Художник общины Фредерика Хегедус

Обезьянка за работой

Меня зовут Фредерика Генриета Хегедус, я рисую и создаю украшения. Я родилась в городе Кошице в Словакии, однако, чувствую себя гражданином мира. Вся Земля — мой настоящий дом. Я выросла при социализме, который осуждал и подавлял религию и пропагандировал атеизм. Это было не так уж плохо, потому что спасало меня от бескомпромиссного религиозного воспитания без возможности выбрать собственный путь.

С тех пор как я себя помню, у меня было мировоззрение и мнение, которые отличались от моего окружения. В детском саду меня интересовало, видят ли другие люди траву зеленой, а небо голубым так же, как я. Я никак не могла принять мысль, что внутри наших тел находится бесконечно большая душа. В детстве меня беспокоило, как нечто столь обширное и, на мой взгляд, бесконечное, способно поместиться в таком маленьком человеке, как я. 

Мне казалось, что в моем маленьком теле находится душа, которая распространяется повсюду, только концентрирует свое внимание на мне и, тем самым, создает ложное ощущение, что это тело и есть я. Представьте, как была сбита с толку моя семья, когда я пыталась рассказать им об этом. Со временем я перестала, но и по сей день у меня нет причин думать иначе.

Искусство всегда привлекало меня больше всего, особенно живопись, а также создание украшений и одежды. Я любила читать, потому что очень любознательна и люблю узнавать все новое. Когда я стала старше, моя улица оказалась маленькой, меня стали привлекать далекие горизонты. Так, мир вокруг меня, который я хотела исследовать, рос вместе со мной. Я рисовала чувства из своего опыта, потому что одна картинка говорит больше, чем тысяча слов.

«Золотой Будда в тигле»

В старших классах я начала увлекаться физикой, потому что мой мир перешагнул границы Земли и простирался далеко в космос. Я увлекалась восточной философией и открыла для себя индуизм и буддизм, которые лучше всего выражали мое отношение к жизни. В это время я начала часто и с удовольствием медитировать. Во время медитации я не была связана прошлым и не беспокоилась о будущем. Я воспринимала только «здесь и сейчас» и чувствовала себя частью всего.

В детстве рисование позволяло мне запечатлевать чувства, видения и то, что другие не воспринимали. Я участвовала во многих детских и студенческих выставках. Это также позволило мне изучать дизайн на художественном факультете Технического университета в Кошице. 

Эта область привлекала меня прежде всего тем, что сочетала изучение искусства с техническими и естественными науками, такими как физика и математика. В то время я также работала над созданием пиктограмм для графических информационных систем. Разработка четких и простых для понимания пиктограмм полностью захватила меня, потому что они преодолевают языковые барьеры и имеют большую повествовательную ценность.

В день выпуска родился мой первый сын Лукас, и я стала мамой на полный рабочий день, но по вечерам продолжала рисовать. Через десять лет у нас с моим новым партнером родился мой второй сын, Мариус. Лукас всегда любил рисовать, изучать скульптуру и живопись. А Мариуса все детство сопровождал воображаемый друг. Этим другом была змея. Однажды он подошел ко мне и спросил, зачем я все еще медитирую. Я была удивлена его вопросу. Он сказал мне: «Мама, а ты знаешь, что лучшая медитация — это сама жизнь?» Нет, в тот момент я этого не знала. У моих детей было схожее со мной мировоззрение, и тогда я поняла, что люди вокруг меня были больше похожи на меня. Больше, чем я ранее думала.

Мариус увлекался наукой и физикой, изучал квантовую физику и в настоящее время учится в докторантуре Королевского университета Холлоуэя в Лондоне и в Национальной лаборатории физики.

В 2012 году у меня произошла любопытная встреча с Мастером. Он появился в моей медитации. Мы сидели у горного озера, и он сказал мне найти путь, который я уже начала под его руководством в прошлом. Теперь я не должна ничего ждать, я должна стремиться к дзогчену.

«Основа, путь и плод медитации»

Когда я вышла из той медитации, была глубокая ночь. Как мне найти дзогчен, спрашивала я себя. Поищу-ка в Google. Итак, я открыла компьютер и нашла страницу Дзогчен-общины, причем не где-то далеко в неизвестной стране, а здесь, в моем городе. На следующий день я позвонила и встретилась с человеком, Юраем Карликом, который рассказал мне о дзогчене и его мастере Намкае Норбу Ринпоче, который через несколько дней давал всемирную передачу через Интернет. На стене висела изображение мужчины и женщины, именно тех, которых я когда-то видела в одной из своих медитаций — Самантабхадра и Самантабхадри яб-юм. И да, я сразу поняла, что должна быть здесь. Так я узнала о Намкае Норбу Ринпоче.

Затем я несколько раз встречалась с Ринпоче лично. Моя первая встреча состоялась в Меригаре, в Италии, в 2013 году, когда он давал учения и передачи. Я чувствовала, что его слова были обращены лично ко мне — каждое из них напрямую касалось моего сердца. Как будто он был членом моей семьи. Затем в 2016 году в Праге и Братиславе у меня была возможность снова встретиться с ним лично. Также я встретилась с ним в Вангденлинге, что было самой сильной, но, к сожалению, и последней личной встречей. Я принесла одну из своих картин Ринпоче в Братиславу на встречу. Тогда он ободрил меня и сказал, что было бы хорошо показать их в галерее.

Когда дети выросли, если я не делала персональных выставок, то показывала свое искусство. В Праге я выставляла ювелирные украшения, у меня была долгосрочная выставка, а также картины в студиях K2 и в галерее Nova. Мариус в то время учился в Карловом университете, а я читала лекции по технике современного искусства. В 2016 году у меня была совместная выставка в Кошице с моим сыном Лукасом Поляком под названием NEXT.

«Клематис — фиолетовый звездочет»

Встреча с учением дзогчен изменила мою жизнь и то, как я выражаю себя через живопись. В одном из последних учений, которые я получила от Учителя, он сказал, что со временем человек должен найти своего внутреннего мастера. Хотя Ринпоче завершил свой путь, я все еще чувствую сильную связь и получаю много личного опыта, который показывает мне, что его наследие все еще живо внутри нас.

После передачи и учения я написала ряд картин, используя спиртовые чернила на бумаге в технике Yupo. Это пузырьки, которые пересекаются друг с другом, образуя различные формы и цепочки. В других картинах расплывчатые пузыри превращаются в конкретные образы цветов, природы и людей. Этот период моей работы завершился выставкой под названием Spirit in spiritus («Дух в духе») в июле 2017 года в Кошице.

Тогда я экспериментировала с картинами, написанными акрилом на холсте, где фон золотой. Золотистый металлический блеск фона заставляет выделяться сущность форм, цветов, бабочек. Когда наблюдатель движется перед таким изображением, он взаимодействует с ним, как будто эта картина оживает и дышит.

Сейчас я работаю над монотипной печатью на желатиновых пластинах. Это графические работы, каждая из которых — оригинал. Я также люблю сочетать их с позолотой. Мои работы довольно разнообразны, я пишу пейзажи, цветы, морских животных и абстрактные чувства, используя несколько техник. В жизни столько разных форм, что было бы обидно ограничивать себя одной живописной техникой.

В 2018 году я начала искать галерею для сотрудничества в Лондоне, где сейчас учится мой сын Мариус. Хотя мне удалось установить успешный контакт, пандемия ковида совершенно помешала развитию этого сотрудничества: я не смогла поехать в Лондон. И до сих пор, всё всё решают звезды.

Я не особенная, просто пытаюсь делать то, что приносит мне радость. В каждом из нас есть талант, нужно только открыть его, расслабиться и дать ему свободу.

Что больше всего меня привлекает в дзогчене, так это идея о том, что все мы — совершенные существа, что мы — настоящие будды, и только из-за различных аспектов нашего ума мы не способны воспринимать это. Не нужно гоняться за просветлением, как собака за хвостом. Это наше естественное состояние.

Светящееся тигле

И последняя мысль. Как Дарвин пришел к убеждению, что мы произошли от обезьян? Должно быть, он где-то прочитал, что наш ум подобен обезьяне, прыгающей от мысли к мысли, и именно обезьяна вызвала у него отклик. Тот, кто не может успокоить свою обезьяну, будет подобен обезьяне. В основном я и есть такая обезьяна, но когда я рисую, обезьяна занята, и я могу оставаться в естественном состоянии.

Спасибо, Ринпоче, за Ваше учение, которое позволило мне понять.

Фредерика Генриета Хегедус

Перевод на русский язык — Ольга Полянская.

Dzogchen Artist Frederica Henrieta Hegedus

The Monkey is Busy

My name is Frederica Henrieta Hegedus and I paint and design jewelry. I come from the city of Košice in Slovakia, which is where I was born, however, I feel like a citizen of the Earth. The whole Earth is my true home. I grew up under socialism, which condemned and suppressed religion and promoted atheism. It was not so bad because it saved me from uncompromising religious education without the possibility of choosing my own direction.

Ever since I can remember, I have had a worldview and opinions that were different to my surroundings. At kindergarten, I wondered whether other people saw grass as green and the sky as blue like me. I have never been able to accept that there is an infinitely great soul inside our bodies. As a child I was worried about how something so extensive and, in my view, endless is able to fit into such a small person as myself. I felt that my little body was in a soul that spreads all around, just concentrating its attention on me and thus creating a false feeling that this body was me. You can imagine how unsettled my family was when I tried to tell them. Over time, I gave up, but to this day I have had no reason to change my mind.

Art has always appealed to me the most, especially painting but also creating jewellery or clothes. I liked to read because I am very curious and also enjoyed learning everything new. As I grew older, my street became small and I was attracted to distant horizons. This is how the world around me, which I wanted to explore, grew with me. I drew feelings from my experiences because one picture says more than a thousand words.

Golden Buddha in Thigle

In high school, I also started to enjoy physics, because my world crossed the borders of the Earth and reached far into space. I was fascinated by Eastern philosophy and discovered Hinduism and Buddhism, which better expressed my attitude to life. At that time, I began to meditate, gladly and often. During meditation I was not bound by the past, nor was I worried about the future. I only perceived here and now and felt to be part of everything.

As a child drawing allowed me to capture my feelings but also visions and what others did not perceive.  I participated in many children’s and student exhibitions.  It also allowed me to study design in the Art Department at the Technical University in Košice. This field attracted me mainly because it combined the study of art with technical and natural sciences such as physics and mathematics. At that time, I also worked on the creation of pictograms for graphic information systems. Designing clear and easy-to-understand picture messages completely engulfed me because they overcome language barriers and have a great narrative value.

On the day of my graduation, my first son Lukas was born and I became a full time mom, but in the evenings I continued to paint. Ten years later, my second son Marius was born with a new partner. Lukas has always enjoyed drawing and studying sculpture and painting. Marius was accompanied by an imaginary friend throughout his childhood. That friend was a snake. He once came to me and asked me why I was still meditating. I was surprised by his question. He told me, “Mom, do you know that the best meditation is life itself?” No, I did not know it at the time. My two children had a similar worldview to me and that’s when I realized that the people around me were more like me. More than I thought before.

Marius was fascinated by science and physics, studied quantum physics and is currently doing his doctorate studies at the Royal Holloway University in London and at the National Physics Laboratory.

In 2012 I had an interesting meeting with the Master. He entered my meditation. We sat by a mountain lake and he told me to look for a path I had already begun under his guidance in the past. Now I must not wait for anything, I must look for Dzogchen.

The meditation base, path and fruit

It was late at night when I came out of this meditation. How do I find Dzogchen, I wondered. And then, try Google. So, I opened the computer and found a page of the Dzogchen Community, not somewhere far away in an unknown country, but here in my city. The next day, I called and met a man, Juraj Karlik, who told me about Dzogchen and his master Namkhai Norbu Rinpoche, who was giving a worldwide transmission via webcast in a few days. On the wall was a picture of a man and a woman, exactly the ones I had once seen in one of my meditations – Samantabhadra and Samantabhadri in yab yum. And, yes, I knew right away that I was supposed to be here. This is the way I learned about Namkhai Norbu Rinpoche.

Then I met the Rinpoche in person several times. My first meeting was at Merigar, Italy in 2013 when he was giving teachings and transmissions. I felt as if his words were addressed to me personally – each of them directly touched my heart. It was as if he was a member of my family. Then in 2016 in Prague and Bratislava I had the opportunity to meet him again in person. I also met him in Wangdenling, which was the strongest but unfortunately also the last personal meeting. I brought one of my paintings to Rinpoche in Bratislava for a meeting. Then he encouraged me and said that it would be good to show them at the gallery.

Once my children grew up if I wasn’t doing individual exhibitions, I would show my own art. In Prague, I exhibited jewelry and had a long-term exhibition as well as paintings in the K2 studios and the Nova Gallery. Marius was studying at Charles University at the time and I was lecturing on modern art techniques. In 2016 I had a joint exhibition in Košice with my son Lukas Polyak, called NEXT.

Violet stargazer clematis

Meeting the Dzogchen teaching changed my life and the way I express myself through painting. In one of the last teachings I received from the Master, he said that over time, one must find one’s inner master. Although Rinpoche has ended his journey, I still feel a strong connection and have many personal experiences that show me that his legacy is still alive with us, here.

After the transmission and the teachings, I painted a set of paintings using alcohol ink on Yupo paper technique. These are bubbles that intersect with each other to form different shapes and chains. In other paintings, vague bubbles turn into concrete images of flowers, nature, and people. I ended this period of my work with an exhibition named  Spirit in spiritus in July 2017 in Košice.

Then I experimented with pictures using acrylic on canvas where the background is golden. The gilding metallic lustre of the background makes the essence of shapes, flowers, butterflies stand out. When the observer moves in front of such an image, he interacts with the observer as if this picture comes to life and it were breathing.

Now I am working on monotypes gelatine board prints. These are graphics each one of which is an original. I also like to combine them with gilding. My work varies quite a lot and I paint landscapes, flowers, sea animals, and abstract feelings using several techniques. Life has so many different forms that it would be a shame to limit oneself to one painting technique.

In 2018, I started looking for a gallery to collaborate with in London, where my son Marius is now studying. Although I managed to make successful contact, the Covid pandemic has completely prevented the development of this cooperation as I haven’t been able to travel to London. So far, everything is in the stars.

I am not special; I am just trying to do what makes me happy. Each of us has talent in him or herself, we just need to discover it, relax, and let it have space.

What attracts me the most to Dzogchen is the idea that we are all perfect beings, we are real Buddhas, only due to various aspects of our minds we are not able to perceive it. There is no need to chase after enlightenment like a dog behind his tail. It is our natural state.

The Luminous Thigle

And one final consideration. How did Darwin come to believe that we come from monkeys? He must have read somewhere that our mind is like a monkey, jumping from thought to thought and it was mainly the monkey that resonated with him. One who cannot calm their monkey, will be like a monkey. Mostly I am such a monkey, but when I paint, the monkey is busy and I can stay in the natural state.

Thank you Rinpoche for your teaching that allowed me to understand.

Frederica Henrieta Hegedus

Download PDF