Медитация в движении, шаги к возвышенному

Джозеф Хaусил

Чогьял Намкай Норбу танцует в Уэльсе в 90-х годах.
Авторские права МИКА 2019

Музей искусства и культуры Азии (МИКА) в Арчидоссо, Италия, становится все более важным культурным объектом в Тоскане. Основанный в 2014 году, музей был создан его защитником и основным покровителем, мастером Дзогчен Чогьялом Намкаем Норбу и его семьей с намерением поделиться с широкой публикой своей коллекцией из более 5000 артефактов, которые они собрали за последние 70 лет. Коллекция включает в себя бесценные произведения, имеющие глубокое культурное значение, изделия народных промыслов и костюмы, объекты подношений, имеющие большое историческое значение, также, как и выдающаяся коллекция манускриптов и публикаций, имеющие непосредственное отношение к исследованиям Намкая Норбу, в том числе и медиа архив, в котором задокументированы множество фактов о тибетской и центрально-азиатской культурах.

Музей искусства и культуры Азии, вход на выставку «Медитация в движении, шаги к возвышенному». Приглашенный куратор Джозеф Хаусил, запечатлен на фото. Фото Алекса Сидлецки.

Медитация в движении, шаги к возвышенному (сентябрь 2019 – октябрь 2020) – вторая итерация выставки, посвященной Ваджрным танцам, открытым Намкаем Норбу, и сейчас в этой музейной экспозиции представлен более полный буддистский и дзогченовский контекст танцев, полученных в видениях. Танец в тантрическом буддизме является уникальным проявлением этой формы религии. Танец Чам в монашеском буддизме был создан Гуру Ринпоче после посещения Бутана и Непала в регионе Сват современного Афганистана. Он принес тантрический буддизм в Тибет во время основания монастыря Самье в VIII веке и использовал танцы Чам для подчинения местных божеств. Этот танец трансформировал танцующих практиков в Дхармапал, защитников буддизма, и создал защитное танцевальное силовое поле вокруг практики тантрического буддизма – такое, что он никогда не был полностью сломлен или уничтожен.

Происхождение танца в буддизме Ваджраяны, особенно в старейшей школе Ньигма, берет свое начало из йогических видений. Медитация в движении возникает с появлением танца в тантрическом буддизме, с момента освящения Гуру Ринпоче Монастыря Самье в VIII веке, и вновь проявляется в священных танцах других тертонов (открывателей сокровищ), которые перевели свой опыт из видений в медитативные танцевальные практики.

Многие из этих танцев-сокровищ, возникших за последние 1200 лет, и по сей день практикуются в Бутане, Индии, Непале и Китае, в Тибетском автономном районе, Сичуане, Ганьсу и Цинхае. Танцы представлены в каждой школе Ваджраяны, а также имеются учения тибетских мастеров о глубоком знании, заложенном в основе танца в буддизме.

Среди множества великолепных и невероятных достижений ушедшего Чогьяла Намкая Норбу было открытие нескольких танцев, которым он обучался в серии осознанных йогических снов в течение двух лет. Эти Ваджрные танцы записаны, так же, как и описание самих сновидений. Намкай Норбу зарисовал мандалы, на которых выполняются танцы и детальную хореографию движений. В Ваджрных танцах Намкая Норбу присутствует эволюция: они предназначены как для мужчин, так и для женщин, а также для практикующих мирян, а не только для монахов. Сегодня тысячи практиков Дзогчен исполняют Ваджрные танцы в общинных центрах по всему миру.

В связи с широко распространёнными ограничениями, вызванными пандемией коронавируса, немногие могут приехать в Тоскану, чтобы увидеть красивую и вдохновляющую выставку в МИКА, и мы приняли решение поделиться здесь некоторыми видеоматериалами, относящимися к теме выставки, в том числе редкими рассказами Сакья Тризина и архивной документацией танцев Пема Лингпы из Королевства Бутан. Пема Лингпа – бутанский святой XV века – был тертоном, возможно, наиболее известным своими сохранившимися танцами, полный канон которых до сих пор сохранен. МИКА также принял решение продлить выставку до октября 2020 года включительно.

Dance of the Vajra - Gallery 2 - Meditaion in Motion MACO, Arcidosso

Гинг Сум – древнее трехчасовое произведение танцевального искусства, состоящее из трех частей – изображает Гинг (небесных героев Зангдопарли) в трех формах: Джунг Гинг, в которой зло обнаруживается жезлами, затем Дри Гинг, в которой зло уничтожается мистическими мечами, и, наконец, дух освобождается в Нга Гинг, во время игры на барабанах, сопровождающих дух к освобождению. Совершенные танцы Пема Лингпы были записаны в Юнгдрунг Чоелинг Дзонг в 2006 году и доступны в Электронной коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки.

Современные танцы Намкая Норбу, полученные им в видениях, произошли из его любви в основном к тибетским танцам и его вере, что они могу принести всем духовное умиротворение и радость. С этой целью он также создал танцы Кайта, основанные на современных тибетских народных танцах. Намкай Норбу решительно осознает реальность того, что Тибет является танцевальной культурой и что роль танца имеет глубокое значение, даже в простом проявлении привязанности и во время общественных собраний. Оригинальность учения Намкая Норбу заключается в возвышении звука и движения, пения и танца в некий путь к самопознанию и свободе.

Западные учение, по большому счету, упускают этот очевидный факт такого проявления тибетского буддизма. Танец более важен тибетцам, чем рисование, танец более важен тибетцам, чем западным людям. Это средство мистического передвижения. Это жизнь и идентичность, духовная и местная. Осознание того, что танец означает для культур, которые практикуют буддизм, является важной эволюцией в понимании западными людьми буддизма. Намкай Норбу внес огромный вклад в это начинание.

В этой статье представлена серия видеороликов:

Сакья Тризин рассказывает о значении танца Чам
Танца, связанные с Гуру Ринпоче в Бутане
Танцы Пема Лингпы, исполняемые различными деревнями и монастырями в Бутане
Танец Ваджры на благо всех живых существ  Намкая Норбу с демонстрацией хореографии
Радостные танцы Кайта Намкая Норбу

В них можно увидеть традицию танцев в буддизме и Дзогчен и то, что эти традиции до сих пор живы, как и в сохранившихся танцах-сокровищах Чам, так и в трансцендентных Ваджрных танцах Дзогчен Общины. Хотя есть некоторые исторические свидетельства путешествий тибетских йогинов в Зангдопарли для изучения танцев, которым они потом обучали монахов, ничто не идет ни в какое сравнение с ясностью и историчностью записей Намкая Норбу с описанием его снов о танцах. Этими видеозаписями мы не можем поделиться онлайн по причинам святости, но они демонстрируются на выставке в МИКАO.

Эти сохранившиеся монашеские танцы являются мировыми сокровищами и вдохновением для последователей буддизма Ваджраяны. То, что танцы Пема Лингпы почти 600-летнего возраста исполняются не только активно в многочисленных местах, но и еще в двух версиях: монахами и мирянами, – удивительная культурная чистота. То, что танцы, открытые Намкем Норбу, выражают эволюцию и современное мировое сообщество, – это свидетельство Вечной весны, обещанной духовным обновлением.

Выставка «Медитация в движении, шаги к возвышенному» проходит в Музее искусства и культуры Азии с сентября 2019 года по октябрь 2020 года. Директор и куратор музея – Алекс Сидлецки. Приглашенный куратор – Джозеф Хаусил. Дизайн-консультанта – Лиз Кидера. Изготовлена МИКА.

Особая благодарность Алексу Сидлецки, Лиз Кидера, Приме Май, Адриане Дел Борго и HMS Media.

Смотрите также:
МИКА: Медитация в движении, шаги к возвышенному
Международная Дзогчен Община: Танец Ваджры

Радостные танцы Кайта: танцевальная школа
Ядро культуры

Тематические рубрики из Buddhistdoor Global
Танец в вашей реальности
Глаз, призма, танец
Когда танец трансформирует
Дзен Мастер Мерсе

Больше о «Древних танцах», Джозеф Хаусил

Опубликовано с любезного разрешения автора Джозефа Хаусила и Крейга Льюиса, Главного редактора Buddhistdoor Global

Meditation in Motion, Footsteps to the Sublime

By Joseph Houseal

Chögyal Namkhai Norbu dancing in Wales in the 1990s.
Copyright MACO 2019

The Museo di Arte e Cultura Orientale (MACO) in Arcidosso, Italy, is becoming an increasingly important cultural asset in Tuscany. Founded in 2014, the museum was created by its advocate and original patrons, Dzogchen master Chögyal Namkhai Norbu and family, with the intent of sharing with a wider public their collection of more than 5,000 artifacts, which they have brought together over the last 70 years. The collection includes works of art of inestimable value and profound cultural significance, crafts and costumes, votive objects of considerable historic importance, as well as a significant collection of manuscripts and publications directly related to Namkhai Norbu’s research, along with a media archive, which documents many facets of Tibetan and Central Asian culture.

Museo Arte e Cultura Orientale, entrance to the exhibition Meditation in Motion, Footsteps to the Sublime. Guest curator Joseph Houseal, pictured. Photo by Alex Siedlecki

Meditation in Motion, Footsteps to the Sublime (September 2019–October 2020) is the second iteration of an exhibition featuring the revealed Vajra dances of Namkhai Norbu, and now, in this museum exhibition, the fuller Buddhist and Dzogchen context of visionary dances. Dance in Tantric Buddhism is a unique expression of this form of religion. Cham dance in monastic Buddhism was originated by Guru Rinpoche after visiting Bhutan and Nepal from the Swat region of modern day Afghanistan. He introduced Tantric Buddhism to Tibet when founding Samye Monastery in the eighth century and using Cham dances to subdue the indigenous deities. The dance transformed them into Dharmapala, protectors of Buddhism, and established a protective dance forcefield around the practice of Tantric Buddhism—one that has never been fatally broken or made extinct.

The origin of dance in Vajrayana Buddhism, especially of the oldest Nyingma school, is derived from yogic visions. Meditation in Motion moves from the origins of dance in Tantric Buddhism, with the consecration of Samye Monastery by Guru Rinpoche in the eighth century, and revisits the sacred dances of other terton (treasure revealers) who have translated their experiences from visions into meditative dance practices.

Many of these Treasure Dances that originated over the past 1,200 years are still practiced today in Bhutan, India, Nepal, and China, in the Tibet Autonomous Region, Sichuan, Gansu, and Qinghai. Dances from each of the Vajrayana orders are displayed, and teachings from Tibetan Masters regarding the profundity of the underpinnings of Dance in Buddhism are shown.

Among the many splendid and extraordinary accomplishment of the late Chögyal Namkhai Norbu, was the revelation of several sets of visionary dances that were taught to him in a series of lucid dream-yoga states over the course of two years. These Vajra dances are recorded, as are accounts of the visions themselves. Namkhai Norbu has recorded the mandalas upon which the dances take place, as well as detailed choreographic explanations. There is evolution in the Dzogchen dances of Namkhai Norbu: they are for both men and women, and are intended for lay, not monastic, practitioners. Today, thousands of Dzogchen practitioners perform these Vajra dances in centers all around the world.

Because the widespread disruption caused by the novel coronavirus pandemic means that few people can travel to Tuscany to see the beautiful and uplifting exhibition at MACO, we have decided to share here some video content relevant to the exhibition themes, including rare accounts by the Sakya Trizin, and archival documentation of Pema Lingpa dances from the Kingdom of Bhutan. Pema Lingpa, a 15th century Bhutanese saint, is the treasure revealer perhaps best known for his extant dances, of which there remains a complete canon. MACO has also decided to extend the exhibition through October 2020.

Dance of the Vajra - Gallery 2 - Meditaion in Motion MACO, Arcidosso

 

The Ging Sum, a three-part, three-hour ancient dance masterpiece, shows the Ging (sky heroes of Zangdopalri ) in three forms: Jug Ging, wherein evil is divined by wands, then Dri Ging, wherein evil is slain by mystic swords, and finally the spirit is released when Nga Ging, playing drums, escorts the spirit to liberation. The complete dances of Pema Lingpa were recorded at Yungdrung Choeling Dzong in 2006 and are available at The New York Public Library: Digital Collections.

Namkhai Norbu’s modern visionary dances grow from his love for Tibetan dances generally, and his belief that they bring spiritual composure and joy to everyone. To this end, he also crafted Khaita dances, based upon actual Tibetan folk dances. Namkhai Norbu forcefully acknowledges the reality that Tibet is a dancing culture, top to bottom, and that the role of dance is profound, even in the simplest setting of devotion and social gathering. The originality of Namkhai Norbu’s teachings has been to choose to elevate sound and movement, singing and dancing, into a path toward self-discovery and freedom.

Western scholars, by and large, miss this obvious fact about Tibetan Buddhist expression. Dance is more important to Tibetans than painting; dance is more important to Tibetans than to Westerners. It is a vehicle of mystical conveyance. It is life and identity, spiritual and local. Appreciating what dance means to cultures that practice Buddhism is an important evolution of the West’s comprehension of Buddhism. Namkhai Norbu has contributed greatly to that endeavor.

What is presented in this article are a series of videos:

Sakya Trizin speaking on the significance of Cham dance
Dances associated with Guru Rinpoche in Bhutan
Pema Lingpa dances performed by different villages and monasteries in Bhutan
Namkhai Norbu’s Vajra Dances with guideline information
Namkhai Norbu’s Khaita dances, with information

In these, the tradition of visionary dance in Buddhism and Dzogchen can be seen, and seen to be alive today, in both the extant Cham treasure dances and in the transcendent Vajra dances of the Dzogchen community. While there are some historical accounts of Tibetan yogis chronicling their visionary journeys to Zangdopalri to learn dances that they later taught to monks, nothing matches the clarity and historicity of Namkhai Norbu’s interviewed account of his dance visions. These videos cannot be shared online for reasons of sacredness, but are shown in the exhibition at MACO.

These surviving monastic dances are world treasures and inspirations to students of Vajrayana Buddhism. That Pema Lingpa’s nearly 600-year-old dances are performed, not only with vibrancy in multiple locations, but in two versions: monastic and lay, is astonishing cultural purity. That Namkhai Norbu’s visionary dances express evolution and contemporary global community is a testament to the Eternal Springtime that spiritual renewal promises.

Meditation in Motion, Footsteps to the Sublime, is running at Museo di Arte e Cultura Orientale from September 2019 through October 2020. Museum director and curator Alex Siedlecki. Guest curator Joseph Houseal. Design consultant Liz Kidera. Fabrication by MACO.

With special thanks to Alex Siedlecki, Liz Kidera, Prima Mai, Adriana Dal Borgo, and HMS Media.

See more
MACO: Meditation in Motion, Footsteps to the Sublime
International Dzogchen Community: Vajra Dance

Khaita Joyful Dances: Dance School
Core of Culture

Related features from Buddhistdoor Global
Dance in the Reality You Have
An Eye, a Lens, a Dance
When Dance Transforms
Zen Master Merce

More from Ancient Dances by Joseph Houseal

Published with the kind permission of author Joseph Houseal and Craig Lewis, Senior Editor, Buddhistdoor Global

Download PDF