Взаимосвязь — объять жизнь в нашем глобальном обществе

Кармапа Ургьен Тринле Дордже
Изд. «Wisdom Publications», 2017
248 стр., ISBN 9781614294122

Обзорная статья Александра Стадхолма

Когда на рубеже тысячелетий 17-й Кармапа Ургьен Тринле Дордже совершил свой дерзкий побег из Тибета, он не мог предвидеть, что лучшая часть последующих семнадцати лет его жизни пройдёт фактически под домашним арестом, взаперти в выделенном [под эти цели] монастыре на севере Индии, а он станет невинной жертвой затянувшегося раскола, который так сильно разделил последователей его линии Карма Кагью на два враждующих лагеря. Но постепенно индийские власти стали давать ему всё больше свободы передвижения, и он смог начать выполнять своё предназначение — стать духовным лидером мирового уровня. «Взаимосвязь — объять жизнь в нашем глобальном обществе» — это своего рода обрамление буддийской этики 21 века, созданное Его Святейшеством и изданное весной 2017 г. незадолго до его визитов в Великобританию, Канаду, США и Германию.

Взгляд Кармапы на этику основан на центральном для буддистов учении о взаимозависимости, или [взаимо]зависимом происхождении (на санскрите «пратитьясамутпада», по-тибетски rten cingbrel barbyung ba). Здесь он следует стезе целого ряда современных буддийских мыслителей, особенно Далай-ламы и Тхить Нят Ханя, которые использовали данный принцип как ключ к пониманию нашего места в мире, особенно [в отношении] окружающей среды. «Углубляя наше осознавание взаимозависимости», — пишет Кармапа, — «мы можем создать гораздо более гармоничное и здоровое общество и будем куда более удовлетворены своей жизнью». И это не какой-то политический манифест. Он, например, спокойно вопрошает, куда приведёт нас глобализация и потребительство, намекая на такие события современности, как катастрофическое разрушение бангладешской фабрики одежды, и относит себя к строгим вегетарианцам. Однако своей основной задачей здесь он ставит прививание новой нравственной ориентации, которая впоследствии может применяться к определённым ситуациям и вопросам жизни.

В широком смысле он выделяет в своём посыле миру три этапа: интеллектуальный, эмоциональный и практический. Для начала эту взаимосвязь следует понять посредством анализа; далее её нужно почувствовать, развивая эмпатию; и наконец, с ней можно работать, используя энергию сострадания. Эта книга, несомненно, буддийская: раздел о личности как индивиде, находящемся во взаимосвязи [с окружающим], очень напоминает учение традиционного буддизма, например, об отсутствии независимого «я» или о пустоте, а практика воспитания в себе благодарности как средство развития правильного отношения к взаимосвязанности [всего сущего] берёт начало непосредственно из культуры буддийских упражнений ума. Но в самой книге практически отсутствует жаргон и специальная терминология, которая могла бы отпугнуть небуддиста. В конце концов, взаимозависимость уже стала неотъемлемой частью мирового политического дискурса. Советы Кармапы не направлены на противопоставление чему-либо или замену одного другим; они, скорее, вдохновляют на развитие совершенно светского подхода к этой теме.

Когда я увидел Кармапу во время его публичных лекций в Лондоне, меня вдохновили две вещи. Первое — его умение достучаться до любого человека его поколения (а он родился в 1985 г.), которое будет расти вместе с ним и вместе с ним будет совершенно искренне и срочно искать способы изменения мира к лучшему. Эта книга явным образом адресована именно этой аудитории, поскольку она появилась как результат серии семинаров, которые Кармапа провёл для небольшой группы американских студентов. Эти студенты относятся к первому поколению, которое не знает мира без интернета. Кармапа не игнорирует преимуществ современных технологий, но можно заметить, сколько сил он тратит на выражение своих опасений в отношении характерной тенденции миллениалов всё больше и больше времени проводить в сети.

Он критикует неудовлетворительную природу привязанности к соцсетям. «Сомневаюсь, что виртуальные сообщества могут заменить реальные», — пишет он. Та версия нас, которую мы пытаемся представить другим в сети, по его мнению, может быть очень легко подделана: «искусственная личность», «виртуальное я». «Нас так далеко завели игры с этими иллюзорными связями», — пишет он, — «что мы оказались в ловушке, в своём личном мирке электронных иллюзий». Он продолжает: «В нашу эру [всеобщей] связанности, возможно, будет мудро ввести практику сознательного отключения экранов, чтобы благодаря этому расцвела [человеческая] близость, постепенно и непосредственно».

Второй аспект Кармапы, который больше всего удивил меня в Лондоне, это то, насколько он личностен. Тут нельзя даже однозначно сказать, что ему присущ свой характерный голос, хотя это, конечно же, так и есть. Во всей его книге чувствуется глубоко пытливый и восприимчивый ум, свежий взгляд на мир, способный к многим необычным прозрениям и незабываемым речевым оборотам. Например, он поразительно намекает на «иронию сострадания», подразумевая в своих словах следующее: «Когда вы осознаёте страдание других и это остаётся просто знанием факта без полного эмоционального вовлечения, это может стать причиной вашей боли и страданий. Но когда вы полностью подключаетесь на уровне чувств, эти страдания исчезают». Он достигает поэтических высот, описывая, как другие люди, получая то, что мы им даём, «могут служить нам зеркалом, в котором мы видим свою красоту … нечто, что нельзя увидеть, пока мы поглощены своей эгоцентричной жизнью».

Но под словом «личностный» я имею в виду открытость и честность Кармапы по отношению к своему личному опыту. Его предшественник, 16-й Кармапа, который говорил относительно мало и учил в основном посредством своего фантастического ноуменального присутствия, по всей видимости, находился за пределами обычной человеческой личности. А 17-й Кармапа, напротив, часто представляется нам намеренно и обезоруживающе человечным. Он любит вспоминать, как он вырос в простой общине кочевников («пастушеский образ жизни — это преимущественно домодернистский стиль жизни»), откуда, очевидно, его любовь к миру природы и инстинктивное ощущение подлинного эмоционального контакта.

И ещё поражает, как безбоязненно он демонстрирует свою ранимость. Он искренне говорит о тех трудностях, когда его забрали из семьи и ему пришлось начать жизнь воплощённого ламы («иногда у меня были очень странные чувства»), называет себя «Его Одиночество» («кто захочет дружить с тем, кого нельзя считать обычным человеком?») и делится своей болью от того, что им часто пользовались («Были люди, которым я доверял, но они не совсем оправдывали этого доверия…»). В Лондоне, отвечая на вопрос, он признался, что безуспешно пытался содержать птичник, чем был очень известен 16-й Кармапа, поскольку ему никогда не нравилось видеть птиц в клетках, и дерзко заявил: «Потому что меня самого всегда держали в клетке».

Что же Кармапа в итоге пытается донести до нас? Что он однозначно сам по себе, а не бледная тень своего предшественника. Его слова в чём-то схожи с высказываниями некоторых других молодых лам за последние несколько лет, которые решили пролить свет на обратную сторону системы тулку, но, в отличие от них, Кармапа кажется настроенным очень решительно, стремясь сохранить ответственность за свою роль — ответственность, ради которой, по его словам, он покинул Тибет, будучи подростком. И действительно, чувствуется страстная уверенность и убеждённость в своей ценности, что отразилось в его отчаянии из-за отсутствия свободы передвижения. «В результате мне пришлось значительно снизить мои ожидания в отношении того, что я смог бы совершить», — пишет он, — «… в этой жизни я в основном утешаю и поддерживаю других, пытаясь быть чем-то вроде прибежища, где другие могут быть уверены в том, что им ответят любовью».

Его откровенное самораскрытие удачно сочетается с атмосферой принципиальной правдивости, которая окружает Кармапу, его решимостью преодолеть все протоколы и кутерьму вокруг его положения, работать с миром, какой он есть, а не прятаться за фасадом непостижимого духовного монарха. В контексте его этического посыла это является неотъемлемой частью той модели себя, предлагаемой им, которая характеризуется скромностью и подлинностью своей личности, что, по его мнению, является необходимым, если мы хотим по-настоящему участвовать в сети взаимосвязи, в которую он вовлечён так же, как и все. «Даже если у меня нет идеальных внешних условий для работы в направлении моих целей, мне достаточно осознавать, что другие зависят от меня и надеются на меня», — говорит он. — «Для меня сам факт моей взаимозависимости является источником смелости и решимости».

Interconnected – Embracing Life in Our Global Society

InterconnectedBy The Karmapa Ogyen Trinley Dorje
Wisdom Publications, 2017
248 pages, ISBN 9781614294122

Review by Alexander Studholme

When the 17th Karmapa Ogyen Trinley Dorje made his bold escape from Tibet at the turn of the millennium, he cannot have envisaged that he would spend the best part of the next seventeen years under a kind of irksome house arrest, cooped up in a borrowed monastery in North India, an innocent victim of the protracted schism that has so riven his Karma Kagyu lineage. At long last, though, he is slowly being given the freedom to travel by the Indian authorities and to fulfill what has always seemed to be his destiny as a world spiritual leader. Interconnected – Embracing Life in Our Global Society is His Holiness’ framework for a 21st century Buddhist ethic, published in the spring of 2017 to coincide with his visits to the UK, Canada, USA and Germany.

The Karmapa’s ethical vision is rooted in the central Buddhist doctrine of interdependence, or dependent arising (pratityasamutpada in Sanskrit, or rten cing ’brel bar ’byung ba in Tibetan) Therein, he follows in the footsteps of a number of other modern Buddhist thinkers, most notably the Dalai Lama and Thich Nhat Hahn, who have also promoted this principle as a key to an understanding of our place in the world and, especially, of the environment. “By deepening our awareness of interconnectedness,” the Karmapa writes, “we can create a far more harmonious and healthy society and live far more satisfying lives.” This is not a political manifesto. He does, for instance, quietly question the direction in which globalization and consumerism are taking us, allude to contemporary events such as the disastrous collapse of a Bangladeshi clothes factory and identify strongly as a vegetarian. But, he is principally concerned here to inculcate a new moral orientation that may, subsequently, be applied to specific situations and issues.

Broadly speaking, he sets out his stall in three different stages: the intellectual, the emotional and the practical. To begin with, this interconnection is to be understood through analysis; next, it is to be felt, by developing empathy; and, finally, it is to be acted upon, using the energy of compassion. This is undoubtedly a Buddhist book: the section on the person as an interconnected individual is reminiscent of traditional Buddhist teachings on non-self or emptiness, for example, and the practice of generating gratitude as a means of developing the right interconnected attitude springs directly from the culture of Buddhist mind training. But, there is actually very little jargon or specialist terminology to alienate a non-Buddhist, here. Interdependence, after all, is already firmly part of mainstream political discourse. The Karmapa’s prescriptions need not oppose or replace, but might rather invigorate an entirely secular approach to this theme.

When I saw the Karmapa at his public teachings in London, I was impressed by two things. The first was how keen he was to reach the people of his own generation – he was born in 1985 – who will grow up with him and join him in what appears to be a very sincere and urgent quest to help change the world for the better. This book clearly has that audience very much in mind, being the result of a series of seminars conducted by the Karmapa with a small group of American university students. Those students, of course, belong to the first generation that has never known the world without the internet. While not blind to the many benefits of technology, it is noticeable that the Karmapa goes to some lengths to express his misgivings about millennials’ particular tendency to spend more and more of their time online.

He criticises the unsatisfactory nature of the connectedness of social media. “I am sceptical that virtual communities can fulfil the function of a real community,” he writes. The version of ourselves we present to others online, he suggests, can too easily be somewhat fake: an “artificial persona”, a “virtual self.” “We are carried so far away by the allure of these illusory connections,” he writes, “that we end up trapped within our own private world of electronic illusions.” He adds, “In an era of connectivity, it might be wise to make a practice of consciously turning off the screens, so we can allow closeness to blossom slowly and directly.”

The second aspect of the Karmapa that most surprised me in London was how very personal he is. This is not just to say that he has his own distinctive voice, though that is certainly true. His book is permeated by the sense of a deeply enquiring and perceptive mind, a fresh eye on the world, capable of many original insights and memorable turns of phrase. He alludes strikingly, for instance, to the “irony of compassion”, meaning: “When your awareness of others’ suffering remains mere knowledge without full affective involvement, it can cause you pain and distress. Once you connect completely on the level of feelings, that distress goes away.” He achieves a poetic quality in his image of how others, in the manner in which they receive the resources we offer them, “can serve as the mirror in which we see our own beauty… something that cannot come to light when we are caught up in an ego-centred life.”

By “personal”, though, I am really referring to the way in which the Karmapa is so open and honest about his own experience. His predecessor the 16th Karmapa, who said comparatively little and taught largely through his extraordinary noumenal presence, appeared almost to have transcended ordinary personality. The 17th Karmapa, by contrast, is often deliberately and disarmingly human. He is fond of recalling his simple upbringing in a nomad community (“a pastoral way of life – basically a premodern lifestyle”), which is evidently the inspiration for his love of the natural world and his instincts about genuine emotional connectedness.

More poignantly, though, he is unafraid to demonstrate his own vulnerability. He speaks frankly about the difficulties of being taken from his family to begin life as a reincarnated lama (“I felt really strange at times.”), calls himself “His Loneliness” (“Who wants to be friends with someone who is considered to be not entirely human?”) and shares the hurt of being taken advantage of (“There have been people I trusted who did not fully live up to the trust placed in them…”). In London, in answer to a question, he confessed that he had tried and failed to keep an aviary, as the 16th Karmapa famously did, as he never felt comfortable with seeing the birds confined in cages, stating baldly: “Because I have always been caged.”

What is the Karmapa telling us, in all of the above? That he is his own man, for sure, and not a pale imitation of his predecessor. His remarks have something in common with those of a few other young lamas who, in recent years, have chosen to let in the light on the downside of the tulku system, though unlike some, the Karmapa seems utterly resolute in living up to the responsibilities of his role – the responsibilities, as he points out, which he left Tibet for as a teenager. Indeed, there can be seen a passionate confidence and conviction in his own worth reflected in his frustration with the obstacles put upon his freedom of movement. “As a result, I have had to greatly reduce my expectation of what I will be able to accomplish,” he writes, “… I am living this life primarily cherishing and supporting others, trying to serve as a sort of refuge where others can be assured of finding love.”

His candid self disclosure is also consistent with an atmosphere of radical truthfulness that surrounds the Karmapa, a determination to cut through all the protocol and hoopla of his position, to deal with the world as it is and not hide behind the façade of an inscrutable spiritual monarch. In the context of his ethical message, finally, it is part and parcel of the model he himself presents to others of the humility and authenticity of self that he sees as essential to true participation in the web of interconnection, in which he is as involved as anyone else. “Even if I do not have the ideal external conditions to work toward my aims, I am sustained by the awareness that others are dependent on me and have placed their hopes in me,” he says, “For me, the basic fact of my interdependence is a source of courage and determination.”

 

Download PDF