Знание нашего истинного состояния – часть вторая

Вторая часть открытой лекции, данной Чогьялом Намкаем Норбу в Пекине (Китай) 9 октября 2015 года. Первая часть лекции была опубликована в 130-м выпуске «Зеркала» и в блоге http://ru.melong.com/knowledge-of-our-real-condition-part-1/.

Воззрение

Когда мы узнаём об Ати-йоге, то самое первое и важное в учении – это воззрение, наше представление о том, какими в нашем понимании должны быть вещи. Я изучал буддийскую традицию в колледже много лет: вначале в течение пяти или шести лет я изучал философию Сутры, затем продолжал углублять своё знание в колледже. Я считал, что очень хорошо знаю принцип учения буддийской Сутры. Впоследствии я получил множество тантрических учений и наставлений и считал, что знаю их. Но я изучал и знал лишь воззрение, которое было скорее традиционным. Традиционное воззрение означает, что если есть четыре или пять школ, то у каждой школы есть свой собственный способ видения. Источником считается учение Будды, но учению Будды следуют разные типы людей. Когда люди следуют учению Будды, то не сразу обретают то же состояние, что и Будда.

У каждого существа есть индивидуальный способ видения и суждения, и, в особенности, у людей очень сильно эго. Мы всегда считаем, что знаем всё лучше других и что наш способ видения более совершенен, даже если не говорим этого вслух из вежливости. Если бы мы говорили, что наш способ видения лучше, то никто не стал бы иметь с нами дела, поэтому мы делаем вид, что очень открыты. Но на самом деле мы настаиваем на нашем способе видения, из-за чего люди спорят долгими часами, даже если предмет спора не особо важен. Нам нужно обратить других людей в наш способ видения и мышления, хотя это не так-то просто, потому что у них тоже есть эго. У меня, так же как и у другого человека, есть своё собственное состояние.

Здесь очень важно то, что объяснял Будда. Он говорил, что всё взаимозависимо, что нет ни единой вещи, которая бы не была взаимозависимой. Поэтому когда я говорю с другим человеком и мы что-то делаем вместе, очень важно понимать, что мы взаимозависимы и что у этого человека, так же как и у меня, есть своё собственное состояние.

В учении Сутры есть очень важные слова Будды:

རང་གི་ལུས་ལ་དཔེ་ལོང་ལ། །གཞན་ལ་གནོད་པར་མ་བྱེད་ཅིག

rang gi lus la dpe long la / gzhan la gnod par ma byed cig

Будда говорил, что нам следует взять в качестве примера самих себя, проявлять уважение и не создавать проблем другим людям. Например, если кто-то меня оскорбляет, мне это не нравится. Помня о том, что мне это не нравится, я использую это в качестве примера и не оскорбляю других людей. Я проявляю к ним уважение. Это значит, что мы взаимозависимы, и мы поступаем таким образом.

Если у нас есть такое знание налма [истинного состояния], то мы знаем, что все живые существа, а не только люди, обладают этим состоянием. В учении буддийской Сутры объясняется, что нам следует взращивать сострадание ко всем живым существам, потому что если мы поступаем с ними плохо, то причиняем им неприятности и страдание. Вот почему мы проявляем уважение к другим живым существам. Обладая таким знанием налма, – того, что у каждого есть свое собственное истинное состояние, – мы можем понять, как проявлять уважение к другим существам и сотрудничать с ними.

Распознавание нашей истинной природы

Я участвовал во множестве важных международных конференций по проблемам мира. Присутствовать на них было очень приятно, потому что они были хорошо организованы и в них участвовало много важных людей. Мы проводили время вместе, знакомились, особенно если конференция длилась несколько дней. Все говорили, что мир очень важен и, конечно, это очень хорошая тема, но когда спустя несколько дней конференция заканчивалась и мы уезжали, не оставалось ничего конкретного. И каждый раз я думал, что на самом деле это очень печально, потому что была организована дорогая конференция и люди участвовали с хорошим намерением, но в итоге ничего не проявилось.

В этом отношении я думаю, что Ати-йога действительно очень важна для всех живых существ. Чему нам следует научиться в том, что касается аспекта воззрения Ати-йоги, так это тому, что мы не должны думать, что наш способ мышления совершенен, что наш способ видения совершенен. У нас всегда есть подобные ограничения. Мы должны наблюдать своё состояние. Так объясняется в тантре Драталгьюр. Обычно, когда мы задаёмся вопросом, каково лучшее воззрение в учении Будды, то все традиции утверждают, что их путь знания и воззрение совершенны, и есть множество дискуссий между различными школами. Когда Будда передавал своё учение, он объяснял его так: сущность учения – распознавание того, какова наша истинная природа налма.

Будда говорил:

ཟབ་ཞི་སྤྲོས་བྲལ་འོད་གསལ་འདུ་མ་བྱས། བདུད་རྩི་ལྟ་བུའི་ཆོས་ཤིག་ཁོ་བོས་རྙེད། སུ་ལ་བསྟན་ཀྱང་གོ་བར་མི་ནུས་པས། མི་སྨྲ་ནགས་འདབས་འདི་རུ་གནས་པར་བྱ།།

(zab zhi spros bral ‘od gsal ‘du ma byas/ bdud rtsi lta bu’i chos shig kho bos rnyed/ su la bstan kyang go bar mi nus pas/ mi smra nags ‘dabs ‘di ru gnas par bya//)

ཟབ་ཞི་སྤྲོས་བྲལ་ (zab zhi spros bral) означает: я обнаружил очень глубокое знание. Мирный. སྤྲོས་བྲལ་ (spros bral) означает за пределами любых понятий.

འོད་གསལ་ (‘od gsal) означает светоносность, её истинную природу.

འདུ་མ་བྱས་ (‘du ma byas) означает нечто, что не является составным, так как всё составное связано со временем и пространством.

Я обнаружил драгоценное учение и знание, но когда я передаю его людям, то его понимание никому не даётся легко. Что мне следует делать сейчас, так это пребывать в этом знании самому.

Такому знанию учил Будда. Он не учил никакой традиции. До того как Будда проявил паринирвану, проявление смерти, все его ученики следовали Будде – не было никаких школ или традиций. Но стоило ему проявить паринирвану, как появилось 18 различных школ Хинаяны, так как его ученики образовали разные группы. Одна группа говорила о том, как она понимает учение Будды, другая группа подавала учение несколько иначе. Это подобно тому, как в нашем обществе есть разные политические партии. Это называется ограничением.

Чему нам нужно научиться в Ати-йоге, так это не судить или не смотреть вовне, не пытаться обратить кого-то в свою веру. Иначе, если мы будем двигаться в этом направлении, то рано или поздно потерпим неудачу. Вместо этого нам нужно наблюдать себя изнутри. Когда я встретил моего драгоценного учителя, который познакомил меня с подлинным знанием Дзогчена, то он объяснил мне правильное воззрение, сказав, что я должен понять разницу между функцией очков и зеркала. Когда мы пользуемся очками, то даже если они очень сильные, мы смотрим вовне, и если есть какие-то очень мелкие детали, то мы видим их очень хорошо. Такова функция очков. Это означает, что даже если у нас есть очень хорошее и обширное интеллектуальное знание, то это двойственное видение: я здесь и вижу что-то там. Но мы не знаем и не обнаруживаем, каково наше истинное налма.

beijing-1-525x350

Пример зеркала

Самое важное для понимания воззрения Ати-йоги – это наблюдать себя. Примером служит зеркало. Зеркало не смотрит вовне. Когда мы смотрим в зеркало, там появляется наше лицо. Это пример того, как наблюдать себя изнутри. Наблюдая себя изнутри, мы можем понять и обнаружить бесконечные ограничения, которые есть в нашем состоянии. Когда мы обнаруживаем их и перестаём находиться внутри этих ограничений, перестаём быть ими обусловленными, то находимся в нашей истинной природе. Таков принцип Ати-йоги. И хотя мы живём в ограниченном состоянии общества, мы осознаём и понимаем, какова ситуация нашего относительного состояния. Мы живём во времени и пространстве, и у нас есть физическое тело: нам нужно спать ночью и есть и пить, чтобы поддерживать физическое тело. Мы не можем сказать, что раз мы практики Ати-йоги, то всё это нам не нужно. Нам следует уважать это и быть ответственными. Тогда у нас есть больше возможностей работать с нашим истинным состоянием. И мы также можем понять, как следует уважать других.

Это очень важно, особенно когда мы говорим о мире во всём мире. Мир во всём мире абсолютно возможен, если уважать измерение других людей. Нужно обнаружить это в своем индивидуальном состоянии. На западных языках это называется «эволюция», и это означает, что мы знаем, каково истинное состояние, и работаем с ним и так же поступаем по отношению к другим существам. Тогда всё, что мы делаем, соответствует тому, какова наша истинная природа. По этой причине знание Ати-йоги также очень важно для жизни в обществе.

Нам следует серьёзнее задуматься об эволюции в каждом из нас и развивать это знание, сохраняя присутствие и понимание того, как следует работать в относительном состоянии, во времени и пространстве, а также прекрасно понимая, что относительное состояние неизбежно. Если же мы будем игнорировать нашу истинную природу, то у нас не будет основы для эволюции. Тогда у нас всегда будут революции, и мы будем испытывать потребность в изменении и переделывании других людей. Если вы переделываете людей, то они никогда не будут счастливы. Даже кошки и собаки несчастны, когда вы пытаетесь их переделать. Поэтому, как говорил Будда, нам следует взять в качестве примера самих себя. Это очень важно.

Во власти ума

У всех живущих есть физическое тело, уровень энергии и ум. Когда мы живём обычным образом, то следуем уму, судим и думаем, и наши энергия и физическое тело служат уму. Умом мы должны это осознавать. Зная, что с самого начала у всех нас есть налма, наша истинная природа, мы стараемся делать всё, что в наших силах, используя ум в относительном состоянии. Нам нужно понять, какова наша истинная природа. Когда мы обладаем таким присутствием и знанием, ум более не властен над нашим физическим телом и энергией. Если же нам это неведомо, то мы всегда следуем нашему уму.

Некоторые люди говорят, что испытывают большое смятение, беспокойство и множество проблем. Откуда у нас все эти проблемы? Мы слишком следуем уму, не зная или совершенно забывая о том, какова наша истинная природа, из-за чего ум день за днём становится всё могущественнее и устанавливает над нами власть. Если мы продолжаем действовать таким образом, то полностью находимся во власти ума и зависим от него. Если такое происходит, то ум становится ещё более могущественным и также может подчинить уровень энергии, что может вызвать множество проблем.

Некоторые люди могут считать, что в их тело вселился злой дух. Даже если сказать им, что никакого злого духа нет, что это всего-навсего их ум, они не поверят. Почему? Потому что ум преуспел в работе на уровне энергии и такой человек чувствует что-то конкретное. Некоторые даже могут говорить, что слышат, как кто-то говорит им на ухо, приказывая сделать то или это. Если сказать им, что никто ничего не говорит, что это всего-навсего их ум, то они не поверят. Иногда уму удаётся подчинить уровень энергии, и тогда жизненная энергия праны перестаёт циркулировать в некоторых каналах и такие люди могут видеть и слышать нечто очень конкретное. Некоторые даже убивают себя, прыгая с крыши дома или со скалы. Это пример обусловленности умом.

Поэтому очень важно знать, каково состояние нашей истинной природы. Ум и его функция взаимосвязаны. Ум необходим и очень полезен для всех. Не будь у нас ума, мы бы не могли думать и совершать действия. Но нам нужно использовать ум, вместо того, чтобы ум использовал нас. Те, кто следуют Ати-йоге, должны это понимать.

Преодоление проблем

Например, в Ати-йоге есть такие практики, относящиеся к физическому уровню, как Янтра-йога, в которой есть сотни движений и поз, связанных с энергией праны. Если у кого-то есть такая проблема и он находится во власти ума, то существуют движения и практики, связанные с физическим уровнем и дыханием и предназначенные для возвращения в нормальное состояние. Многие практики также связаны с уровнем энергии. Если у нас есть какие-то проблемы в относительном состоянии, то можно гораздо легче их преодолеть. Например, если есть проблема на физическом уровне, что-то, что можно увидеть и потрогать, то можно что-то сделать физически. Если же у нас проблемы, связанные лишь с уровнем энергии, то это гораздо сложнее, так как мы можем видеть физический уровень, но не уровень энергии, даже если можем чувствовать что-то посредством переживаний. Что касается идей ума, то здесь ещё сложнее. Поэтому когда мы следуем Ати-йоге, есть практики, связанные с физическим телом, уровнем энергии и умом.

Многим нравится делать дыхательные практики или какие-то движения, но когда речь заходит о медитации, многие люди не понимают, что нужно делать. Я приведу очень простой пример. Люди испытывают большую запутанность и множество проблем, и мы говорим им расслабиться. Тогда они отвечают, что прекрасно знают, что им нужно расслабиться, но им это не удаётся, почему они и пришли к учителю за советом. Что может сделать учитель, когда приходят такие люди? Учитель может посоветовать такому человеку, чтобы, почувствовав нервозность, он занялся дыханием, например, сделал 20 вдохов-выдохов, поднимая и опуская руки. После этого следует лечь и расслабиться. Человек так делает и понимает, что это помогает.

Сегодня, если человек нервничает, он делает то же самое. Но это не означает, что если он делает это сегодня, то назавтра он расслаблен. Завтра будет другой день и другие обстоятельства. В наших обстоятельствах есть много вторичных причин, чтобы нервничать. Каждый раз, когда человек напрягается, он делает эту практику, и это может немного помочь, но для нас недостаточно лишь преодолеть проблему в данный момент. Если мы хотим научиться тому, как достичь состояния покоя и сделать его стабильным, то нам нужно переходить на уровень энергии, на котором есть практики и упражнения для расслабления. И, наконец, также есть уровень ума.

Обычно мы не умеем расслабляться. Мы лишь знаем это слово и думаем, что расслабиться значит не делать ничего, что вызывает напряжение. Например, когда мы приходим к врачу на осмотр, он просит нас лечь на смотровую кушетку и расслабиться. И что мы делаем? Мы пытаемся немного расслабить физическое тело. Но наше существование – это не только физические тело, но также уровень энергии и, прежде всего, ум. Хотя может казаться, что физически мы расслаблены, мы очень напряжены и обеспокоены тем, что собирается делать врач. Наша энергия напряжена, и то же касается нашего ума, поэтому никакого расслабления нет и в помине. На самом деле мы не умеем расслабляться.

public-talk-beijing-university-2-720x480

Трегчо

В Ати-йоге есть метод учения под названием трегчо. Вот эти наставления. Трегчо означает полное расслабление, и это название происходит от следующего примера. По-тибетски трег означает нечто связанное верёвкой, например, вязанку дров. По-тибетски дрова называются шинг. Когда мы связываем дрова верёвкой, то говорим шинг трег. Если мы связываем травы, то это называется ца трег. Вы могли видеть на видео тибетских сельских жителей, которые несут много вязанок травы. Итак, в слове трегчо трег означает «связанный».

В нашем обычном состоянии у нас есть тело, речь и ум. Все три напряжены, и мы всегда связаны [ими]. В нашем состоянии мы никогда не расслабляемся. Когда нам нужно что-то сделать, мы придаём этому чрезмерную важность, считая, что это должно быть сделано так или иначе. Если мы придаём вещам такую важность, то это означает, что мы напряжены, а когда мы напряжены, то одновременно связаны телом, речью и умом. Таков смысл трег.

Чо означает, что эти три рушатся. В тибетском языке есть два слова с отчасти похожим смыслом, но разным звучанием. Одно произносится как chöd [gcod], другое – как chöd [chod]. Когда мы произносим chöd [chod], то делаем выдох. В случае с chöd [gcod] выдоха нет. Chöd [gcod] означает «рубить», например, колоть дрова топором. Также в Тибете есть много практикующих, которых называют чодпа и которые занимаются практикой чод, отсечением эго, потому что они обнаружили, что эго – корень всех проблем. Они используют множеств методов и, так или иначе, выполняют отсечение.

Когда же мы говорим chöd [chod], то никто ничего не отсекает, но то, что было связано, распадается само по себе. Оно распадается, потому что мы входим в знание. Все наши напряжения находятся в относительном состоянии, поэтому, когда мы действительно пребываем в нашем состоянии налма, то в нём нет никаких напряжений. Оно запредельно любым напряжениям. Когда мы пребываем в этом состоянии, то это подобно тому, как если бы нить, которая всё связывала, распалась сама по себе. Когда нить распадается сама по себе, то связанное, наконец, высвобождается. Это означает, что мы используем этот метод Ати-йоги, этот аспект практики на физическом уровне, уровне энергии и уровне ума. Соединяя их вместе и применяя их, мы обнаруживаем, как можно по-настоящему расслабиться. В жизни человека это очень важно.

Объединение

Наша жизнь состоит не только из плохого. В ней есть и много хорошего. Когда мы понимаем, что такое наша жизнь, мы также можем ею наслаждаться. Некоторые практикующие действительно посвящают себя практике и идут на жертвы, как это делается в учении Сутры. Но когда мы становимся практикующими Ати-йоги, всё, что нам нужно делать – это объединяться с нашим относительным состоянием.

В знании Ати-йоги нечего менять. Например, если человек работает в больнице, то он может находиться в знании налма, делать всё, что от него зависит и продолжать работать. Таким должно быть его отношение и поведение в Ати-йоге. Если человек работает в магазине и ему нужно ходить туда каждый день или он студент университета или старшеклассник, который посещает школу каждый день, то он знает, что это относительное состояние. Мы принимаем ответственность за самих себя, знаем свои обязанности и делаем всё, что в наших силах, имея дело с идеями ума и не будучи чрезмерно ими обусловленными. Тогда мы также можем наслаждаться своей жизнью. Это важно. Даже проживая короткую жизнь, мы можем ею наслаждаться.

Многие думают, что раз они молоды, то у них нет таких проблем и они проживут очень долгую жизнь. Но в жизни нет гарантий. Мы даже не знаем, наступит ли завтрашний день. Такова истинная ситуация. Поэтому мы сохраняем присутствие и делаем всё, что в наших силах. Мы принимаем ответственность за самих себя. Учиться Ати-йоге означает помогать самим себе. Помогать себе значит осознавать, как работать с обстоятельствами. Когда мы хотим приносить пользу другим, то делаем это совершенным образом, так как знаем, что действительно несёт пользу другим людям и живым существам. И мы это осознаём. Таков принцип учения Ати-йоги. Я не думаю, что каждому нужно практиковать духовный путь, но обладать таким знанием очень важно.

Knowledge of Our Real Condition. Part 2.

The second part of a public talk given by Chögyal Namkhai Norbu in Beijing, China, October 9, 2015. The first part was published in The Mirror, issue 130.

Point of View

When we learn about Atiyoga, the first important thing in the teaching is the point of view, our consideration of how we think things should be. I studied the Buddhist tradition in college for many years, firstly sutra philosophy for five or six years and later on I deepened my knowledge at college. I thought that I knew the principle of the Buddhist sutra teaching very well. After that, I received a lot of tantric teachings and instructions and thought that I knew them. But what I learned and what I knew was the point of view, which is a more traditional way. A traditional way means that if there are four or five schools, each school has its own way of seeing. The origin is considered to be the teaching of the Buddha, but the people following the teaching of the Buddha are different types of human beings. When people follow the Buddha’s teachings, they do not immediately obtain a state like the Buddha’s.

Everybody has his or her individual way of seeing and judging, and human beings in particular have very strong egos. We always think that we know better than others, that our way of seeing is more perfect than that of others, even though we don’t say that to other people in order to be polite. If we were to say that our way was better, then nobody would have anything to do with us, so we show that we are very open. But in the real sense we insist on our way of seeing and for this reason people discuss things for hours and hours, even if those things are not very important. We need to convert other people to our way of seeing and thinking, although this is not very easy because other people also have their egos. I have my condition in the same way another person has his or hers.

In this case what Buddha explained is very important. He said that everything is interdependent, that there does not exist a single thing that is not interdependent. So when I talk to and do something with another person, it is very important that I know that we are interdependent and that just as I have my condition, so does the other person.

There are some very important words of the Buddha in the Sutra teaching

རང་གི་ལུས་ལ་དཔེ་ལོང་ལ། །གཞན་ལ་གནོད་པར་མ་བྱེད་ཅིག

rang gi lus la dpe long la / gzhan la gnod par ma byed cig

He said that we should take ourselves as an example, pay respect to and not create problems for others. For example, if someone insults me, I don’t like it. Remembering that I didn’t like it I take this as an example and don’t insult other people. I pay respect to them. This means that we are interdependent and we work that way.

When we have that knowledge of nalma [real condition] then we know that all sentient beings, not only human beings, have this condition. In the Buddhist Sutra teaching it explains that we should increase our compassion for all sentient beings because if we do something bad to them, they have a bad sensation and suffer. This is the reason that we pay respect to other sentient beings. When we have this knowledge of nalma, that everybody has their real condition, then we can understand how to pay respect to and work with others.

Recognizing our real nature

I’ve been to many important international peace conferences. They were all very nice to attend because they were well prepared and many important people participated. We would spend time together and get to know each other, particularly if we were attending for a few days. Everyone would say that it was very important to create peace and, of course, it is very nice topic, but after a few days when the conference finished, we would leave and nothing very concrete remained. Each time I would reflect a little that in the real sense it was very sad because they had organised an expensive conference and people had participated with good intention, but the conclusion was that nothing had manifested.

In this field I thought that Atiyoga is really very important for all sentient beings. What we should learn regarding the aspect of the point of view in Atiyoga is that we should not think that our way of thinking is perfect, that our way of seeing is perfect. We are always limited that way. We must observe our condition. This is how it is explained in the Dra Thalgyur tantra. In general when we ask which point of view in the Buddha’s teaching is the best, then all traditions claim that their path of knowledge and point of view is perfect and there are many discussions between the different schools. At the time of the Buddha, he explained his teaching: the essence of the teaching of the Buddha is recognizing how our real nature of nalma is.

Buddha said:

ཟབ་ཞི་སྤྲོས་བྲལ་འོད་གསལ་འདུ་མ་བྱས། བདུད་རྩི་ལྟ་བུའི་ཆོས་ཤིག་ཁོ་བོས་རྙེད། སུ་ལ་བསྟན་ཀྱང་གོ་བར་མི་ནུས་པས། མི་སྨྲ་ནགས་འདབས་འདི་རུ་གནས་པར་བྱ།།

(zab zhi spros bral ‘od gsal ‘du ma byas/ bdud rtsi lta bu’i chos shig kho bos rnyed/ su la bstan kyang go bar mi nus pas/ mi smra nags ‘dabs ‘di ru gnas par bya//)

ཟབ་ཞི་སྤྲོས་བྲལ་ (zab zhi spros bral) means that I have discovered very deep knowledge. Peaceful. སྤྲོས་བྲལ་ (spros bral) means beyond all concepts

འོད་གསལ་ (‘od gsal) means luminosity, its real nature.

འདུ་མ་བྱས་ (‘du ma byas) means something that is not aggregated because everything that is aggregated is related to time and space.

I have discovered very precious teaching and knowledge, but when I communicate it to people, nobody can understand it easily. What I should do now is I should be in that knowledge myself.

Buddha taught that kind of knowledge of the teaching. He didn’t teach any kind of tradition. Up to the moment when Buddha manifested Parinirvana, the manifestation of death, all his students were following Buddha, and there were no schools or traditions. However, as soon as he manifested Parinirvana, 18 different schools of Hinayana arose because his students formed different groups. One group would say that they understood what Buddha had taught while another group would present it in a slightly different way, just like we have different kinds of political parties in our society. This is called limitation.

In Atiyoga what we need to learn is not to judge or look outside, or try to convert someone. If we go in that direction, in any case, sooner or later we lose. Instead of that what we need to do is to observe ourselves within. When I met my precious Dzogchen teacher who introduced me to real knowledge of Dzogchen, he explained the correct point of view by telling me that I should understand the difference between the function of a pair of glasses and a mirror. When we use a pair of glasses, even though they may be very strong, we are looking outside, and if there are very tiny things, we can see them very well. This is the function of the glasses. That means that even if we know many things very well intellectually, it is dualistic vision: I am here and I see something there. But we do not know or discover how our real nalma is.

Public talk at Beijing University

Public talk at Beijing University

The Example of the Mirror

The most important way to understand the point of view in Atiyoga is to observe ourselves. The example is the mirror. The mirror does not look outside. When we look in the mirror our face appears. This is an example of us observing within ourselves. When we observe inside ourselves we can understand and discover the infinite limitations we have in our condition. When we discover them and are no longer within those limitations, no longer conditioned by them, then we are in our real nature. That is the principle of Atiyoga. And even though we live in the limited condition of society, we become aware of and know how the situation of our relative condition is. We live in time and space and have our physical body – we need to sleep at night and eat and drink to maintain our physical body. We cannot say that because we are practitioners of Atiyoga we don’t need those things. We need to pay respect to and become responsible for them. Then there is more possibility that we can work a little in our real condition. And we can also understand how we should pay respect to others.

This is something very important, particularly when we talk about the peace of the world. Peace in the world is very possible if we pay respect to the dimension of others. We should discover this in our individual condition. In Western languages it is called ‘evolution’ and it means that we know what the real condition is and we work with that, also regarding others. In this case everything we do will correspond with how our real nature is. For that reason knowledge of Atiyoga is also very important for living in our society.

We should think a little more about evolution in each of us, and develop that knowledge, being present and knowing how we should work in the relative condition, in time and space, knowing very well that the relative condition is indispensable. But if we ignore our real nature we will have no base for evolution, and will always have revolution and will need to change and convert others. If you convert someone, they will never be happy. Even if you try to convert cats and dogs, they will not be happy. So as Buddha said, we should take example from ourselves, this is very important.

Being Dominated by Mind

All of us who exist have our physical body, our energy level and our mind. When we live in an ordinary way then we follow our minds, judging and thinking, and our energy and physical body serve our minds. Mind should become aware of that. When we know that we all have nalma, our real nature, since the beginning, then we try to do our best with the mind in the relative condition. We need to understand how our real nature is, and then when we have this kind of presence and knowledge, mind no longer dominates our physical body and energy. When we are ignorant of that, then most people always follow their minds.

Some people say that they have a lot of confusion, agitation and many problems. Why do we have all these kinds of problems? Because we go too much after mind, not knowing or completely forgetting how our real nature is, so that mind becomes more and more powerful day after day and we are ruled by it. When we go ahead that way then mind completely dominates us and we become completely dependent on mind. When we become like that, mind becomes much more powerful and can also dominate our energy level and we can have many problems.

Some people may think that a bad spirit has entered their body and even though we tell them that there is no bad spirit, that it is only their mind, they don’t believe it. Why? Because mind succeeds in working at the energy level and the person feels something concrete. Someone might even say that they hear someone talking in their ear, telling them to do this and that. When we tell them there is nobody talking, that it is only their mind, the person doesn’t believe it. Sometimes mind succeeds in dominating the energy level and there is no vital prana energy circulating in some of their channels and these people can see and hear very concrete things. Some people even kill themselves, jumping off a house or a rock. That is an example of being conditioned by mind.

So it is very important that we know how the condition of our real nature is. Mind is its function, it is related. Mind is indispensable and very useful for everybody. If we have no mind, we couldn’t think or do anything. But we need to use mind, not be used by mind. People who are following Atiyoga must understand this.

Overcoming Problems

For example, in Atiyoga we have practices that are related to the physical level such as yantra yoga, in which there are hundreds of movements and positions combined with prana energy. If someone has this kind of problem of being dominated by mind, there are some movements and practices related to the physical level and breathing in order to return to a normal condition. Many practices are also related to the energy level. When we have some problems in the relative condition it is much easier to overcome them. For example, if there is some problem at the physical level, something we can see and touch, then there is also something to do physically. If we have some problems only related to the energy level, it is much more difficult because we can see the physical level but not the energy level, even though we may feel something through our experience. It is even more difficult with mental concepts. For that reason when we follow Atiyoga, there are practices related to the physical body, the energy level and the mind.

Many people like to do breathing practices or some movements, but when we talk about meditation, many people don’t understand what we should do. I’ll give you a very simple example. A person has a lot of confusion and many problems so we tell them to relax. That person says that they know very well that they should relax but they don’t manage to, so they go to a teacher to receive some advice. What can a teacher do when someone like this comes? The teacher may suggest that when the person is feeling nervous that they do some breathing, for example, inhaling and exhaling while raising and lowering the arms 20 times. After that they should lie down and relax. So that person does that and discovers that it helps.

Today when that person is nervous, they do that. But it doesn’t mean that they do it today and that tomorrow the person is relaxed. Tomorrow is another day, another circumstance. There are many secondary causes for being nervous in our circumstances. Every time the person gets nervous they do this practice and it may help a little, but for us it is not sufficient only to overcome that problem in the moment. If we wish to learn and do something definitively to reach a calm state then we have to go to the energy level and there are practices, exercises to relax. Then finally there is also our mental level.

In general we don’t know how to relax. We only know this word and think that relaxing means not doing anything particular for creating tension. For example, when we go to a doctor for an examination, he asks us to lie down on the examination couch and relax. What do we do? We try to relax our physical body a little. But our existence is not only our physical body it is also our energy level and particularly our mind. Even though we may appear to be physically relaxed we are very tense and worrying about what the doctor wants to do. Our energy is charged and so is our mind so there is no relaxation. In the real sense we don’t know how to relax.

Public Talk @Beijing University 2

Tregchöd

In Atiyoga we have a teaching method called Tregchöd. These are instructions. Tregchöd means total relaxation and this name comes from an example. In Tibetan treg means something that you bind together with a cord such as pieces of wood. In Tibetan we say shing for wood. When we bind pieces of wood together with a cord we say shing treg. If we bind some herbs, this is called tsa treg. Sometimes in videos you can see Tibetan country people carrying many bundles of herbs bound together. So in Tregchög, treg means bound.

In our ordinary condition, we have body, speech and mind. All these three existences are charged up and we are always bound [by them]. We never relax in our condition. When there is something to be done, we give it too much importance, considering that it must be done in this way or that. When we give this importance to things, it means that we are charged up, and when we are charged up we are bound by body, speech and mind, all together. This is the meaning of treg.

Chöd means that these three break. In Tibetan there are two words whose meaning is a little similar but whose sound is different. One of them is pronounced chöd [spelled gcod] while the other is chöd [spelled chod]. When we say chöd [chod] we exhale. With chöd [gcod] we do not exhale. Chöd [gcod] means cutting through something, for example, chopping through a piece of wood with an axe. In the same way there are many practitioners in Tibet called chödpa, who do chöd practice, cutting through the ego, because they have discovered that the ego is the root of all problems. There are many methods that they use and somehow they cut through.

When we say chöd [spelled chod], nobody is cutting, but that which binds breaks by itself. It breaks by itself because we are entering knowledge. All our tensions are in the relative condition so when we are really in our condition of nalma, there are no tensions. It is beyond any kind of tensions. When we are in that state it is as if the thread that binds is breaking by itself. When that thread breaks by itself, what was bound finally relaxes. This means we are using that Atiyoga method, that aspect of the practice, at the physical level, the energy level and the mental level. Combining them together and applying them, we discover how we can really relax. This is very important in the lifetime of a human being.

Integration

Our lives are not only made up of bad things, there are also some very nice things. When we understand how our lives are then we also need to enjoy them. Some practitioners really dedicate themselves to practice and make sacrifices, just like when we follow Sutra teaching. But when we become practitioners of Atiyoga, what we need to do is integrate in our relative condition.

In the knowledge of Atiyoga there is nothing to change. If, for example, a person works in a hospital, he can be in his knowledge of nalma, do his best and go ahead with his work. His attitude and what he should do in Atiyoga is that. Or if a person works in a shop and needs to go there every day, or if he is a university or high school student going to school every day to study, he knows that this is the relative condition. We become responsible for ourselves, we know what our responsibilities are and we do our best, dealing with and not being overly conditioned by mental concepts. That way we can also have the possibility to enjoy our lives. This is important. When we are living our short lives we also need to enjoy them.

Many people think that because they are young that they don’t have these problems and they will have a very long life. But life has no guarantee. We don’t even know if tomorrow will exist or not. This is the real condition. So we are present and we do our best. We become responsible for ourselves. Learning Atiyoga means helping ourselves. Helping ourselves means we become aware of how we should work with circumstances. When we want to create benefit for others, finally we do it in a perfect way because we know what really benefits other people and other sentient beings. And we become aware. This is the principle of the teaching of Atiyoga. I think that not everybody really needs to become a practitioner of a spiritual path, but it is very important to have this knowledge.

 Transcribed and edited by L. Granger

Tibetan courtesy of Margherita Pansa