В созерцании на побережье Красного моря

С 19 по 25 января 2019 года недалеко от городка Нувейба (Египет, Синайский полуостров) в пляжном комплексе Аквасан прошёл созерцательный ретрит «Введение в практику созерцания» под чутким руководством инструктора СМС 2-го уровня Игоря Берхина, организованный Дзогчен-общиной Израиля.

Ретрит проходил на английском языке и предназначался для тех, кто получил прямую передачу от Чогьяла Намкая Норбу. Бесценной возможностью погрузиться в сущность практики в просторной и прекрасной среде счастливо воспользовались 10 израильтян и 2 русские девушки, не считая бесчисленных местных кошек и собак, которые выказали свой интерес и к учению тоже – не только к невероятно вкусной и свежей местной еде, которой мы наслаждались во время «сессий главной практики», как полушутя называл Игорь наше время завтраков, обедов и ужинов.

Всю неделю у нас было 5 сессий в день. Начинали в 8 утра с одного часа созерцательной практики сидя, затем после завтрака следовало 2-ух часовое объяснение Игоря, касающееся сущности практики Дзогчен, включая важные объяснения типичных отклонений и препятствий для медитации в подходе Ати-йоги.  Как было написано в превью ретрита: «В практике Дзогчен ключевой пункт – это переход от медитации, которая включает ум, к созерцанию за пределами обыденного ума. Это связано с принципом «безусильности» или расслабления. Используя методы шинэ, семдзинов и рушенов, мы можем обнаружить, как расслабиться в своём естественном состоянии за пределами активности ума».

Затем всегда следовала предобеденная сессия индивидуальной практики на улице, во время которой мы наслаждались временем в одиночестве, но обязательно памятуя о конкретном задании, которое каждый раз давал ведущий на это время. Например, первая такая сессия была посвящена практике гуру-йоги с А и сохранению присутствия. В течение этих сессий на открытом воздухе мы обычно были могли свободно двигаться, сидеть, лежать на пляже или плавать в море. И после обеденного перерыва наступал черед 2-х часовой практики гармоничного дыхания и Янтра-Йоги с красивой супружеской парой израильских инструкторов Янтра-Йоги 1 уровня Тиграном и Ревиталь. И в конце дня на очереди была еще одна часовая коллективная практика созерцания сидя.

Наш процесс принятия пищи всегда был щедро приправлен приятными разговорами и бесчисленными анекдотами, из-за чего по временам мы очень громко смеялись. Но суть была в том, чтобы не терять присутствия во всех разнообразных ситуациях и действиях с сопровождающими их яркими ощущениями в течение всего дня. И я полагаю, что мы все старались делать лучшее, на что способны, 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Конечно же, я бы могла рассказать вам некоторое количество анекдотов и забавных ситуаций с ретрита – смеха было предостаточно. Но это всего лишь уровень обыденного ума, который имеет дело с нашими интересами. В то время как в пребывании в состоянии мгновенного присутствия, в природе ума, нет ничего особенного и ничего интересного вообще, как объясняет Игорь, продолжая линию передачи учения. И поэтому я предпочту остановиться в этой точке: обозревая все воспоминания в краткий миг, позволяя им уйти туда, откуда они пришли и, возможно, давая вам что-то вроде вдохновения, чтобы вы могли присоединиться к нашей практике в следующем году, если мы накопим достаточно заслуг, чтобы повторить в этом прекрасном спокойном месте с красочным видом на воды Красного моря и горы Саудовской Аравии на другом берегу залива Акаба.

С искренней благодарностью Игорю Берхину за глубокое погружение в практику и ясные объяснения ключевых моментов учения Дзогчен и Дзогчен-общине Израиля за отличную организацию мероприятия,

Елена Разумова

Contemplation at the Red Sea Coast

contemplation red sea coast

From the 19th till the 25th of January 2019 a contemplative retreat organised by the Israeli Dzogchen Community and guided by the 2nd level Santi Maha Sangha instructor Igor Berkhin took place at a beach resort called Aquasun in the Egyptian Sinai near Nuweiba. The topic for the retreat was “An Introduction to the Practice of Contemplation”, and it was a really precious opportunity to dive into this essential practice in a spacious and beautiful environment.

The language of the retreat was English and it was intended for those who had received direct introduction from Chögyal Namkhai Norbu. So 10 Israeli practitioners and 2 Russian ladies were happy to participate, not counting numerous local cats and dogs who also showed their interest in the teaching – not only for the extremely delicious and fresh local food which we enjoyed at the precise time of the “sessions of the main practice” as Igor called them half-jokingly.

contemplation red sea coast

There were 5 sessions per day during the whole week. We started at 8 in the morning with 1 hour sitting contemplative practice, then after the breakfast pause we had 2 hours of Igor’s explanations concerning the essence of Dzogchen practice including important explanations of the typical deviations and obstacles related to the meditation of Dzogchen-Atiyoga. As was written in the retreat preview, in Dzogchen practice the crucial point is the transit from meditation that involves mind to contemplation beyond ordinary mind. It is related to the principle of “no-effort” or relaxation. Applying methods of shine, semdzins, and rushens, we can discover how to relax into our natural state going beyond ordinary mental activity.

contemplation red sea coast

And then before lunch we always had an outdoor individual session enjoying our time alone, simultaneously keeping in mind the particular task of our guide. For instance, the first one was dedicated to the practice of guruyoga and being in presence. And during these outdoor sessions we usually were free to move as we liked, to sit, to lie on the beach or to swim in the sea. Then after the lunch break we had a 2 hour session of harmonious breathing and yantra with a beautiful couple of Israeli Yantra Yoga instructors Level 1, Tigran and Revital. And at least another one hour of collective sitting practice of contemplation was on the line.

contemplation red sea coast

A bright final of each day was a dinner altogether under the cane roof of the open-air restaurant, sometimes with a perfect view of the full moon with its reflection in the sea water (just like a famous natural visualization describing of illusionary substance of phenomenon, unity of emptiness and appearances).

Our food taking process was always liberally spiced with pleasant talks and numerous anecdotes which made us sometimes laugh very loudly. The core of a subject was not to lose presence through all these variegated processes with accompanying vivid sensations during the whole day – anyway, we all tried to do our best 24×7.

Of course, I could tell you some anecdotes and funny situations from the retreat as it was full of joyful laughing, but it’s just a level of ordinary mind, which is dealing with our interests. While being in instant presence has nothing special and is not interesting at all, as Igor teaches following the lineage. And that’s why I prefer to stop here – observing all the memories in a short moment, letting them go to where they came from and maybe giving you a kind of inspiration to join our practice next year, if we accumulate enough merits to repeat it in this beautiful calm place with the view of the colorful waters of the Red Sea and the mountains of Saudi Arabia on the other shore of Akaba Bay.

contemplation red sea coast

With sincere gratitude to Igor Berkhin for the deep immersion into practice and clear explanation of the key points of the Dzogchen teaching and to the Dzogchen Community of Israel for their excellent organization of the event.

Elena Razumova

Download PDF