Как сделать дадар для практики долгой жизни

Автор — Нина Робинсон.

Да означает «стрела»,  дадар — это ритуальная стрела, украшенная шёлковыми лентами. Она используется во многих практиках долгой жизни для собирания всех аспектов нашей жизненной и защитной энергии, которая была повреждена, потеряна или украдена. Проявление Гуру Амитаюса и его юм держат дадары, так же как и Мандарава и все дакини её мандалы. Также мы можем использовать дадар, когда делаем практику долгой жизни бессмертной дакини Мандаравы.

Мы можем сделать дадар сложным или простым образом в соответствии с нашими желаниями и возможностями. Он олицетворяет нашу жизнь. Его основные части — это палка, пять шёлковых лент или платков, драгоценные камни (или бусины) и мелонг (или зеркало). Палка символизирует наш аспект яб: она твёрдая и олицетворяет форму, таб (метод). Шёлковые ленты символизируют наш аспект юм: они лёгкие, двигаются в воздухе и олицетворяют шераб, т.е. мудрость, энергию и сущность пяти элементов. Драгоценности символизируют сосредоточения энергии. Мелонг — это символ нашей изначальной потенциальности. Итак, всё это основные элементы.

Палка должна быть приблизительно один локоть в длину, то есть по длине равняться расстоянию от локтя до кончиков пальцев, но если она будет немного длиннее, это не имеет значения. Мы обычно используем бамбуковую палку, потому что она лёгкая и прочная. Если вы сможете найти палку с пятью соединениями или узлами — это хорошо, потому что они будут символизировать пять основных чакр. Но, если это невозможно, то три узла — это тоже хорошо, или даже один или два. Когда Ринпоче давал посвящение Мандаравы в августе 2007 года, он использовал дадар, на который по всей длине палки был нанизан янтарь и кораллы.

Ленты должны быть по одной каждого цвета, что символизирует сущность пяти элементов: белая — для воды, жёлтая — для земли, красная — для огня, зелёная — для воздуха и синяя — для пространства. Их можно привязать около верхушки палки, сделав что-то похожее на петлю вверху каждой из них. Ленты могут свисать почти до основания палки. Лучше всего обрезать ленты внизу треугольником (в форме «V») или по диагонали, чтобы они не трепались. Вы также можете привязать шёлковые нити пяти цветов на палке ниже под лентами.

Мелонг можно привязать вверху стрелы, в том месте, где вы привязываете ленты, с помощью узкого куска ленты или крепкой нитки. Это может быть та же лента или нить, которую вы использовали для того, чтобы привязать пять лент. Ринпоче использовал довольно много разных дадаров, когда вёл практики в Общине. У одного из них, который он использовал в августе 2007 года, когда давал посвящение Мандаравы, был маленький мелонг, прикреплённый в конце одной из ниток с драгоценными камнями. Мелонги, сделанные одним членом Общины, которые продаются в Меригаре, всегда содержат пять видов металла: золото, серебро, медь, олово и железо. В сплав всегда включается мелонг из предыдущей партии. Первая партия содержала золотой мелонг, который был сделан для Ринпоче и который он носил несколько лет. Так что в каждом новом мелонге всегда есть небольшая часть этого первоначального мелонга.

Также у стрелы есть наконечник. Вы можете сделать его любым способом, каким захотите. Например, некоторые люди используют маленький кристалл, но у многих других наконечник из золота, серебра или из других металлов. Также, чтобы получился наконечник, можно просто обрезать палку, придав ей форму наконечника. В любом случае, лучше не делать наконечник слишком острым, чтобы он не беспокоил вас во время практики. Обычно стрела вверху имеет перья. Мы можем использовать любые перья, какие захотим. Я использовала павлиньи перья, потому что они выглядят как естественные тигле и имеют символическое значение в Тантре и в Дзогчене.

Стержень и ленты дадара в Западном Цегьялгаре в 2019 году.

Если мы хотим сделать дадар ещё более богатым и сложным, мы можем привязать на палку нитки с драгоценными камнями. Когда Ринпоче делал личный месячный ретрит по практике Мандаравы в Меригаре в августе 2007 года, у него были сны, проясняющие некоторые аспекты практики Мандаравы. В первом сне он обнаружил, что в терма, которое он записал в 1984 году, были пропущены три строчки. Одна из них, в описании визуализации, была о том, что дадар был украшен не только пятью цветными шёлковыми лентами, но и также и драгоценностями пяти цветов. Так что мы можем использовать бирюзу (синюю и зелёную), ляпис-лазурь, янтарь, коралл, жемчуг или любые другие драгоценности, которые у нас есть.

Если вы не можете найти материалы, описанные здесь, вы можете сделать дадар из любых подходящих материалов, которые вам доступны. Некоторые люди покупают стрелу в спортивном магазине, или вы можете вырезать прямую палку из дерева или отрезать её от любого другого растения. Вы можете купить маленькое круглое зеркало в зоомагазине: такое, как используют в клетке для птиц. Если у вас нет драгоценных камней, вы можете использовать стеклянные или пластмассовые бусины. Я не слышала ни о каких правилах по созданию дадара. Мы можем импровизировать, как хотим, если мы помним об основных элементах и символах.

Дадар символизирует нашу жизнь, поэтому мы пытаемся сделать его как можно более красивым и совершенным, в соответствии с нашими возможностями.

Making a Dadar for Long Life Practices

by Nina Robinson

making a dadarDa” means arrow. A dadar is a ritual arrow decorated with silk ribbons. It is used in many Long Life practices for recalling all the aspects of our vital energy and protective energy that are damaged, lost or stolen. The manifestations of Guru Amitayus and his Yum hold dadars and so do Mandarava and all the Dakinis in her mandala. Also we can use a dadar when we do the Long life Practice of the Immortal Dakini Mandarava.

We can construct a dadar in a more or less elaborate way, according to our wishes and possibilities. It represents our life. Its main features are a stick and five silk ribbons or scarves, jewels or beads and a melong or mirror. The stick symbolizes our yab aspect; it is stable and represents form, thab (method). The silk ribbons represent our yum aspect: they are light and move in the air and symbolize sherab, wisdom and energy and the essence of the five elements. The jewels represent concentrations of energy. The melong is a symbol of our primordial potentiality. So these are the essential features.

The stick should be approximately one cubit long or the length from elbow to fingertips, but it doesn’t matter if it is a bit longer. We usually use a bamboo stick because it is light and strong.  If you can find one with five joints or knots that is good because they would symbolize the five main chakras. But if that is not possible three knots is also fine. When Rinpoche gave the Mandarava initiation in August 2007, he used a dadar that had amber and coral threaded onto the whole length of the stick.

The ribbons should be one of each of the colors of the essences of the five elements: white for water, yellow for earth, red for fire, green for air and blue for space. They can be tied on near the top of the stick making a kind of loop at the top of each one. They can hang down almost to the bottom of the stick. You can also tie silk threads of the five colors on the stick below the ribbons.

The melong can be tied on at the top of the arrow, at the point where you tie on the ribbons, using a narrow piece of ribbon or strong thread.  It can be the same ribbon or thread that is used to tie on the five ribbons.  Rinpoche has used quite a few different dadars when leading practices in the Community. The one he used in August 2007, when gave the Mandarava initiation, had a small melong attached at the bottom of one of the strings of jewels. The melongs sold at Merigar, made by a member of the Community, are always made using five metals: gold and silver, copper, tin and iron. A melong of the previous batch is always included in the alloy. The first batch contained a gold melong that was made for Rinpoche and which he wore for several years. So there is always a small part of that original melong in every new one.

An arrow also has a point. You can make it in any way you like. For example, some people use a small crystal but many other people have points made of gold or silver or other metals. It is also possible to just cut the stick to a point. Anyway it is better not to make it too sharp or it will bother you when you practice. At the very top an arrow usually has feathers. We can use any feathers we like. I used peacock feathers because they look like tiglés and have Tantric and Dzogchen symbolic significance.

making a dadar

Stick and leaf dadar at the Tsegyalgar West retreat 2019

If we want to make our dadars even richer and more elaborate we can tie strings of jewels onto the stick. When Rinpoche did a month long personal retreat of Mandarava practice in Merigar in August 2007 he had dreams clarifying some aspects of the Mandarava practice. In the first dream he discovered that 3 lines were missing from the terma he wrote down in 1984. One of them, from the description of the visualization, was that the dadar was decorated not only with five colored silk ribbons but also with five colored jewels. So we can use turquoise (blue and green), lapis lazuli, amber, coral, pearls or any others jewels we may have.

If you can’t find the materials described here you can make a dadar with whatever suitable materials are available to you.  Some people buy an arrow from a “sports” shop, or you can cut a straight stick from a tree or any other plant. You can buy a small round mirror from a pet shop: the kind they use in birdcages. If you have no jewels you can use glass or plastic beads. I haven’t heard of any rules for making a dadar. As long as we keep in mind the main features and symbols we are free to improvise as much as we like.

The dadar symbolizes our life so we try to make it as beautiful and as perfect as we can, according to our possibilities.

Download PDF