День Кайта в «Lo Spazio» возле Милана

Мы занимаемся радостными танцами Кайта для углубления темы, присутствующей во всех культурах и традициях. Танец является разновидностью терапии, давая нам ощущение благополучия, и это также медитация, или своего рода молитва. Есть два течения мысли, научный и медицинский, в которых движение (то есть танец) рассматриваются в качестве нетрадиционного способа улучшения самочувствия и лечения. Кроме того, есть духовный подход, связанный с глубокими учениями.

«Кайта» (mkha’i rta, букв. «небесный конь») — это тибетское слово, [в специальном значении] означающее «гармония в пространстве».

Танцы Кайта возникли из учения Чогьяла Намкая Норбу, одного из ведущих современных представителей тибетской культуры и учителя Дзогчена. Источником хореографии служат сами песни. Как говорит Чогьял Намкай Норбу: «… Эти песни действительно передают определённый смысл. Это очень важно. Они не для исполнения на улицах, в них есть мелодия. Ну и ещё людям нравится петь: они слушают, поют, немного размышляют над смыслом и постепенно перевоспитывают себя. Это очень мощная практика!» (стр. 15 из книги Чогьяла Намкая Норбу «Message from Tibet through songs and dances» («Весть с Тибета в песнях и танцах»), изд. «Шанг Шунг», 2017).

Адаптация песен и постановка танцев выполнены танцорами в соответствии с указаниями учителя, а движения и мудры имеют целый ряд значений. С одной стороны, эти танцы поддерживают культуру, в которой содержатся драгоценные духовные учения, а пение песен имеет несколько функций, у слов есть разные значения, и ещё мы добавляем к танцу мудры.

С помощью этих танцев мы поддерживаем культурные и духовное наследие, но, кроме этого, если мы поём, понимая различные функции [пения] и осознавая жесты в танцах, это вводит нас в состояние расслабленного присутствия. Танец является универсальным [культурным] наследием, и данный вид танца с его шагами, жестами и музыкальным стилем «создаёт ощущение расслабленности у участников, желающих отпустить [свои мысли и чувства]», — так говорит об этом Адриана Даль Борго, пожалуй, самый лучший и опытный исполнитель танцев Кайта в западном мире.

Танцор «не должен следовать за умом» или пытаться рациональным образом понять шаги и жесты, но войти в переживание. Повторение шагов и жестов, как и в случае со многими практиками восточной традиции, позволяет изучающему учиться на собственном опыте, когда его или её шаги, жесты и танцы становятся чем-то своим.

Для западного ума вначале это кажется очень сложным. Западные люди хотят всё понять, наблюдать и заучивать. Но те, кто следует такому подходу к подобного рода танцам, вынуждены отступить в своих попытках. Однако способность «не быть обусловленным своим умом» позволяет участнику войти в медитативное измерение всей этой хореографии и получать более радостные переживания от танца, поскольку танцор присутствует в том, чем он занят: в танце. И тогда танец становится чем-то ценным в медитативном и лечебном плане, давая ощущение благополучия. Тогда можно углублять переживание, понимая смысл танца и слов и разучивая шаги.

С 2011 г. было поставлено около 180 танцев. В 2011 и 2016 гг. радостные танцы Кайта получили международное признание от CID (Международного Совета по Танцам ЮНЕСКО).

Культурная ассоциация Дзогчен-общины — это некоммерческая организация, объединяющая людей, заинтересованных в учении проф. Чогьяла Намкая Норбу. Это место для людей, идущих к знанию по одному и то же пути, где они могут делиться и обмениваться опытом. Центром ассоциации является Меригар (Тоскана, Италия), у неё есть много представительств в Италии и по всему миру.

Радостные танца Кайта в ‘Lo Spazio’ (видео)

Элена Фоссати и Адриана Даль Борго

An Afternoon of Khaita Joyful Dances at ‘Lo Spazio’ near Milan

khaita joyful dances milan

We approach Khaita Joyful Dances in order to deepen a theme that is common to cultures and traditions: dance as a form of therapy, giving a sense of well-being, and dance as meditation or prayer. Two currents: one scientific and medicinal which sees movement or dance as an unconventional approach to the well-being and care of the person, the other spiritual and refers to profound teachings.

Khaita is a Tibetan word which means “Harmony in Space”. “Kha” meaning space or sky, “ta” meaning harmony or melody.

The Khaita Dances arose from the teachings of Chögyal Namkhai Norbu, one of the leading contemporary representatives of Tibetan culture and teacher of the Dzogchen tradition. The choreography comes from songs that, as Chögyal Namkhai Norbu points out: “(…) … these songs are really communicating something. This is very important. They do not come down to the streets to demonstrate, but they sing a melody. People also like to sing: they listen, they sing, they reflect a bit, and gradually they get an education. It is very powerful!” (Page 15, Chögyal Namkhai Norbu, ‘Message from Tibet through songs and dances’, Shang Shung Publications, 2017).

The dances are adapted or choreographed by the dancers according to the teacher’s instructions and the movements and the mudras take on multiple meanings. On the one hand these dances give support to a culture with precious spiritual teachings, singing with its multiple functions, the meaning of words, and then we add the gestures or mudras to the dance.

Through these dances we support a profound cultural and spiritual heritage, but in addition, singing with its multiple functions and awareness of the gestures in the dances bring us to a relaxed presence. Dance is a universal patrimony, and this type of dance with its steps, gestures, and musical style “creates a feeling of relaxation in the participant who is willing to let go, “, as Adriana Dal Borgo, perhaps the best and more experienced presenter of Khaita Dances in the Western world, points out.

khaita joyful dances milan

The dancer “should not follow the mind” or try to understand the steps and gestures in a rational way, but enter into the experience. Repeating steps and gestures, as with many practices of the Eastern tradition, allows the student to learn from the experience itself and make his or her steps, gestures and dances become his or her own.

For the Western mind this is initially very complex. Westerners want to understand, observe, and learn. But those who approach this type of dance in this way are bound to fail in their intent and get bored. Being able to “not be conditioned by the mind” allows the participant to enter into the more meditative dimension of these choreographies, and manage to live the experience more enjoyably, because he or she is present in what they are doing: dancing. The dance then takes on its value as being meditative, therapeutic, and giving a sense of well-being. One can then deepen the experience by understanding the meaning of the dance and the words and studying the steps.

khaita joyful dances milan

Since 2011 about 180 dances have been choreographed. In 2011 and 2016, the Khaita Joyful Dances received recognition from the international CID/UNESCO organization.

The Dzogchen Community Cultural Association is a non-profit association that brings together people interested in following and applying the teachings of Prof. Chögyal Namkhai Norbu and is a place where people who travel the same path to knowledge can share and exchange experiences. The Association has a center called Merigar in Tuscany and many affiliates in Italy and around the world.
Khaita Joyful Dances at ‘Lo Spazio’

Article by Elena Fossati and Adriana Dal Borgo

 

 

Download PDF