Чогьял Намкай Норбу – Не придавайте слишком большой важности проблемам

Отрывок из неофициальной беседы, произнесенной Чогьялом Намкаем Норбу в день своего рождения – 8 декабря 2012 года, после сессии песен Кайта на Тенерифе.

«Большинство песен подобного рода [Кайта] таковы, что никто не поёт о том, что он действительно счастлив. Некоторые из этих песен кажутся радостными, однако тибетская культура такова, что несмотря на то, что тибетцы грустят, они не показывают это.  Они не похожи на отчаявшихся.

В одной из песен поётся о том, как мы идём долиной под падающим снегом. Однако, несмотря на то, что идёт снег, мы не беспокоимся. Вещи являются взаимозависимыми,  и существует как хорошее, так и плохое. После плохих вещей у нас появятся хорошие. Невозможно, чтобы происходили только плохие вещи. Поэтому, даже если они страдают и испытывают много трудностей, у тибетцев есть подобного рода мужество, они расслабляются и не накручивают себя. Это тибетская философия, и она работает.

Нам известна песня из Восточного Тибета, Kyong Khadro Chig, которую мы часто поём [Ринпоче поёт]. Когда мы поём её, многие думают, что она очень радостная по причине радостной мелодии. И они поют её весело, потому что она не кажется печальной. Многие люди знают эту песню, но это не счастливая песня, она грустная, но поют её радостно. Это так и должно быть.

Многие люди огорчаются по поводу своих небольших проблем. Кажется, что завтра мы умрём.  Но это не так. У каждого существуют проблемы, потому что мы находимся в сансаре, а не в раю. В сансаре существует много проблем, однако, если мы практикующие, мы не должны огорчаться, мы понимаем, как понимаем как обстоят дела. Если человек не практикующий, когда он расстроен и считает вещи ужасными, он не знает, что делать. Когда у некоторых людей возникают очень серьезные проблемы, они даже поднимаются наверх, спрыгивают и умирают. Но когда они умирают таким образом, нет никаких гарантий того, что будет дальше.

Таковы наши условия в сансаре. Многие проблемы существуют, однако, если мы являемся практикующими, мы знаем об этом и не беспокоимся. У нас всегда могут быть проблемы, но мы не придаём этому слишком большого значения и расслабляемся. Когда мы расслабляемся, нет никаких вторичных причин для создания большего количества проблем и становится намного лучше.»

Транскрибировано и редактировано Институтом Шанг Шунг из Видео журнала Дзогчен-общины, запись 2013-1,

Chögyal Namkhai Norbu – Not Giving Too Much Importance to Problems

An excerpt from an informal talk given by Chögyal Namkhai Norbu on his birthday, December 8, 2012, in Tenerife, after a session of Khaita Songs.

not importance problems
“Most of these [Khaita] songs are like this – no-one is singing about being really happy. Some of the songs seem to be joyful, but this is Tibetan culture because when Tibetans feel very sad they don’t show it. They don’t look like they are desperate.

One of the songs says that when we walk up in the valley snow is falling down, but even though it is snowing, we are not worried. We know that after the snowfall there will be sunshine because we are living in time. Things are interdependent and there is good and bad. When we have bad things, after we will have good. It is impossible that only bad things exist. So even if they are suffering and have many difficulties, Tibetans have this kind of courage, they relax and don’t get wound up. This is Tibetan philosophy and it works.

We have a song from East Tibet, Kyong Khadro Chig, that we sing very often [Rinpoche sings]. When we sing it, people think that it is a very joyful song because of the melody and they sing it in a happy way because it doesn’t seem to be sad. Many people know this song but it isn’t a happy song, it is sad, but the way it is sung is joyful. This is how it should be.

Some people get upset about just little problems. It seems that tomorrow we are going to die. But it is not that way. Problems always exist for everybody because we are in samsara, not in paradise. In samsara all problems exist, but if we are practitioners we don’t get upset; we understand how the situation is. If a person is not a practitioner when they get upset and consider things to be terrible, they don’t know what to do. When some people have very heavy problems they even go to a high place, jump down, and die. But when they die that way, there is no guarantee of what will come next.

This is our condition in samsara. Many problems exist but if we are practitioners, we know that and don’t get anxious. It is normal. We can always have problems but we don’t give too much importance to them and we relax. When we relax, there are no secondary causes for creating more problems and it is much better.”

Transcribed and edited from the Dzogchen Community Video Journal, web edition, clip 2013-1, Shang Shung Institute.

Download PDF