О щедрости

Vase-tile__44241.1318283046.1280.1280

В апреле 2014 года перед ретритом Лонгсал в Западном Меригаре Чогьял Намкай Норбу обнародовал важное для Дзогчен-общины сообщение о щедрости. В его послании было также указание об организации учений в соответствии с принципом щедрости.

В этой рубрике «Зеркала» мы хотели бы привести небольшие выдержки из разных учений и комментариев на тему щедрости, являющейся одним из основополагающих устремлений всех практикующих. Теперь это устремление может быть применено на более совершенном уровне внутри Дзогчен-общины, что приведет нас к осознанию высшей ценности нашего драгоценного учения Дзогчен.

Ниже, помимо прочего, приведены некоторые выдержки из послания Ринпоче, которое можно прочесть целиком здесь, на сайте «Зеркала»: http://ru.melong.com/?p=87.

Более подробная информация от Международного ганчи Дзогчен-общины о применении принципа щедрости при организации ретритов: http://melong.com/?p=1490.

Выдержки из:

Послания Чогьяла Намкая Норбу о благах щедрости и спонсоров

В историях учений Тайной Мантры сказано, что однажды, еще когда Будда был жив, в королевстве Уддияна был очень могущественный король Индрабхути. Он обладал очень искренней верой и преданностью Будде, и поэтому он пригласил нескольких пандитов, учеников Будды, и удостоил их звания королевских священников. Однажды король сказал им: «У меня есть величайшее желание пригласить Будду Шакьямуни в страну Уддияну, но так как расстояние между Индией и Уддияной очень велико, путешествие опасно, и так далее, видимо, у меня не будет удачи встретить Будду, и у нас недостаточно заслуг, чтобы Будда пришел в землю Уддияны. Увы! Что можем мы поделать?»

Так он посетовал, но присутствовавшие пандиты единогласно посоветовали ему: «Так как Будда Шакьямуни вездесущ, он совершенно точно знает о твоем желании. Он наделен чудесными силами, так что если ты призовешь его с горячей преданностью на полуденный прием пищи, Будда прибудет на обед чудесным образом. Так ты будешь способен встретиться с Буддой!»

Король Уддияны организовал совершенную полуденную трапезу, как посоветовали королевские пандиты, и однонаправленно помолился Будде. Когда пришло время полуденной пищи, Будда прибыл в королевский дворец Уддияны вместе со своей свитой, наделенной чудесными силами. Когда Будда и его свита закончили обедать, они произнесли:

Силой этого обширного подношения
Пусть все существа обретут спонтанное просветление,
И пусть все те, кто не был освобожден предыдущими Буддами,
Будут освобождены этим деянием щедрости.

После этого посвящения и призывания король Уддияны обратился к Будде: «Бхагаван Будда! У меня есть безмерное желание следовать твоему учению и достичь состояния наивысшего освобождения. Тем не менее, я все еще несу ответственность за мое королевство и семью, и у меня нет возможности отречься от этого и стать посвященным монахом, практикуя твои учения».

Бхагаван Будда ответил: «Великий король! Следование и практика священного учения должна соответствовать способностям индивидуумов. Так как существует многообразие способностей, это не означает, что все, кто вошел [во врата] священной Дхармы должны обязательно покинуть свои семьи, стать монахами и практиковать единственно путем отречения. Существуют также глубокие Упадеши для индивидов с высокими способностями, кто может достичь просветления путем преображения, не отрицая эмоции и удовольствия».

Тогда король Уддияны спросил: «Высший учитель, пожалуйста, научи меня этому превосходному учению!»

В соответствии с этим, Будда увидел, что он был особенный ученик и мгновенно проявился как мандала Шри Гухьясамаджи, как измерение и божества внутри, и передал полную Упадешу глубокого пути преображения Ваджраяны. Так рассказано в истории Гухьясамаджи. Таким образом, а также из источников распространения учений Тайной Мантры, можно ясно понять, как важно быть дарителем.

Когда бодхисаттвы, последователи Будды, вступают на путь Махаяны и применяют совершенное поведение бодхисаттв, они вовлекаются в известные «шесть парамит»: щедрость, нравственность, терпение, усердие, медитация и различающая мудрость. Первая из шести парамит — это парамита щедрости, которая подразделяется на три аспекта: дар учения, дар материальных вещей и дар защиты от страха.

Шесть положений, связанных с принципом шести пространств Самантабхадры

В будущем, для того, чтобы полностью следовать принципу священной Дхармы и быть способными применять на практике подлинный образ «поведения, соответствующего месту и времени», не оставляя это на уровне одних лишь разговоров, любой ганчи Дзогчен-общины, который, основываясь на желании членов Дзогчен-общины и разнообразных нужд места и времени, планирует организацию ретрита, большого или малого, в первую очередь должен следовать этой основной процедуре:

1) В первую очередь, конкретная причина или важность этого ретрита должны быть широко сообщены всем членам Дзогчен-общины, чтобы ясное понимание этого могло появиться у всех, кто заинтересован.

2) Те, кто желает спонсировать определенный ретрит по учению, индивидуальный даритель или группа, должны сообщить об этом ганчи в течение определенного срока, и далее ганчи совместно со спонсорами должны определить место и время ретрита, и все необходимые факторы.

3) Ганчи и спонсоры должны совместно взять на себя ответственность за этот ретрит, и удостовериться в том, что все активности выполнены совершенным образом.

4) Все члены Общины, группы и отдельные люди, будут только делать подношения и подарки Мастеру и Общине, по своему желанию, и никакой фиксированной платы за участие не будет назначено.

5) Важно, чтобы спонсоры, без желания немедленного или кармического вознаграждения, тренировались в совершенном поведении бодхисаттв, последователей Будды, и чтобы они не показывали даже тени самомнения перед Общиной в связи с тем, что они спонсоры.

6) Учитель, ганчи и все члены Общины будут сорадоваться заслугам таких спонсоров и подлинно выражать пожелание, чтобы они достигли неистощимого счастья.

Эти шесть пунктов, которые соотносятся с принципом шести пространств Самантабхадры, я, Дзогченпа Чогьял Намкай Норбу, дарую всем членам Дзогчен-общины как средство сохранять живыми присутствие и осознанность. Да возрастет благо!

Далее следуют цитаты из глав 30 и 37 тантры Кунжед Гьялпо с комментариями из «Украшения состояния Самантабхадры», написанного Кхенпо Шенпеном Озером

Предоставлено Джимом Вэлби

(цитаты из коренного текста Кунджед Гьялпо на русском взяты из «Всевышнего источника». СПб. Уддияна. 2010 — прим. пер.)

Это 54-е учение Гуру Гараба Дордже, которое он передал в возрасте семи лет. Следующая выдержка взята из 30-й главы Кунджед Гьялпо. Комментарий взят из «Украшения состояния Самантабхадры» Кхенпо Шенпена Озера.

(Коренной текст: строфа 54) «Подношение даров учителю, щедрость и все прочие подобные добродеяния, будучи совершены без силы непривязанности и непоколебимости, становятся великими узами».

Комментарий Кхенпо Шенпена Озера:

Восхваление путем материальных подношений Трем Драгоценностям и гуру трех миров, превосходящим все объекты поклонения, — (благое деяние). От щедрости подношения богатства и Дхармы существам накопление заслуг увеличивается. Подобные заслуги также происходят от нравственности. Заслуги также возникают от медитации. Но все эти заслуги снова и снова становятся узами, если мы не освободились от тесных оков надежды, страха, борьбы и желания чего-то достичь, а также если такие действия, как подношение, совершаются под влиянием представлений о двойственности и привязанности к объектам, без силы праджни непривязанности к чему-либо и без силы непоколебимости, происходящих из опыта созерцания. Таким образом, непривязанность — это способ стать знатоком в ключевом моменте самоосвобождения. Рубал Цагью говорит:

Если восхваления, подношения и тому подобное не дополнены ваджрным умом, они становятся кандалами по причине гордости, и в этом нет освобождения.

Дочу говорит:

Священная активность Дзогчен находится за пределами усилий. Если восхваление гуру и Трех Драгоценностей, щедрое подношение даров и другие благодеяния, ведущие к завершению двух накоплений, делаются без силы непривязанности и непоколебимости, они становятся крепчайшими оковами, потому что в таком случае мы посвящаем и подносим с привязанностью к объекту и с неустойчивым созерцанием. В частности, я учу, что это (такие действия) — отклонение от (священной) активности.

Следующая выдержка взята из 37-й главы Кунджед Гьялпо:

(коренной текст) «Хотя реальность — это ум чистый и совершенный, [бодхисаттвы] говорят о двух истинах: абсолютной и относительной, и на этой основе применяют десять совершенств-парамит, начиная с щедрости и нравственности, чтобы постепенно пройти десять уровней просветления. Так, не понимая реальности, они остаются на уровне упражнения».

Комментарий Кхенпо Шенпена Озера:

Природа истинного состояния чистого совершенного присутствия — это сущность единого тигле, дхармакайи, полная нераздельность двух истин, за пределами различия абсолютного и относительного. Те, кто следует пути бодхисаттв колесницы признаков, основывают свое мировоззрение на двух истинах. Абсолютная истина — естественное состояние пустоты, относительная истина — видимое состояние всех обусловленных вещей. Их путь основан на абсолютном преодолении концепций трех сфер бытия, относительном отречении от семи привязанностей, обладании четырьмя просветленными качествами и т.д. Применяя десять парамит — таких, как щедрость, нравственность и т.д., — бодхисаттвы переходят ко все более высоким уровням пути, постепенно очищая эмоциональные и интеллектуальные препятствия на протяжении десяти духовных уровней (первый уровень — «радостный», и так далее). Они также применяют пять путей — накопления, применения, видения, медитации и за пределами обучения. И хотя они реализуют конечную цель одиннадцатого духовного уровня, называемого «всеобъемлющий свет», они так и не распознают, что устраняемые ими омрачения в действительности являются великим состоянием не имеющей основы сущности истинного состояния чистого совершенного присутствия, за пределами определения, отречения, противоядий и различий. При помощи медитации на двух аспектах отсутствия природы собственного «я», они пребывают на уровне очищения внутри нерожденного истинного состояния. Таким образом, они отклоняются от всетворящего чистого совершенного присутствия, которое превосходит очищение и продвижение.

Следующая цитата из «Драгоценного сосуда»

Наставления по основам Санти Маха Сангхи
Глава 4. Развитие бодхичитты

Чогьял Намкай Норбу
© Издательство Шанг Шунг 1999, 2001, 2008
Италия

(цитаты на русском взяты из «Драгоценного сосуда». Шанг-Шунг. М. 2001, 2004 — прим. пер.)

ЩЕДРОСТЬ

Парамита щедрости, или дана-парамита бывает трех видов: дар материальных вещей, дар учения и дар избавления от страха.

Под подношением имеется в виду подношение в пределах своих возможностей без привязанности или жадности и без ожидания какого бы то ни было вознаграждения или хорошего кармического последствия, основанное на желании отдать все, что имеешь, на благо других.

Пример великого подношения явил царевич Локешвара, который отдал все хранившиеся в сокровищнице его отца-царя богатства и даже собственного сына.

Под высшим подношением имеется в виду жест всеобъемлющего подношения, подобного подношению Будды, который в одном из своих прежних воплощений в облике бодхисаттвы по имени Тагмо Лучжин поднес свое тело голодной тигрице.

стр.124-125

Также, в «Поведении бодхисаттвы» говорится:

Тело, богатство
И все благие качества, накопленные нами в трех временах,
Следует без остатка отдать
Достижению блага всех существ.

И далее:

Говорят, что парамита щедрости
Заключается в том, чтобы, наполнив ум щедростью, отдавать всем существам
Все материальное, в том числе и плод, —
Итак, все зависит от ума.

 Стр. 127-128

А в комментарии «Капля нектара» говорится:

Всем существам, влиятельным и не очень, богатым или бедным, нужно отдавать свое тело, богатство и все остальные материальные вещи, которыми владеем, а также плод (этого действия), то есть не ожидая кармического вознаграждения в этой жизни или в следующей, без скупости или привязанности, что мешают нам отдавать, а, напротив, наполнив ум щедростью, или в совершенстве приучив его к щедрости — вот что называется парамитой щедрости.

Ведь в сутре «Неисчерпаемая мудрость» говорится:

Что такое парамита щедрости? Наполнив ум щедростью, отдавать другим все, в том числе и плод.

Парамита означает непоколебимо сохранять свободу от умозрительных представлений о трех составляющих (даяния: дающем, дара и принимающем), что применимо к другим (парамитам). Поэтому щедрость зависит не от богатства поднесенного дара, а от того, насколько ум свободен от привязанности, которая мешает отдавать внутреннее или внешнее. Таким образом, щедрость заключается в щедрости ума, а следовательно, происходит от ума.

Стр. 128

Generosity

Vase-tile__44241.1318283046.1280.1280

In April 2014, just before the start of the Longsal Retreat at Merigar West, Chögyal Namkhai Norbu made public to the Dzogchen Community an important message on the topic of generosity. Included in this message was a description of a way to organize teaching retreats according to the principle of generosity.

In this Focus section of The Mirror, we would like to present small excerpts from various teachings and commentary on the topic of generosity, a basic aspiration for all practitioners and something that can be applied at a new level in the Dzogchen Community, bringing us to a greater understanding of the supreme value and gift of the precious Dzogchen Teachings.

Below are some excerpts from Rinpoche’s message which can be read in its totality here at the Mirror website: http://melong.com/?p=1540

as well more detailed information from the International Dzogchen Community Gakyil on the application of generosity in the organization of retreats: http://melong.com/?p=1490 

Excerpts from

Chögyal Namkhai Norbu’s Message on The Virtues of Generosity and Donors

In the histories of the teaching of the Secret Mantra it is told that once, when Buddha Shakyamuni was alive, in the kingdom of Uddiyana there was a very powerful king called Indrabhuti. He had very sincere faith and devotion to the Buddha and therefore he invited some pandits who were disciples of the Buddha and honored them as royal priests. One day the king said to the royal priests, “I have the greatest desire to invite Buddha Shakyamuni to the country of Uddiyana, but as the distance between India and Uddiyana is very great, travelling is not safe, and so forth, it seems that I will not have the fortune to meet the Buddha, and that we do not have the merits to make the Buddha come to the land of Uddiyana. Alas! What can we do?”

Thus he lamented, but the pandits who were present advised him unanimously, “Since Buddha Shakyamuni is omniscient, he must surely know about your wish. He is endowed with miraculous powers, therefore if you invoke him with fervent devotion and invite him for the midday meal, the Buddha will arrive here for lunch miraculously. Thus you will be able to meet the Buddha!”

The king of Uddiyana arranged the midday meal perfectly as advised by the royal pandits, and prayed one-pointedly to the Buddha. When the time for the midday meal came, the Buddha arrived at the royal palace of Uddiyana together with his retinue endowed with miraculous powers. When the Buddha and his retinue had finished their meal, they recited:

Through the power of this vast offering

May all beings attain spontaneous enlightenment,

And may all those who have not been liberated by previous Buddhas

Be liberated by this act of generosity.

After this dedication and invocation, the king of Uddiyana addressed the Buddha, “Bhagavan Buddha! I have an immense desire to follow your teaching and reach the state of supreme liberation. However, since I have the responsibility to look after both the kingdom and my family, there is no way for me to renounce this and be ordained as a monk, and thus to practice your teachings.”

Bhagavan Buddha replied, “Great king! Following and practicing the sacred teaching must be in accordance with the capacities of individuals. Since there are various capacities, it does not mean that all those who enter the sacred Dharma must necessarily abandon their families, become monks and practice solely according to the path of renunciation. There are also profound upadeshas for individuals of high capacity who can attain enlightenment through the path of transformation, without renouncing emotions and enjoyments.”

Then the king of Uddiyana asked, “Supreme teacher, please teach me this extraordinary teaching!”

Accordingly, the Buddha saw that he was a special disciple and in an instant manifested as the mandala of Shri Guhyasamaja, both as the dimension and its deities inside, and transmitted the complete upadesha of the profound path of Vajrayana transformation. This is narrated in the history of the Guhyasamaja. Thus, also from the origins of the diffusion of the Secret Mantra teaching we can clearly understand the importance of being a donor.

When Bodhisattvas, the offspring of the Buddhas, enter the Mahayana path and apply sublime Bodhisattva behavior, they engage in the famous “six paramitas”: generosity, morality, patience, diligence, meditation, and discriminative wisdom. The first of the six is the paramita of generosity, which is subdivided into three aspects, the gift of the teaching, the gift of material things, and the gift of protection from fear.

Six Points which are related to the Principle of the Six Spaces of Samantabhadra

In the future, in order to be in total accordance with the principle of the sacred Dharma and to be able to put into practice in an authentic way the “behavior according to place and time” without leaving it as a mere talk, any Gakhyil of the Dzogchen Community that, on the basis of the wishes of Community members and of the various necessities of the place and time, has to plan the organization of a teaching retreat, whether big or small, must first of all follow this fundamental procedure:

.    1)  First of all the particular reason or importance of that teaching retreat has to be widely communicated to all Community members so that a clear understanding of it may arise in all those who are interested.

.    2)  Those who wish to sponsor the specific teaching retreat, either an individual donor or a group, must inform the Gakhyil in due time, and then the Gakhyil together with the sponsor should decide the place and time of the retreat, and all its necessary factors.

.    3)  The Gakhyil and the sponsor must jointly take full charge of the teaching retreat, and ensure that all the activities of the retreat will be perfectly accomplished.

.    4)  All Community members, both as a group or individuals, will only make donations and presents to the Master and to the Community according to their wishes, and no specific enrolment fee will be requested.

.    5)  It is important that the sponsors, without wishing for an immediate or karmic reward, train in the excellent behavior of the Bodhisattvas, scions of the Buddhas, and that they do not even show an air of self-importance in front of the Community for the fact that they are sponsors.

.    6)  The Master, the Gakhyil and all the members of the Community will rejoice in the merits of such sponsors, and properly express the wish that they may attain inexhaustible happiness.

These six points which are related to the principle of the six spaces of Samantabhadra, I, the Dzogchenpa Chögyal Namkhai Norbu, offer to all the members of the Dzogchen Community as a means to keep presence and awareness alive. May good things increase!

 

The following quotations are from Chapter 30 and 37 of the Kunjed Gyalpo with commentary from the Ornament of the State of Samantabhadra by Khenpo Zhenphen Öser.

Courtesy of Jim Valby

Here is the 54th teaching of Guru Garab Dorje when he was 7 years old. The following quotation is from chapter 30 of the Kunjed Gyalpo. The commentary is from the Ornament of the State of Samantabhadra by Khenpo Zhenphen Öser.

(Root Text: Q54)  “Honoring gurus, generosity, and all similar meritorious acts become the greatest fetters if performed without the power of non-attachment and non-movement.”

Commentary by Khenpo Zhenphen Öser:

Offering praise with various articles to honor the three jewels and the gurus of the three worlds, who are superior to all objects of worship, (is a meritorious act).  And a wealth of merits arises from the generosity of giving gifts of wealth and dharma to beings.  And a wealth of similar merits arises from morality.  And a wealth of merits arises from meditation.  But all of these merits again and again become the biggest fetters if there is no liberation from the tight knots of hope, fear, struggle and achievement, and if actions, such as making offerings with the movement of dualistic concepts and desirous attachment to objects, are performed without the power of prajña’s non-attachment to anything and without the power of non-movement from the realm experienced in contemplation. Thus non-attachment is the advice for becoming an expert in the key point of self-liberation.  The Rübal Tsagyü says:

If honoring, offering, and so forth, are not completed with a vajra mind, they become shackles because of one’s big pride, and there is no liberation.

The Dochu says:

Dzogchen sacred activities are beyond effort.  If honoring the gurus and the three jewels, giving generously, and similar meritorious (actions) which yearn for the two accumulations are performed without the power of the contemplation of non-attachment and non-movement, they become the biggest shackles, because one honors and gives with attachment to objects and with unstable contemplation. Specifically, I teach that these (activities) are deviations from (sacred) activities.

The following quotation is from chapter 37 of the Kunjed Gyalpo.

(root text)       “Concerning the nature of the real condition of Pure Perfect Presence, (bodhisattvas) use the two truths – absolute and relative – to travel and purify on the (five) paths and ten levels with the ten paramitas – generosity, morality, (and so forth).  They do not recognize the real condition; rather, they abide on a level of purification.”

Commentary by Khenpo Zhenphen Öser:

The nature of the real condition of Pure Perfect Presence is the essence of the unique thigle, dharmakaya, the total indivisibility of the two truths, beyond distinctions of ultimate and relative. Those who follow the bodhisattva vehicle of characteristics establish their view with the principle of the two truths.  Ultimate truth is the natural state of emptiness; relative truth is the apparent state of all conditioned things.  Their path is based upon the ultimate transcendence of the concepts of the three realms, the relative renunciation of the seven attachments, the possession of the four enlightened qualities, and so forth.  Applying the ten paramitas, such as giving generously, maintaining morality, and so forth, (bodhisattvas) travel to higher and higher levels and paths by gradually purifying emotional and intellectual obscurations on the ten spiritual levels, like first joyful level, and so forth, and on the five paths – preparation, application, seeing, meditation, and no more learning.  Although they want to realize the ultimate goal of the eleventh spiritual level, named ‘Universal Illumination’, they do not recognize that all the obscurations to be eliminated are actually the great state of the baseless essence of the real condition of Pure Perfect Presence, beyond identification, renunciation, antidotes and distinctions.  Using meditation of the two aspects of selflessness, they abide on a level of purification within the unborn real condition.  Thus they deviate from the state of All-Creating Pure Perfect Presence, which transcends purification and travel.

 

Following from the Precious Vase
Instructions on the Base of Santi Maha Sangha
Chapter IV, The Cultivation of Bodhicitta

Chögyal Namkhai Norbu
© Shang Shung Editions 1999, 2001, 2008
Italy

GENEROSITY

The Paramita of Generosity comprises three subdivisions: the gift of material things, the gift of the teaching, and the gift of the release from fear.

‘Offering’ means to offer material things without one’s possibilities without attachment or greed and without expecting recompense or a good karmic result, on the basis of the wish to give all that we have for the benefit of others.

‘Great offering’ is exemplified by prince Lokeshwara who gave away all his riches contained in the treasury of his father the king and even his own son.

‘Supreme offering’ means a gesture of total offering, such as that of Buddha who in a previous incarnation as Bodhisattva Tagmo Lüjin offered his own body to a hungry tiger.

 Page 117

Also, as Engaging in Bodhisattva Conduct says:

Our body, wealth

And all the virtues we have accumulated in the three times

We should offer without reservation

To achieve the benefit of all beings.

And furthermore:

The Paramita of generosity is said

To consist in giving with a generous mind to all beings

All material things including the fruit;

Thus it is based on the mind.

 Page 119

And the commentary The Drop of Nectar states:

To all beings, important or less so, rich or poor, we should give our body, wealth and all other material things we own together with the fruit (of this deed), that is without expecting karmic recompense in this or our next life, and without avarice or attachment that hinder us from giving, but instead with a mind that is generous or that has trained perfectly in generosity: this is called the Paramita of generosity. In fact it is said in (the sutra) Inexhaustible Intelligence:

What is the Paramita of generosity? Giving everything to others with a generous mind, including the fruit.

‘Paramita’ means being unwaveringly free of conceptual consideration of the three factors (of the act: giver, gift, recipient) and this also applies to the others (Paramitas). Thus generosity does not depend on the worth of the offered gift but rather on one’s mind being free of attachment that hinder giving anything internal or external.  The generosity consists in a generous mind and consequently derives from the mind.

Pages 119 & 120