have also spent time through the years at his retreat center Tara Bhir where I have done retreats combined with painting.

dzogchen artist wilvin pedersen

Kassandra, watercolor on rice paper, painted in 2011

I feel that I don’t have a choice – this is the way I can express myself and communicate. In my life I have burned or torn up quite a few paintings instead of putting them away. Now I’ve learned to put them away because there may be something there that I can get out later. It’s a communication with myself through paper.

Before I often used a model when painting but now I always paint whatever directly from my mind. I have always been free spirited and pretty stubborn, following my own way without considering a so-called “normal life” an option. I see art as a medium to communicate through emotions but also as a means to go beyond and express a natural appearance of nature in presence while painting.

http://dakiniasart.org/artists/wilvin-pedersen/