«Святые безумцы» – обзор двух книг

The-Holy-Madmen-of-Tibet-198x300      The-Guru-Drinks-Bourbon-e1492753709794 (1)

«Святые безумцы Тибета», Давид М. Валерио, изд. Oxford University Press, 2015 г., 368 стр., ISBN: 9780199391219

«Гуру пьёт бурбон?», Дзонгсар Джамьянг Кьенце, ред. Амира Бен-Ехуда, изд. Shambhala Publications, 2016 г., 272 стр., ISBN: 9781611803747

Друкпа Кунлей прочно укоренился в народном воображении как самый популярный и эпатажный из всех анархичных тибетских йогинов-святых. Он скандально непристоен и фалличен и прилюдно занимается любовью с женщинами, крадёт чужих жён, ссорится в залах собрания монастырей и мочится на драгоценные религиозные изображения. Он широко известен как архетип так называемой «безумной мудрости», состояния реализации, превосходящей все нормы цивилизованного общества и правила приличия. По этой причине, удивительно, что Давид Ди Валерио в своей книге «Святые безумцы Тибета» описывает его как «трезвого, вдумчивого и в каком-то смысле достаточно консервативного». Сложно найти более драматическую переоценку исторической роли.

Ди Валерио считает, что тибетские буддисты так порабощены идеалом махасиддхи, чьё поведение понимается как спонтанное проявление просветлённого состояния, что они готовы воспринять любое эксцентричное поведение с ярко-выраженными антиморальными чертами за подобную вдохновенную активность. В его замечательной книге, по большей части, приводится исследование нюансов тибетского слова «сумасшедший» (smyon), которое, к примеру, может использоваться для обозначения неортодоксального воззрения о пустоте. Он приводит истории из биографий трёх важных «святых безумцев» 15-16 вв.: безумец из У, безумец из Цанга и сам Другпа Кунлей, которого иногда называют безумцем из Бутана.

Современный лама и известный режиссёр Дзонгсар Джамьянг Кьенце Ринпоче демонстрирует такое же тщательное исследование в своей книге «Гуру пьёт бурбон?», руководстве о том, как вести себя с учителем Ваджраяны. «Опыт великой спонтанности – один из великих терминов Дзогчена, – пишет он. – Но в наши дни многие ламы, особенно молодые, так отравлены понятиями «спонтанности» и «несозданности», что сама эта тема превратилась в шутку. Никто из нас на самом деле не понимает, что такое спонтанность». И он предупреждает о том, что нужно с осторожностью отнестись к гуру, которые ведут себя, будто бы они пребывают за пределами мирских забот, даже если у них есть какие-то необычные способности. «Им нет дела до принесения пользы другим, – говорит он. – Им нет дела до того, что их действия могут причинить вред или разочаровать кого-нибудь».

Как мы узнаём, безумцы из У и Цанга поедали мозги из человеческих трупов. Они одевались в наряды гневных божеств, смазывали тела пеплом, кровью и жиром и носили кишки в качестве ожерелий. Подвергаясь риску быть побитыми или убитыми, они появлялись на публике и вели себя провокационно, часто нарочно дразня важных людей. Ди Валерио полагает, что в учебниках по тантре подобное поведение указывалось как необходимое и называлось «практикой решительного поведения» (brtul zhugs spyod pa), т.е. частью пути тренировки йогина, «достигшего тепла», которая часто ассоциируется с «практикой отсечения» (chod). Другими словами, оно было не спонтанным, а умышленным и осознанным.

Друкпа Кунлей, тем временем, заслужил своё прозвище «безумец», судя по всему, всего лишь сняв с себя обеты безбрачия и взяв супругу, а позже за то, что стал скабрезно критиковать социальные устои. Ди Валерио пишет о том, что следует отличать текст, содержащий его «грязные истории», или «тайную биографию», от четырёх томов «разных сочинений». Первый представляет собой основу его известной современной биографии, написанной в 1966 году одним бутанским учёным и переведённой в 1982 году Китом Доуманом под популярным названием «Божественный сумасброд: возвышенная жизнь и песни Друкпа Кунлея». Четыре «разных» тома, по словам Ди Валерио, имеют совершенно иное содержание, написанное «очень проницательно и довольно традиционно».

Любопытно, что эта пересмотренная версия Друкпа Кунлея очень напоминает самого Дзонгсара Кьенце Ринпоче. Оба родились в семье королей дхармы. Оба придерживаются слегка двусмысленного стиля в одежде: Кунлей описывает себя как «монашеского домохозяина» (ser khyim pa), в то время как Кьенце носит тёмно-красные одеяния и бреет голову, хотя и не является монахом. Стычки Кунлея с педантичными монахами напоминают столкновения Кьенце с оксфордскими учёными. Оба являются свободными скитальцами: Кунлей бродит по гималайскому региону, а Кьенце – по современной, всемирной дхарма-деревне аэропортов и интернета, и оба нацелены на лицемерие, встречая которое, радуют нас своими остроумными и провокационными взглядами на тибетские буддийские дела.

Они разделяют похожие цели: к примеру, хищнические инстинкты тибетских лам 15 века отражаются в рассказе ламы-современника, пославшего своего брата захватить имущество его западного центра. Оба сорадуются в иронии и самоуничижении: Кунлей признаёт, что бесталанен и не обладает качествами учителя дхармы, а Кьенце обескураживает собственных учеников, свой собственный «круг группи», своей самопровозглашённой «поддельной скромностью». Посвящение его книги «Всем шарлатанам: без вас духовное путешествие было бы слишком скучным» очень напонинает одно из заявлений Друкпа Кунлея: «Простираюсь перед теми, кто меняет дхарму на богатство!»

Кьенце Ринпоче выражает почтение Друкпа Кунлею за то, что тот представляет собой альтернативу традиционным последователям Будды, «безмятежным, босоногим, с чашей для подаяния». Хотя, если поразмышлять, кажется, что лично Кьенце не столько обременён стилем жизни вольнодумного жулика народной традиции, сколько отдаёт дань определённой напыщенной литературной традиции, которую олицетворяет более трезвый предмет изучения Ди Валерио. Книга Кьенце, рассчитанная на широкую аудиторию и полная щедрого вдохновения, окажет огромную поддержку и высоко мотивирует тех, кто идёт трудным путём к внешнему, внутреннему и тайному гуру. Он серьёзен и страстен, когда дело касается преданности и истины, и в то же самое время продолжает играть, дразнить и оставаться белой вороной: «Представления о «здоровом» и «нормальном», которые пытаются взрастить психотерапевты, – возможно, как раз то, что гуру пытается вырвать с корнем».

Он находит удовольствие в двусмысленности всей ситуации. «Люди, заявляющие о преданности гуру, оказываются зачастую обычными подхалимами», – говорит он в какой-то момент, а позже указывает на то, что гордыня, на основе которой, скорей всего, делаются подобные суждения о других «только разрушит нас». Он признаёт возможность подношения секса ламе, но также замечает, что «вероятность того, что гуру, знающий как обратить желание и страсть в путь, встретит ученика, который сможет с этим справиться, практически нулевая, а шансы, что кто-то из них разовьёт привязанность, очень высоки». Он пишет, что когда ученик принял посвящение, «если ты порочишь гуру, либо просто указываешь на негативные факты о гуру, это уничтожит семя твоего чистого восприятия», в то время как позже в книге встречаются главы, в которых говорится о том, как не соглашаться и отдаляться от гуру.

И в заключение идут несколько слов о Чогьяме Трунгпе Ринпоче, современном ламе-безумце, в полном смысле этого слова. Кьенце обожает и хвалит его за его способность привести так много людей к дхарме. «Разве есть какие-нибудь безмятежные, мягкие, монашеские ламы [его] поколения, которым удалось так многого добиться на Западе? Я до сих пор ищу», – пишет он. Ди Валерио, хотя и признаёт многие достижения Трунгпы, но относится с осмотрительностью, типичной для всех учёных. Он не знает ни одного источника для действительного термина «безумная мудрость» (ye shes ’chol ba) и цитирует Далай-ламу, говоря, что это «новый словарь». В завершении он говорит, что то, что создал Трунгпа, «должно рассматриваться, как его собственная формулировка, несмотря на его заявление, что он подчинялся традиции».

Александр Студхолм

Holy Madmen – A Review of Two Books

The Holy Madmen of TibetThe Guru Drinks Bourbon?
The Holy Madmen of Tibet
,
by David M. DiValerio, Oxford University Press 2015, 368 pages, ISBN: 9780199391219

The Guru Drinks Bourbon? by Dzongsar Jamyang Khyentse, edited by Amira Ben-Yehuda, Shambhala Publications 2016, 272 pages, ISBN: 9781611803747

 

Drukpa Kunley is firmly embedded in the popular imagination as the most famous and outrageous of all Tibet’s anarchic yogin-saints. He is a scandalously priapic and scatological figure, making love to women in public, stealing other men’s wives, breaking wind in the assembly hall of monasteries and urinating on precious religious paintings. He is widely heralded as the archetype of so-called “crazy wisdom”, a state of realization held to transcend all civilized propriety and social norms. It therefore comes as some surprise to see him depicted, in David DiValerio’s The Holy Madmen of Tibet, as “sober, thoughtful, and in some ways rather conservative.” Scholarly reappraisals do not come much more dramatic than this.

DiValerio contends that Tibetan Buddhists are so in thrall to the ideal of the mahasiddha, whose behaviour is understood to be a spontaneous outpouring of their enlightened state, that they are too quick to identify eccentric or antinomian traits as manifestations of this kind of inspired activity. His fascinating book is, in large part, a careful drawing out of the different nuances of the Tibetan word “mad” (smyon) – which can be applied, for instance, to the holding of an unorthodox philosophical view of “emptiness”. He presents a close reading of the biographies of three influential “holy madmen” of the 15th/16th centuries: the Madman of U, the Madman of Tsang and Drukpa Kunley himself, sometimes known as the Madman of Bhutan.

The contemporary lama and celebrated filmmaker Dzongsar Jamyang Khyentse Rinpoche advocates similar careful scrutiny in The Guru Drinks Bourbon?, his guide on how to approach a Vajrayana master. “The ‘experience of great spontaneity’ is one of the great Dzogchen terms,” he writes, “but these days many lamas, especially the younger ones, become so intoxicated by notions of ‘spontaneity’ and ‘unfabricated’ that the whole subject has become a joke. None of us really know what spontaneity is.” And he issues a warning about gurus who act as if they are beyond mundane concerns – even if they may have a degree of supernatural power. “They don’t care about benefitting sentient beings,” he advises, “They don’t care that their activities may end up harming or disillusioning someone.”

The Madmen of U and Tsang, we learn, both ate the brains from human corpses. They dressed up in the garb of wrathful deities, smearing their bodies with ashes, blood and fat, whilst wearing intestines as necklaces. Running the very real risk of being beaten up or killed, they would then go about in public and act provocatively, often deliberately cocking a snook at important people. DiValerio argues that such behaviour was specifically enjoined in tantric manuals under the rubric of the “practice of observance” (brtul zhugs spyod pa): part of the path of training for yogins who have “achieved heat” and often associated with the “practice of cutting” (chod). In other words, it was not spontaneous, but deliberate and self-conscious.

Drukpa Kunley, meanwhile, seems to have first earned the nickname of “mad” for simply abandoning monastic celibacy and taking a female partner and, later, for becoming a scabrous social critic. DiValerio distinguishes between a text known as his “dirty stories” or “secret biography” and four other volumes of his “miscellaneous writings”. The first forms the core of the influential modern biography, composed in 1966 by a Bhutanese scholar and then translated into English by Keith Dowman in 1982 as the popular The Divine Madman: The Sublime Life and Songs of Drukpa Kunley. The four “miscellaneous” volumes, according to DiValerio, reveal a very different sort of character: “highly astute and relatively conventional.”

Curiously, this revised version of Drukpa Kunley is uncannily reminiscent of Dzongsar Khyentse Rinpoche himself. Both were born into a form of dharma royalty. Both share the same slightly ambiguous mode of dress: Kunley describes himself as a “monastic householder” (ser khyim pa), just as Khyentse wears maroon robes and has a shaved head, whilst not actually being a monk. Kunley’s altercations with scholastic monks foreshadow Khyentse’s clashes with Oxford academics. Both are free-spirited wanderers – Kunley of the Himalayan regions and Khyentse of the modern, global dharma village of airports and internet – taking aim at hypocrisy wherever they find it and delighting us with their witty and provocative views on Tibetan Buddhist affairs.

They share similar targets: the rapaciousness of 15th century Tibetan lamas, for instance, is mirrored in the tale of a contemporary lama sending his brother to size up the assets of his western centre. Both rejoice in irony and self-deprecation: Kunley insists that he has no talent and is unqualified to teach the dharma; Khyentse unnerves his own students – his own “circle of groupies” – with his self-professed “fake humility”. The dedication of his book – “To all the charlatans – without you the spiritual journey would be just too boring” – is reminiscent of one of Drukpa Kunley’s proclamations: “I prostrate to those who exchange the dharma for wealth!”

Khyentse Rinpoche pays homage to Drukpa Kunley, for representing an alternative to the Buddha’s more mainstream disciples, those “serene, with bare feet and a begging bowl.” Yet, upon reflection, Khyentse seems personally less indebted to the lifestyle of the libertine rogue of popular tradition, than he is to a certain rhetorical and literary tradition represented by the more sober figure of DiValerio’s study. Khyentse’s wide-ranging and generous-spirited book should be both immensely helpful and highly stimulating to anyone negotiating the difficult route towards the outer, inner and secret guru. He is serious and passionate about devotion and truth, whilst also being playful, teasing and contrarian: “The concept of ‘healthy’ and ‘normal’ that a therapist is trying to nurture is probably exactly what the guru is trying to eradicate.”

He relishes the ambiguity of the whole situation. “People claiming to have guru devotion often tend to be mere sycophants,” he says at one point, whilst later pointing out that the pride probably involved in making such judgments about others “will only destroy us.” He acknowledges the possibility of making an offering of sex to the lama, but also says that “the likelihood of a guru who knows how to turn desire and passion into the path meeting a disciple who can handle it is almost zero, and the chances of one of them developing attachment are very high.” Once a student has taken initiation, he writes, “if you slander the guru, or even point out negative facts about the guru, it will destroy the seed of your pure perception,” whilst later including sections on how to disagree with or withdraw from the guru.

A word, in conclusion, about Chogyam Trungpa Rinpoche, the contemporary “crazy wisdom” lama, par excellence. Khyentse admires and praises him for his effectiveness in bringing so many people to the dharma. “Are there any serene, gentle monastics from [his] generation who have accomplished this much in the West? I’m still looking,” he writes. DiValerio, whilst acknowledging Trungpa’s many achievements, strikes a characteristically scholarly note of caution. He is not aware of any source for the actual term “crazy wisdom” (ye shes ’chol ba) and quotes the Dalai Lama as saying this is “new vocabulary”. What Trungpa created, he concludes, “must be seen as his own formulation, despite his claim that he was conforming to tradition.”

Alexander Studholme