Интервью с Элиасом Каприлесом, инструктором Санти Маха Сангхи

«Зеркало»: Как вы занялись изучением Санти Маха Сангхи и были ли ваши научные знания полезными во время ваших занятий?

Элиас  Каприлес:  Для сдачи обычного экзамена базового уровня я учился довольно интенсивно, возможно, четыре года, и наизусть знал все темы, хотя я, в первую очередь, забочусь о сути учения — его истинном значении и его реализации. И на самом деле, хотя мое понимание учений СМС с течением времени кажется всё более глубоким и я часто преподаю СМС, в настоящее время я не помню всех тем наизусть.

IMG_4285-e1496092376306

Что касается моего академического опыта, он, вероятно, помог, но это не было главным фактором. С 1973 по 1983 годы я был в Индии и Непале. В Непале профессор и учитель Дзогчена пригласил меня учиться вместе с ним в индийском университете. Тем не менее, примерно в то же время я получил передачу трегчо Дзогчена и некоторые конкретные учения Ану-йоги от Тинлея Норбу Ринпоче, поэтому я отказался от приглашения профессора и решил отправиться в горы в ретрит и посвятить себя практике. Затем, прежде чем отправиться в горы, я отправился за благословением к Дуджому Ринпоче и он сказал мне, что я должен прийти на следующий день. И в тот день он дал мне очень подробные и конкретные наставления по моему ретриту. То, что я испытал в этом и последующих ретритах, определённо было гораздо более полезным для понимания и постижения сущности СМС, чем то, что я мог бы узнать в университете, и чем бы ни был академический опыт, который у меня мог быть.

Затем, в 1978 году, я познакомился с Чогьялом Намкаем Норбу, который преподавал в Боднатхе, и так глубоко ощутил связь с мастером, что сразу написал о нём стихотворение. Более того, я нашёл его стиль преподавания соответствующим нашему времени. Позже я пригласил его в Венесуэлу и начал у него учиться. Затем я стал преподавателем СМС.

«Зеркало»:  Вы много времени провели в ретритах?

Элиас  Каприлес:  Я никогда не уходил в ретрит на 9 лет, 9 месяцев и 9 дней или 7, 7, 7 или даже 3, 3, 3, потому что такие ретриты меня не интересовали, и, с другой стороны, виза, которую мне давали непальские власти каждый раз, когда я въезжал в страну, длилась всего три месяца. Поэтому я оставался в горах в течение 3 месяцев, спускался в Катманду, ехал в Индию, возвращался и снова поднимался в горы. Таким образом, я провёл довольно много трёхмесячных ретритов, но я никогда не делал более длительных. Я сосредоточился на трегчо, хотя я делал две практики Ану-йоги, одна из которых включала в себя ритуальную часть.

«Зеркало»:  Скоро в Дзамлинг Гаре пройдёт экзамен по СМС. Что бы вы посоветовали ученикам, готовящимся к экзамену?

Элиас:  Несмотря на то, что для сдачи экзамена необходимо интеллектуальное знание всех тем, я считаю, что для своей духовной эволюции гораздо важнее понять реальный смысл того, что изучается. И в этом отношении, я думаю, есть два ключевых момента. (1) Первый заключается в том, чтобы провести различия между принципами разных учений в «Драгоценном сосуде», чтобы не озадачиваться кажущимися противоречиями: (а) среди учений, относящихся к различным колесницам Сутры, учений, относящимся к различным тантрическим колесницам, и учений, которые относятся к различным разделам Дзогчена, (б) среди внешних, внутренних и тайных значений и (в) между временными и окончательными значениями. (2) Во-вторых, необходимо интенсивно делать практику, которая является частью изучения базового уровня СМС, и, в частности, семдзины, рушены и три разновидности 7-го лочжонга. Несмотря на то, что вы не добьётесь реализации, интенсивно выполняя эти три вида практики, вы можете получить определённый опыт. На основе этого опыта вы сможете получить хотя бы некоторые проблески ригпа, попробовать единый вкус ригпа и начать отличать ригпа от разнообразных простых переживаний, понимая, как они обычно смешаны. И после этого вы сможете научиться использовать опыт в качестве топлива для поддержания состояния ригпа. Я думаю, что практика — это ключ к пониманию истинного смысла всего, что связано со всей СМС.

«Зеркало»:  Расскажите о вашей недавней публикации «Узор мысли Нагарджуны». Каким образом эта книга полезна для практикующих Дзогчен?

Элиас:  Я думаю, это зависит от менталитета человека. Есть два способа, с помощью которых легко обрести полную реализацию Дзогчена. (1) Один из них — быть довольно простым, бесхитростным и не слишком умным: можно реализоваться, применяя пошаговые инструкции, без необходимости много изучать. Поскольку у такого человека не слишком развитый интеллект, у него нет большого количества сомнений, которые требуется очистить и, следовательно, он может обладать сердечным доверием и верой. (2) Другой способ заключается в том, что у человека очень сложный интеллект, но он его исчерпывает: он тщательно изучает учения, проверяя их с очень критическим отношением (сам Будда сказал, что его учения похожи на золото, и их следует проверять тремя способами, которыми проверяют золото, чтобы определить, являются ли они истинными и действенными, или ложными и бесполезными), а затем правильными рассуждениями опровергает и нейтрализует все неправильные предположения до того, как начнёт практиковать. Только для таких смышлёных людей эта книга может быть полезна.

Книга посвящена философии Прасангики-Мадхьямаки, которая в соответствии с текущей версией Драталгьюр является точкой зрения Дзогчена. Конечно, на самом деле Дзогчен — это не Прасангика-Мадхьямака, поскольку Прасангика-Мадхьямака — это Сутра, а не Дзогчен, и даже не Тантра. Поэтому мы не можем сказать, что Прасангика — это то же самое, что и Дзогчен. Но если мы учитываем различия в подходах, реализациях и т.д., то это одна из систем, которые соответствует Дзогчену больше, чем остальные системы Сутры.

Учителя движения риме, за исключением Мипама Ринпоче, который был приверженцем Прасангики, утверждали, что Махамадхьямака является ближайшей к Дзогчену системой Мадхьямаки. Прасангика не учит пустоте существования другого, чему учит Махамадхьямака, но способы, которыми обе школы объясняют пустоту самосуществования всех явлений, такие же, как в Дзогчене. Поэтому, на мой взгляд, обе системы совместимы с Дзогченом, который, надо заметить, использует много терминов третьего поворота колеса учения.

Во всех колесницах, кроме Дзогчена, и в соответствии с одним из смыслов этого тибетского термина, тава относится к интеллектуальной точке зрения. Однако в учении Дзогчен тава понимается в другом смысле этого термина, который относится не к интеллектуальной точке зрения, а к той, что связана с видением. Фактически, в контексте Дзогчена я обозначаю этот термин как видение, потому что тава Дзогчена — это прямое видение истинного состояния реальности, совершенно запредельное интеллекту. Это так, потому что всем мастерам Дзогчена очевидно, что слова и понятия никогда не смогут соответствовать реальности, и поэтому всё, что можно понять или сказать о реальности, просто неверно. Начнём с того, что истинное состояние реальности является непрерывным — это континуум, который как таковой не включает в себя разделения, разрывы или различия, тогда как мысли прерывисты: они устанавливают различия и (как свидетельствуют доктрины Дигнаги об апоха и аньяпоха) определяются путём исключения чего-либо другого. Мысли, которые являются прерывистыми и всегда что-либо исключают, не могут соответствовать тому, что является непрерывным и ничего не исключает. Фактически, мысли устанавливают пределы, представленные как углы или грани, тогда как истинное состояние реальности представлено как всеобъемлющее тигле или сфера, которая не имеет углов или граней. Только когда мысли разрушаются, в вашем ментальном потоке появляется истинное состояние реальности. Это истинное состояние сравнивается с солнцем, а наша сансара сравнивается с солнцем, закрытым облаками. Мысли — это облака. Как кто-либо может постичь солнце посредством облаков, которые его скрывают? Это абсолютно невозможно.

Таким образом, смысл тава Дзогчена состоит в том, что облака рассеяны и сияющее солнце реализуется вне всякой рассудочной интерпретации. И тогда вы понимаете, что все интерпретации ошибочны: все интерпретации были облаками, скрывавшими солнце.

Подлинная Прасангика соглашается с тем, что мысли подобны облакам, которые скрывают солнце, и только тогда, когда они рассеиваются, солнце может быть реализовано. Тем не менее, Прасангика является интеллектуальным путём в том смысле, что использует исчерпывающие аргументы, чтобы довести рассуждающий ум до того момента, когда он блокируется и, следовательно, терпит крах. В Дзогчене это необязательно. В Дзогчене вы получаете прямое указание на истинное состояние, прямое введение, о чём свидетельствует мудра Гараба Дордже, которая указывает в направлении позади глаз. Это наставление о том, как смотреть на ум так, чтобы наша двойственная структура восприятия субъекта-объекта испытала короткое замыкание и разрушилась, и, в свою очередь, могло проявиться истинное состояние, являющееся сущностью или природой ума, которую скрывает наш двойственный ум, что подобно тому, что облака рассеялись и сияющее солнце видится как оно есть.

Таким образом, подход Прасангики и Дзогчена — явно не то же самое, и, безусловно, Прасангика не может подвести нас к вершинам реализации, которые могут быть достигнуты с помощью Дзогчена, но у обоих есть свои средства, чтобы разрушить двойственный ум и интеллект. И именно поэтому эта книга может быть полезной для практикующего Дзогчен со сложным складом ума, интеллектуала.

«Зеркало»:  Вы написали много работ. Это ваша последняя книга? Вы сейчас работаете над новой публикацией?

Элиас:  Я опубликовал более пятнадцати книг. В конце 2013 года я опубликовал книгу в четырёх томах под названием «За пределами разума: трансперсональная и метатрансперсональная теория (подход Дзогчена)», которая оказала большое влияние на трансперсональную психологию.

Затем, в декабре 2016 года, я закончил книгу на испанском языке под названием «Шаманизм и Дзогчен», которая теперь находится в печати в издательстве Ediciones La Llave. Я написал её, потому что многие люди практикуют обе системы и не видят, что они абсолютно разные и взаимно противоречащие. Например, в южноамериканском шаманизме необходимо иметь доступ к реальности стихий, духов и демонов, которые обычные люди не видят. Согласно этой системе реальность, к которой относятся эти существа, является истинной реальностью, тогда как обычная повседневная реальность ложна. В Дзогчене смысл состоит в том, чтобы понять, что действительность стихий, духов и демонов, повседневная реальность, и, в действительности, все реальности, являются ложными, и освободиться от всех них. Например, в практике чод, которая сочетает в себе принцип Дзогчена с принципами других колесниц, вы вступаете в контакт с духами, демонами и стихийными существами, но вы делаете это, чтобы получить опыт чрезвычайного страха, а затем применить наставления Дзогчена, которые позволят как существам, так и вашему двойственному, ужаснувшемуся уму мгновенно раствориться, избавив вас от своей власти и вашей веры в них. И так как вы освобождаетесь от силы вашего ума, в то же самое время вы освобождаетесь от своей веры в обычную реальность и силы, которую эта реальность имеет над вами.

Сейчас я делаю последние штрихи к первому тому «Буддизма и Дзогчена» и собираюсь начать второй том той же книги. Они являются частью большой книги из нескольких томов, но предварительная версия первого тома уже доступна на моей веб-странице, где её можно свободно скачать (чтобы получить доступ к ней, перейдите по адресу http://webdelprofesor.ula.ve/Humanidades/elicap/en/uploads/Biblioteca/bdz-e.version.pdf, иногда URL-адрес не отвечает, но если это происходит, то при попытке позже он обычно открывается). После последних правок я отправлю этот первый том издателям.

«Зеркало»:  Большое спасибо, что уделили нам время.

An interview with Elías Capriles, Santi Maha Sangha Teacher

The Mirror: How did you approach studying Santi Maha Sangha and was your academic background helpful in your studies?

Elías Capriles: For taking the ordinary Base exam I studied quite intensively, perhaps for four years, and learned all the enumerations by heart, even though what I really care for is the essence of the teachings—their true meaning and its realization. And in fact, whereas my understanding of the teachings of the SMS seems to grow ever deeper as time passes, even though I teach SMS quite often, nowadays I don’t remember all the enumerations by heart.

interview elias caprilesAs to my academic background, it probably helped, but that wasn’t the main factor. I was in India and Nepal from 1973 through 1983. In Nepal a Dzogchen master and university professor invited me to study with him at an Indian university. However, roughly at the same time I received Dzogchen tregchod and some specific Anuyoga teachings from Thinley Norbu Rinpoche, and hence I declined the professor’s invitation and decided to go into retreat on the mountains and devote myself to practice. Then I went to Dudjom Rinpoche for blessings before setting off to the mountains, and he told me I had to come the following day—and that day gave me very detailed and specific instructions for my retreat. Definitely what I experienced in that retreat and in subsequent ones was far more helpful for understanding and getting the essence of SMS than whatever I could have learned at the university and than whatever academic background I may have had.

Then in 1978 I met Chögyal Namkhai Norbu, who was giving teachings in Boudhanath, and connected so deeply with the master that I immediately wrote a poem about him. Since, moreover, I found his way of teaching to correspond to our time, later on I invited him to Venezuela and began studying with him. Then I became a SMS teacher.

The Mirror: Did you spend a long time in retreat?

Elías Capriles: I never did 9 years, 9 months and 9 days, or 7, 7, 7 or even 3, 3, 3, because that was not the kind of retreat I was interested in doing—and, on the other hand, the visa the Nepalese authorities gave me each time I entered the country lasted for three months only. So I would stay on the mountains for 3 months, come down to Kathmandu, go to India, come back, and go up the mountain again. Thus I did quite a few three-months retreats but I never did a longer one. I concentrated on tregchod, though I was doing two Anuyoga practices, one of them involving ritual.

The Mirror: They will soon be holding the SMS exam at Dzamling Gar. Do you have any advice for students studying for the exam?

Elías: Even though the enumerations are essential to pass the exam, I think that for one’s spiritual evolution it is far more important to grasp the real meaning of whatever one is studying. And to that aim, I think there are two keys. (1) The first is to distinguish the principles of the different teachings in The Precious Vase so that one is not puzzled by seeming contradictions, (a) among teachings that pertain to different Sutric vehicles, teachings that pertain to different Tantric vehicles, and teachings that pertain to the different series of Dzogchen, (b) among outer, inner and secret meanings, and (c) between provisional and definitive meanings. (2) The second is to intensively apply the practices that are part of the SMS Base training—and in particular the semdzin, the rushan, and the three varieties of the 7th lojong. Even though you will not obtain realization by intensively doing these three sets of practices, you may have determinant experiences. On the basis of those experiences you may have at least some glimpses of rigpa, taste the single flavor of rigpa, and begin to distinguish between rigpa and the variety of mere experiences, realizing how they are normally mixed. And after that, you may learn to use experiences as fuel to maintain the state of rigpa. I think practice is the key to grasping the true meaning of all that has to do with the whole of SMS.

The Mirror: I’d like to ask you about your recent publication, The Ornament of the Thought of Nagarjuna. In what way is this book useful for Dzogchen practitioners?

Elías: I think that depends on the kind of mentality the person has. There are two ways in which it is easy to get full realization with Dzogchen. (1) One is by being quite simple-minded, guileless and not too clever: by applying pith instructions, without having to study a lot, one may get realized. Since one doesn’t have a complicated intellect, one doesn’t have many doubts to clear and thus can have heartfelt trust and faith. (2) The other way is that one has a very complicated intellect, but one exhausts it: one studies the teachings thoroughly, testing them with a highly critical attitude (the Buddha himself said his teachings were like gold, and should be tested in the three ways in which gold is tested in order to determine whether they were true and effective, or false and useless), and then with correct reasoning refutes and counteracts all of one’s wrong assumptions before one sets out to practice. It is only for such complicated-minded people that the book in question may be useful.

The book is on Prasangika Madhyamaka philosophy, which according to the current version of the Dra Thalgyur Tantra is the viewpoint of Dzogchen. Of course in reality Dzogchen is not Prasangika-Madhyamaka, for Prasangika-Madhyamaka is Sutra, not Dzogchen and not even Tantra. Therefore, we cannot say Prasangika is the same as Dzogchen. But if we account for the differences in approaches, realizations and so on, it is one of the systems that fit Dzogchen the best among Sutra systems.

The teachers of the Rime movement—except for Mipham Rinpoche, who adhered to Prasangika—asserted Mahamadhyamaka to be the Madhyamaka system nearest to Dzogchen. Prasangika does not teach the emptiness of other-existence taught by Mahamadhyamaka, but the ways in which both schools explain the emptiness of self-existence of all entities are the same as that of Dzogchen. Therefore, in my view both systems are compatible with Dzogchen—which, it must be noted, uses a lot of Third Dharmachakra terminology.

In all vehicles other than Dzogchen, and in agreement with one of the senses of the Tibetan term, tawa refers to an intellectual point of view. However, in the Dzogchen teachings tawa is understood in another of the acceptations of the term, which is not that of an intellectual point of view, but that of seeing. In fact, in a Dzogchen context I render that term as Vision, because the tawa of Dzogchen is the direct Vision of the true condition of reality, utterly beyond the intellect. This is so because it is evident to all Dzogchen masters that words and concepts can never fit reality and that, therefore, whatever one can understand or say about reality is simply wrong. To begin with, the true condition of reality is continuous—it is a continuum that as such does not involve divisions, discontinuities, differences or separations—whereas thoughts are discontinuous: they establish differences and (as evinced by Dignaga’s doctrines of apoha and anyapoha) are defined by exclusion of something else. Thoughts, which are discontinuous and always exclude something, cannot fit that which is continuous and does not exclude anything. In fact, thoughts establish limits, represented as corners or angles, whereas the true condition of reality is represented as a total thigle or sphere, which has no angles or corners. Only when thought collapses can the true condition of reality appear in your mental stream. That true condition is compared with the sun, and our samsara is compared to the sun being covered by clouds. The thoughts are the clouds. How can anyone grasp the sun in terms of the clouds that conceal it? It’s absolutely impossible.

So the point of the tawa of Dzogchen is that the clouds are dispersed and the shining sun is realized beyond any conceptual interpretation. And then you know that all interpretations are wrong: all interpretations were clouds that were covering the sun.

Genuine Prasangika agrees that thoughts are like clouds that cover the sun and that only when they are dispelled can the sun be realized. However, Prasangika is intellectual in that it uses reasoning exhaustively in order to bring the reasoning mind to the point at which it is blocked and thus is made to collapse. Dzogchen does not necessarily do that. In Dzogchen you get a direct pointing to the true condition, a direct introduction, as indicated by Garab Dorje’s mudra, which is pointing right behind one’s eyes. It’s an instruction on how to look at the mind so that our dualistic subject-object perceptual structure short-circuits and collapses, and by the same token the true condition, which is the nondual essence or nature of mind that our dualistic mind conceals, may manifest—which is like the clouds dispersing and the shining sun being seen as it is.

Thus the approach of Prasangika and that of Dzogchen are clearly not the same, and certainly Prasangika cannot take us to the heights of realization that may be reached by means of Dzogchen, yet both have their respective means to make the dualistic mind and the intellect collapse. And this is why that book can be helpful to a Dzogchen practitioner who has a complicated mentality, who is highly intellectual.

The Mirror: You have written a lot. Is that your latest book? Are you working on a new publication at the moment?

Elías: I’ve published over fifteen books. At the end of 2013 I published a book in four volumes called The Beyond Mind Papers: Transpersonal and Metatranspersonal Theory (A Dzogchen Approach), which has had quite a big impact on transpersonal psychology.

Then in December 2016 I finished a book in Spanish called Shamanism and Dzogchen that is now in press with Ediciones La Llave. I wrote it because many people are practicing both systems and fail to see that those two are absolutely different and mutually contradictory. For example, in South American shamanism, the point is to have access to a reality of elementals, spirits and demons that ordinary people can’t see. According to that system, the reality to which those beings pertain is the true reality, whereas the ordinary everyday reality is false. In Dzogchen the point is to realize that both the reality of elementals, spirits and demons and everyday reality—and indeed all realities—are false, and to become free from the hold of them all. For example, in the practice of chöd, which combines the principle of Dzogchen with those of other vehicles, you come in contact with spirits, demons and elemental beings, but you do so in order to have an experience of extreme dread and then apply a Dzogchen instruction that will allow both those beings and your dualistic, dreadful mind to instantly dissolve, making you free from their power and from your belief in them. And since you become free from the power of your mind, by the same token you become free from your belief in ordinary reality and from the power that this reality has over you.

Now I am giving the last touches to Volume I of Buddhism and Dzogchen and about to begin writing Vol. II of the same book. They’re part of a big book in various volumes, but a provisional version of the first volume is already available in my Webpage, where it can be freely downloaded (to access it directly go to http://webdelprofesor.ula.ve/humanidades/elicap/en/uploads/Biblioteca/bdz-e.version.pdf; though sometimes the URL doesn’t respond, if this happens, on trying later on it usually opens). After those last touches I’ll send that first volume to the publishers.

The Mirror: Thank you very much for your time.