Интервью с Другу Чогьялом Ринпоче

drugu choegyal rinpoche

Другу Чогьял Ринпоче, мастер Друкпа-Кагью и известный художник, который изобразил двенадцать изначальных учителей в гомпе Меригара, был в Италии осенью 2019 года, чтобы открыть выставку своих работ в Риме. Из-за его тесной связи с Чогьялом Намкаем Норбу он посетил мероприятия в Меригаре, чтобы отметить год со дня смерти Учителя. Он любезно предложил сделать это интервью с «Зеркалом» во время своего визита.

«Зеркало»: Для начала мы хотим сказать — добро пожаловать обратно в Меригар. Каково это, вернуться?

Другу Чогьял Ринпоче: Конечно, я скучаю по Норбу Ринпоче, но есть причины не слишком грустить. Сангха собралась вместе, чтобы практиковать, и я действительно чувствую, что учение живо в общине Меригара. Когда Будда скончался, Его учение осталось жить среди учеников. Точно так же, когда учитель уходит из жизни, его физическая жизнь заканчивается, но его линия передачи, его учение не исчезают вместе с учителем, а остаются теми же и продолжают жить.

З: Не могли бы вы рассказать нам о ваших прошлых визитах в Меригар?

ДЧР: Я впервые приехал в Меригар в 1986 году, когда Норбу Ринпоче пригласил Дорзонга Ринпоче ещё до постройки гомпы. Мы посещали Меригар дважды, я думаю. Дорзонг Ринпоче дал учение по Махамудре, а я выступил с докладом. Во второй раз, когда меня пригласили, гомпа еще не была готова, и я дал учение о практике Йеше Цогьял. Я приехал снова, потому что Ринпоче хотел, чтобы я нарисовал панель с двенадцатью изначальными учителями. Я обсудил планы с ним, и он пригласил меня, Церинга Вангчуга, главного художника, его жену и другого художника. После этого я приезжал несколько раз, чтобы закончить рисовать двенадцать учителей.

drugu choegyal rinpoche

Другу Чогьял Ринпоче рисует изначальных мастеров в гомпе Меригара в 1994 году.

З: Фигуры изначальных учителей, которые вы нарисовали в гомпе Меригара, выполнены в уникальном оригинальном стиле. Вы были вдохновлены нарисовать их таким образом именно тогда, когда вы приехали в Меригар?

ДЧР: Когда я начал рисовать фигуры, я созерцал мастеров Дзогчена, визуализируя их в соответствии с текстами. Я нарисовал несколько набросков и показал их Намкаю Норбу Ринпоче, которые ему понравились. Он хотел, чтобы я вместо того, чтобы делать что-то, что полностью соответствовало традиции, рисовал то, что чувствовал. Эти фигуры на самом деле не выполнены традиционным образом, но они не являются и нетрадиционными. Они основаны на сущности качества каждого отдельного мастера, а также на ощущениях и значении, которые я испытал, визуализируя их.

З: А Восьмой Кхамтрул Ринпоче, ваш учитель, знал Чангчуба Дордже, мастера Чогьяла Намкая Норбу?

ЧДР: История жизни Восьмого Кхамтрула Ринпоче была написана Бонгтулом Ринпоче в двух томах. Старейшие тогдены рассказали мне историю о том, как Кхамтрул Ринпоче посетил Гондзё в Кхаме, где находилась ретритное место мастера Чангчуба Дордже. Когда Кхамтрул Ринпоче был в Гондзё, мастер Чангчуб Дордже пригласил его в свой монастырь. Возможно, вы знаете, что Чангчуб Дордже не приглашал много мастеров. Он не простирался и не признавал кого-то замечательным, если только он не был особенным. Чангчуб Дордже чувствовал, что Восьмой Кхамтрул Ринпоче был истинной эманацией Гуру Падмасамбхавы. Когда он пригласил его, Чангчуб Дордже из-за его большого уважения к нему сделал простирание и получил благословения. Вот почему Норбу Ринпоче с большим уважением относился к Восьмому Кхамтрулу Ринпоче, и именно так между ними возникла связь.

Весьма уважаемый монах Чолха в Другу, приехавший из района Кхампагар, написал, что ездил в в место, где жил Чангчуб Дордже, чтобы получить у него учения. Чангчуб Дордже рассказал Чолхе, что у него был сон, в котором он отправился в Зангдокпалри, чистую землю, где обитает Гуру Ринпоче, и там он увидел, что трон Гуру Ринпоче пуст. Он спросил дака и дакини, где Гуру Ринпоче. Они сказали ему, что Гуру Ринпоче отправился в Дзамбулинг, а оттуда в Тибет и Кхам, где в Кхампагаре Гуру Ринпоче проявил себя как Кхамтрул Ринпоче. Таким образом, сам Чангчуб Дордже знал, что Кхамтрул Ринпоче был эманацией Гуру Ринпоче; не то чтобы кто-то другой сказал ему. Вот почему он делал простирания и с большим уважением относился к Восьмому Кхамтрулу Ринпоче.

Позже Чанчуб Дордже сделал предсказание о том, что произойдет в Тибете, после того как огромная палатка, в которой проходили ламские танцы Гуру Ринпоче в Гонджо, в сильный шторм рухнула. Он сказал, что это признак того, что в Кхампагаре больше не будет больших ламских танцев Гуру Ринпоче, и что Тибет столкнется с разрушением. Многие люди слышали это.

Район, где находились монастыри Е.С. Кхамтрула Ринпоче, Дорзонга Ринпоче и мой монастырь, был недалеко от ретритного места Чангчуба Дордже. Два старших тогдена Кхамтрула Ринпоче, Тогден Челег и Тогден Амтрин, часто ездили к Чангчубу Дордже, чтобы получить учения. У них была очень сильная связь с ним. Из-за этого я слышал много историй от этих старших тогденов.

З: Где Вы родились?

ДЧР: Я родился в Чакзам Кха на реке Нгомчу в Нангчене. Мой монастырь находится недалеко от Чамдо в местечке Другу. Это небольшой самостоятельный монастырь на довольно большой территории, населенной шестью кочевыми племенами. Мы все живем вместе как одна община.

З: Сколько вам было лет, когда вам пришлось покинуть Тибет?

ДЧР: Я уехал из Тибета в Индию в 1958 году, сразу после отъезда Е.С. Восьмого Кхамтрула Ринпоче. Я добрался Индии в 1959 году после того, как Е.С. Далай-лама пересек Таванг Аруначал. Я должен был покинуть Тибет с Кхамтрулом Ринпоче и Дорзонгом Ринпоче. Они добрались до Индии в 1958 году до переворота в Лхасе. Поскольку Кхамтрул Ринпоче знал, что должно было произойти в Тибете, он уехал раньше, чтобы благополучно добраться до Индии. Ринпоче хотел взять с собой Адеу Ринпоче и меня. Однако Адеу Ринпоче не смог уйти, потому что он был учителем короля Нангчена, а король и королевская семья не могли уйти.

Мы уехали много месяцев спустя. С детства у меня была великая вера, доверие и преданность Кхамтрулу Ринпоче, Трём Драгоценностям и моим коренным ламам. Таким образом, хотя у нас были некоторые трудности на пути, мы молились Кхамтрулу Ринпоче и Трём Драгоценностям, и все прошло хорошо. Когда мы достигли Индии, Кхамтрул Ринпоче позаботился о Дорзонге Ринпоче и обо мне и дал нам учения. Мы были окружены всеми великими тогденами, и я не чувствовал себя таким потерянным. Я видел, что в этой просветлённой компании никто не злился на китайцев, никто не расстраивался из-за печальной ситуации, все были счастливы и умиротворены. Это было действительно удивительно.

З: Вы рисовали в детстве?

ДЧР: В доме моей семьи, когда я был маленьким, у нас был красивый алтарь со статуями и настенными росписями, которые мне действительно нравились. Я хорошо их помню. Так что даже в раннем возрасте у меня был большой интерес к искусству. В моем монастыре было множество тханок, статуй и книг с рисунками. Я всегда был очень любознательным и любил смотреть эти книги. Когда я учился в монастыре, хотя я был один, я не чувствовал себя одиноким, потому что был окружен всем этим и имел огромный интерес к искусству.

drugu choegyal rinpoche

«Чудесный мир ума» с выставки Другу Чогьяла в галерее Бономо

З: Ваши учителя в монастыре поощряли вас как тулку рисовать?

ДЧР: Мои монастырские занятия занимали почти всё моё время, это было в основном чтение, письмо и другие предметы. У меня было несколько разных наставников: некоторые были очень добрыми и сострадательными, иногда позволяли мне отдохнуть, например, на уроках глиняной скульптуры и рисовании, но это было скорее исключением, чем правилом. Большая коллекция тханок моего монастыря сильно повлияла на меня.

З: Когда вы впервые встретились с Чогьялом Намкаем Норбу?

ДЧР: В первый раз Кхамтрул Ринпоче, Дорзонг Ринпоче и я были приглашены в Италию в 1976 году Марио Мальетти и Элио Руммой. Кхамтрул Ринпоче и Чогьял Намкай Норбу стали близкими друзьями и имели длительные связи. Благодаря их отношениям Дорзонг Ринпоче и я также установили тесную связь с Чогьялом Намкаем Норбу.

З: Большое спасибо, Ринпоче.

перевод: Коновалов Андрей

Interview with Drugu Choegyal Rinpoche

drugu choegyal rinpoche

Drugu Choegyal Rinpoche, a Drukpa Kagyu master and well-known artist who depicted the Twelve Primordial Masters in the Merigar Gönpa, was in Italy in autumn 2019 for the opening of an exhibition of his work in Rome. Because of his close connection with Chögyal Namkhai Norbu he attended events at Merigar to mark a year since the passing of the Master. He kindly offered to do this interview with The Mirror during his visit.

The Mirror: We want to say welcome back to Merigar. How does it feel to be back?

Drugu Choegyal Rinpoche: Of course I miss Norbu Rinpoche but there are reasons not to be so sad. This sanghahas gathered together to do practice and I really feel that the teaching is alive in the Community of Merigar. When Buddha passed away His teaching remained alive within His disciples. In the same way when a teacher passes away, his physical life is gone but his lineage, his teaching do not disappear with the teacher but remain the same and continue to be alive.

M: Can you tell us about your past visits to Merigar?

DCR: I first came to Merigar in 1986 when Norbu Rinpoche invited Dorzong Rinpoche before the Gönpa was built. We visited twice I think. Dorzong Rinpoche gave Mahamudra teachings and I gave a talk. The second time I was invited – the Gönpa was not yet ready – I gave a teaching of a Yeshe Tsogyal practice. I came again because Rinpoche wanted me to paint the panel of the Twelve Primordial Masters. I discussed the plans with him and he invited me, Tsering Wangchug the master artist and his wife and fellow artist. I came a few times after that to complete the painting of the Twelve Masters.

drugu choegyal rinpoche

Drugu Choegyal Rinpoche painting the Primordial Masters in the Merigar Gönpa in 1994

M: The figures of the Primordial Masters that you painted in the Merigar Gönpa are in a unique original style. Were you inspired to paint them in this way when you came to Merigar?

DCR: When I started to paint the figures, I contemplated the Dzogchen Masters, visualizing them in accordance with the texts. I drew some sketches and showed them to Namkhai Norbu Rinpoche who liked them. He wanted me, rather than do something that completely conformed to tradition, to paint the way I felt. These figures are not really done in a traditional way, yet they are not untraditional. They are based on the essence of the quality of each individual master, and the feeling and meaning I sensed visualizing them.

M: Did the VIIIth Khamtrul Rinpoche, your teacher, know Changchub Dorje, the master of Chögyal Namkhai Norbu?

DCR: The life story of the VIIIth Khamtrul Rinpoche’s was written by Bongtul Rinpoche in two volumes. Elder togdens told me stories about Khamtrul Rinpoche visiting Gonjo in Kham where Master Changchub Dorje’s retreat area was situated. When Khamtrul Rinpoche was in Gonjo, Master Changchub Dorje invited him to his monastery. You may know that Changchub Dorje did not invite many masters. He did not prostrate or recognize as remarkable anyone unless really special. Changchub Dorje had the feeling that the VIIIth Khamtrul Rinpoche was a true emanation of Guru Padmasambhava. When he invited him, Changchub Dorje made prostrations and received blessings because of his great respect for him. That is why Norbu Rinpoche had great respect for the VIIIthKhamtrul Rinpoche and that was how the connection between them came about.

A highly respected monk Choelha in Drugu who came from the Khampagar area wrote about his journey to Changchub Dorje’s place to receive teachings. Changchub Dorje told Choelha about a dream he had had in which he went to Zangdokpalri, the pure land where Guru Rinpoche dwells, and he saw that Guru Rinpoche’s throne was empty. He asked the dakasand dakinisthere where Guru Rinpoche was. They told him that Guru Rinpoche had gone to Dzambuling and from there to Tibet and Kham where at Khampagar Guru Rinpoche was then manifesting as Khamtrul Rinpoche. So Changchub Dorje himself knew that Khamtrul Rinpoche was an emanation of Guru Rinpoche; it was not that someone else had told him. That was why he did prostrations and had great respect for the VIIIth Khamtrul Rinpoche.

Later on Changchub Dorje made a prediction about what would happen in Tibet when the huge tent that hosted the Guru Rinpoche Lama Dances in Gonjo collapsed in a powerful storm. He said that this was a sign that no more would there be the big Guru Rinpoche Lama Dances of Khampagar and that Tibet would face destruction. Many people heard this.

The area of the monasteries of H.E. Khamtrul Rinpoche, Dorzong Rinpoche and myself was close to Changchub Dorje’s retreat place. Two of Khamtrul Rinpoche’s elder togdens, Togden Choeleg and Togden Amtrin, often went to Changchub Dorje to receive teachings. They had a very strong connection with him. Because of that I heard many stories from these elder togdens.

M: Where were you born?
DCR: I was born in Chakzam Kha of Ngomchu River in Nangchen. My monastery is near Chamdo in a place called Drugu. It is a small independent monastery in quite a large area inhabited by six nomadic tribes. We all live together as one community.

M: How old were you when you had to leave Tibet?
DCR: I left Tibet for India in 1958 just after H.E. the VIIIth Khamtrul Rinpoche did so. I reached India in 1959 after H.H. the Dalai Lama crossed Tawang Arunachal. I was supposed to leave Tibet with Khamtrul Rinpoche and Dorzong Rinpoche. They reached India in 1958 before the upheaval in Lhasa. Because Khamtrul Rinpoche knew what was about to happen in Tibet, he left earlier in order to reach India safely. Rinpoche had wanted to take Adeu Rinpoche and me with him. However, Adeu Rinpoche was unable to depart because he was the teacher of the king of Nangchen and the king and the royal family could not leave.

We left many months later. From childhood I had great faith, trust, and devotion in Khamtrul Rinpoche, the Triple Gem, and my Tsawa’i Lamas. Thus, though we had some difficulties on the way, we prayed to Khamtrul Rinpoche and the Triple Gem and all went well. When we reached India, Khamtrul Rinpoche took care of Dorzong Rinpoche and me and gave us teachings. We were surrounded by all the great togdens and I did not feel so lost. I saw that in this enlightened company nobody was angry at the Chinese, nobody was upset about the sad situation, everyone was happy and peaceful. That was really amazing.

M: Did you paint as a child?
DCR: At my family home when I was small we had a beautiful shrine room with statues and wall paintings that I really liked. I remember them well. So even at an early age I had a great interest in art. My monastery was endowed with many thangkas, statues and books with paintings. I was always very inquisitive and wanting to browse through these books. When studying at the monastery although I was alone I did not feel lonely because I was surrounded by all these things and had an enormous interest in art.

drugu choegyal rinpoche

‘Wonderful World of the Mind’ from Drugu Choegyal’s exhibition at the Bonomo Gallery

M: As a tulku, did your tutors at the monastery encourage you to paint?
DCR: My monastery training was almost fulltime study, mainly reading, writing, and other subjects. I had a few different tutors: some were very kind and compassionate, sometimes letting me have a break to do things like clay sculptures and painting, but these activities were exceptions. The big collection of thangkas of my monastery influenced me strongly.

M: When did you first meet Chögyal Namkhai Norbu?
DCR: The first time was when Khamtrul Rinpoche, Dorzong Rinpoche, and myself were invited to Italy in 1976 by Mario Maglietti and Elio Rumma. Khamtrul Rinpoche and Chögyal Namkhai Norbu became close friends and had a lasting connection. Through their relationship Dorzong Rinpoche and myself also developed a strong connection with Chögyal Namkhai Norbu.

M: Thank you very much, Rinpoche.

Drugu Choegyal’s exhibition of paintings can be seen at the Galleria Alessandra Bonomo in Rome until the end of January 2020.

Download PDF