Рабочая встреча для обсуждения подготовки публичных интегративных курсов на тему «Присутствие и осознанность»

Западный Меригар (Тоскана), Италия, 15–17 августа 2018 г.

Вступительное слово от Элио Гуариско

Все участники кратко рассказывают о себе.

Мы рады тому, что все вы откликнулись на наш призыв и приехали на эту рабочую встречу. Это замечательно. Спасибо вам.

После Международной конференции по присутствию и осознанности, которая прошла на Тенерифе этой весной, к Ринпоче обратились с идеей организации курсов для широкой общественности, и он дал своё благословение на этот проект. Однако в настоящее время этот проект не является чем-то большим, чем просто неофициальной деятельностью нескольких членов Дзогчен-общины.

В течение последних нескольких лет мы были свидетелями растущего интереса к медитациям, в которых основное внимание уделяется присутствию и осознанности. Исследователи в области неврологии также всё более сосредотачиваются на теме именно таких медитаций.

Практическое применение темы присутствия в разных его формах широко проникло в различные сферы жизни общества, такие как медицина, психология, образование, предпринимательство, научные исследования, защита окружающей среды и т. д.

Судя по тренду, который мы наблюдаем вот уже 30 лет, это не какая-то преходящая мода, а то, что наверняка укоренится в западном обществе, как это было в случае с йогой, и потенциальная польза от этого будет велика.

Чогьял Намкай Норбу главное внимание в своём учении уделяет именно присутствию и осознанности, которые являются ключевым фактором различных дисциплин, практикуемых в Дзогчен-общине, таких как медитация, Янтра-йога и танец в двух его аспектах — Танец Ваджры и Кайта.

В частности, те, кто прошёл курс по СМС 1-го и 2-го уровней, должны иметь очень хороший уровень понимания и практики присутствия и осознанности. Предполагается также, что они усвоили принципы и методы медитации разных традиций.

Раз в нашей Общине есть такое знание принципов и умение применять присутствие и осознанность, будет жаль, если польза от этого знания и потенциала будет доступна лишь кругу членов Общины.

Поэтому нам представляется возможным и нужным развивать публичные курсы, делясь с широкой общественностью знанием о присутствии и осознанности со всеми их отличительными нюансами, которые мы узнаем из учения Дзогчен вообще и из учения Ринпоче в частности. Мы думаем над форматом интегративных курсов — в том смысле, что нам хотелось бы провести параллели между медитацией и движением, что находит своё выражение в дыхательных техниках и занятиях йогой и танцами.

А необходимость такой интеграции вызвана тем, что традиционно практика присутствия, как нам известно из истории буддизма, в большей степени ассоциируется с неподвижной сидячей медитацией, цель которой — достичь переживания пустоты.

Сейчас, в современном развитии медитации присутствия этот аспект претерпевает значительные изменения в силу необходимости объединения медитации с повседневной жизнью. Некоторые из первых учителей медитации внимательности в США имели некоторую связь с учителями и учением Дзогчен, но, тем не менее, мы не замечаем даже намёка на формирование какой-то устойчивой тенденции.

И как раз здесь мы можем предложить подход к присутствию и осознанности, который характерен только нам и отличается от всего остального.

Если проанализировать причины, почему принципы и методы присутствия получили такой импульс и рост на Западе, то мы увидим, что по большей части это связано с тем, что кто-то смог передать эти принципы и методы в очень доступных и современных терминах, убрав с них все надстройки, которые появились в условиях передачи этих знаний в рамках традиционного буддизма.

И хотя было много дискуссий, сетований и возмущений по поводу того, что теперь присутствие лишено его буддийских корней, и в нём больше нет той окончательности, что ведёт к полному освобождению, всё же нельзя объективно оспаривать факт того, что прогресс в этом направлении принёс и продолжает приносить людям пользу, которую наука может измерить и оценить.

В свете всего этого я выражаю уверенность, что подобного рода интегративные курсы, которые мы планируем, гораздо проще популяризовать, если применять к ним исключительно светский подход.

Конечно, из этого не следует, что все публичные курсы Дзогчен-общины должны носить такой характер. Мы оставляем пространство и для публичных курсов более, так сказать, буддийской направленности, но круг интересующихся такими событиями, конечно же, будет более узок.

Некоторые спрашивают: ну и в чём же конечный итог таких курсов, ведь сейчас везде так много подобных предложений, которые дают лишь временное решение проблем? Прежде всего, я не считаю, что временное решение проблем человека — это что-то плохое, нам всем это нужно, и мы этого хотим. Это также одна из двух целей общебуддийской практики.

Подобные курсы в первую очередь дают представление о принципах присутствия и осознанности, которые являются одним из лучших средств для понимания своих ограничений, а также первым шагом на пути к избавлению себя от этих условностей.

Кроме того, есть много научных свидетельств о пользе таких практик, в том числе и для здоровья. Более того, если кто-то ознакомится с принципами присутствия, то при желании перед ним откроются двери, ведущие к углублению знания, опыта и свободы.

Мы пригласили терапевтов, чтобы инструкторы были осведомлены о том, какая сейчас в мире ситуация с присутствием и осознанностью в области терапии, и чтобы мы могли усовершенствовать своё взаимодействие с людьми, зная об обстоятельствах, в которых мы живём. И также чтобы узнать от них, какую пользу и, возможно, вред могут принести эти практики с психологической точки зрения, и чтобы они помогли нам сформировать структуру этих публичных курсов. Благодарим их за это.

Я уверен, что в условиях переменчивых обстоятельств благодаря публичным курсам Дзогчен-община может стать более доступной для всё большего числа заинтересованных людей, что также обеспечит сохранение и процветание Общины и учения Ринпоче.

Ну и напоследок скажу, что мы пригласили всех инструкторов и прочих лиц, искренне заинтересованных в том, чтобы сделать свой вклад в этот проект и принять участие в этой встрече. И мы надеемся, что все, кто здесь находятся, разделяют это благое намерение.

Чтобы облегчить ход дел, не тратить наше время и работать на результат, мы просим всех присутствующих сохранять настрой на продуктивную совместную работу, быть более позитивными и менее критичными, избегать слишком настойчиво продавливать своё личное мнение и стараться слушать и понимать друг друга.

Спасибо.

Список участников

Группа по работе с умом: 
Модератор: Стивен Ландсберг
Аннамария Москателли
Габриэла Далезио
Элио Гуариско
Фабио Андрико
Фабио Ризоло
Джулия Лолесс
Игорь Берхин
Игорь Легати
Лукас Хмелик
Стивен Ландсберг

Группа по работе с движением
Адриана Даль Борго (возможно, через скайп)
Стоффелина Вердонк
Прима Май
Рита Ренци
Лаура Эванджелисти
Алессандра Поликрети
Фабиана Эска

Группа терапевтов
Крис Норр
Лияна Петрова
Марек Вих
Мария Ампаро
Сичилия д’Ариста

Рабочая встречаWorking Meeting

Подготовка к публичным интегративным курсам по присутствию и осознанности
Mеригар (Тоскана), Италия, 15–17 августа 2018 г.

День 1
Утро, 9.30-12.00
9.30-10.15 Фабио Андрико, Игорь Берхин, Элио Гуариско и Лукас Хмелик выступают с презентацией «Цели, задачи и польза интегративных курсов по ПиО для широкой общественности».
10.15-10.45  Вопросы и ответы.
10.45-12.00 Работа в отдельных группах:
– Группа по работе с умом: методы медитации, практикуемые на таких курсах;
– Группа по работе с движением: движения, стимулирующие присутствие и осознанность;
– Группа терапевтов: поведение, способствующее присутствию и осознанности, способы и советы для жизни в присутствии и осознанности.

Вторая половина дня, 16.00-18.30
16.00-17.45 Группы продолжают работать раздельно.
17.45-18.30 Группа терапевтов демонстрирует другим участникам поведение, способствующее присутствию и осознанности, даёт способы и советы для жизни в присутствии и осознанности.

День 2
Утро, 9.30-12.00
9.30-10.45 Группа по работе с движением делится с Группой по работе с умом соображениями относительно движений.
9.30-10.45 Группа терапевтов обсуждает темы: «Психологическая польза и вред медитации»; «Современные способы коммуникации».
10.45-12 Группа терапевтов делится с другими группами соображениями относительно пользы и вреда медитации.

Вторая половина дня, 16.00-18.30
16.00-17.00 Фабио Андрико демонстрирует Группе по работе с умом дыхательные и прочие упражнения, которые можно включать в программу курсов.
17.00-18.00 Группа терапевтов обсуждает тему «Временные рамки и модули курсов по присутствию».
17.00-18.00 Группа по работе с умом вместе с Группой по работе с движением обсуждают тему «Оценка [степени] объединения медитации с движением».
18.00-18.30 Группа терапевтов делится своими соображениями относительно временных рамок и модулей курсов.

День 3
Утро, 9.30-12.00
9.30-10.45 Общее собрание групп: экспериментальное проведение публичных интегративных курсов по присутствию и осознанности; подготовка инструкторов для публичных интегративных курсов по присутствию и осознанности (материалы, временные рамки, онлайн-курсы, курсы на дому и т. д.).
10.45-12.00 Группа терапевтов рассказывает, что необходимо знать инструкторам по присутствию и осознанности о светском подходе к внимательности в современном мире.

Вторая половина дня, 16.00-18.30
Общее собрание, ответы на вопросы.
Фабио Андрико, Игорь Берхин, Элио Гуариско и Лукас Хмелик представят предварительную программу интегративных курсов, а также подведут итог встречи, расскажут о временных рамках и поделятся прочими соображениями, связанными с развитием проекта.

Working Meeting Blue Print for Public Integrated Courses on Presence and Awareness

Merigar West (Tuscany), Italy, 15-16-17 August 2018

Presentation of the Meeting by Elio Guarisco 

Self Introduction of all the participants

We are happy that you all responded to our appeal and came here to participate in this working meeting. It is wonderful. Thanks.

Following the Presence and Awareness Conference held in Tenerife this spring, a proposal to develop courses for the public was presented to Rinpoche who gave his blessings for the project. The project is, however and for the time being, an unofficial activity of the members of the Dzogchen Community.

For a few years we have been witnessing a growing interest in the meditations that primarily emphasize presence and awareness. Neuroscience researchers are also focusing on this kind of meditation, rather than other types.

The applications of presence in various forms have widely penetrated the social tissue through various fields, such as medicine, psychology, education, business, scientific research, protection of the environment, and so forth.

From the trend we have witnessed in the last 30 years, this is definitely not a passing fashion, it is something that is bound to radicate itself in western society, just like Yoga did, with a potential vast benefit.

Presence and awareness have a priviledged position in the teaching of Chögyal Namkhai Norbu, and are a key factor in the various disciplines practiced in the Dzogchen Community, such as meditation, Yantra Yoga, and dance in its two aspects Vajra Dance, and Khaita.

In particular those who have followed the SMS course through the 1st and 2nd levels are supposed to have a very well established understanding and practice of presence and awareness. And it is suggested that they are able to fathom the principles and methods of meditation of different traditions.

If there is such a knowledge of the principles and application of presence and awareness in our Community, it would be a pity that that knowledge and its potential benefits remains confined within the circle of the members of the Community.

For that reason we envisioned the possibility and need to develop public courses to introduce presence and awareness with the particular distinctive flavor of what we are learning from the Dzogchen teaching in general, and Rinpoche’s teaching in particular. We are thinking of a format of integrated courses, in the sense that we would like to parallel the meditation with movement as expressed in the breathing techniques and exercises of yoga and dance.

Now the reason for this integration is that, traditionally the practice of presence as we know from the origins of Buddhism, has mostly the flavor of a static sitting meditation, in which one attempts to experience emptiness.

Although this aspect is undergoing considerable change in modern developments of presence-meditation, by merit of the emphasis on the necessity of integration in daily life, and because some of the first teachers of mindfulness meditation in the US had some degree of exposure to Dzogchen masters and teaching, nevertheless not just traces of static tendency remain.

This is a point in which we can offer an approach to presence and awareness that is distinctively our own, and different from what is around.

If we analyze why the principle and methods of presence have had a great impact and growth in the West, we can see that in great part this is due to the fact that some have been able to communicate those principle methods in very accessible and modern terms, stripping them from the superstructure in which they are taught in traditional Buddhism.

Although this has been a source of controversy with some lamenting and crying that Presence has lost its Buddhist roots, and is now deprived of its finality of leading to total liberation, yet it cannot be objectively argued against that fact that such developments have brought and are bringing scientifically assessable benefits to people.

In the light of this, I believe these kinds of integrated public courses that we have in mind could be more easily popularized if presented in a totally lay manner.

This of course does not imply that all the public courses offered by the Community should have that character. There is also room for more Buddhist, so to speak, oriented public courses, but their public is of course more restricted.

Some say, well what is the finality of such courses, when there are so many such things around that are focused on temporary well being of the person? First of all, I don’t believe the temporary well being of the person is something negative, we all need and wish for that. It is also one of the two aims of general Buddhist practice.

Such courses first of all introduce the principle of presence and awareness that are one of the best doorways to the understanding of one’s limitations, and the first step for de-conditioning oneself from them.

There are also many scientifically proven benefits from such practices, and also many proven as well as suggested health benefits. Moreover, once the individual becomes familiar with the principle of presence, if she or he wishes many doors are open for deepening one’s knowledge, experience and freedom.

We have invited therapists so that instructors can become aware of what is happening in the world about presence and awareness in the field of therapy, so that our way of communicating can improve by having knowledge of the situation and circumstances we are living in. Also to know what the benefits and eventual shortcomings of such practices are from a psychological point of view, and to collaborate with us to formulate a structure for the public courses. We thank them.

I believe that in a phase of changing circumstances, public courses can become a way in which the Dzogchen Community can become accessible to more and more interested people, and in this way also guarantee the Community and Rinpoche’s Teaching survival and prosperity.

Lastly, we have invited all those instructors, and others who are sincerely interested in contributing to this project to participate in this meeting. So we hope that all the people who are here share this good intention.

To smoothen the procedures, not to waste time, and to ripen results, we ask all participants to share a collaborative disposition of spirit, to be pro-positive rather than critical, to avoid putting forward strong personal opinions, and to try to understand each other.

Thank you

List of Participants

Mind Group: Moderator: Steven Landsberg
Annamaria Moscatelli
Gabriella Dalesio
Elio Guarisco
Fabio Andrico
Fabio Risolo
Julia Lawless
Igor Berkhin
Igor Legati
Lukas Chmelik
Steven Landsberg

Movement Group
Adriana Dal Borgo (maybe via skype)
Stoffelina Verdonk
Prima Mai
Rita Renzi
Laura Evangelisti
Alessandra Policreti
Fabiana Esca

Therapists Group
Chris Norre
Liyana Petrova
Marek Vich
Maria Amparo
Sicilia d Arista

Working Meeting

Blue Print for Public Integrated Courses on Presence and Awareness

Merigar (Tuscany), Italy  15-16-17 August 2018

Day 1
Morning 9.30-12
9.30-10.15 Fabio Andrico, Igor Berkhin, Elio Guarisco and Lukas Chmelik Present the ‘Aims, Proposals, and benefits of integrated PA courses for the public’.
10.15-10.45  Questions and Feedbacks.
10.45-12 Groups work separate to discuss:
– Mind Group: Methods of Meditation to be implemented in the Courses
– Movement Group: Movements to induce Presence and Awareness
– Therapy Group: Attitudes that Foster Presence and Awareness; ways and tips for leaving with Presence and Awareness.

Afternoon 16-18.30
16-17.45 Groups continue to work separate.
17.45-18.30 The Therapy Group illustrate to the other participants Attitudes that Foster Presence and Awareness; ways and tips for leaving with Presence and Awareness.

Day 2
Morning 9.30-12
9.30-10.45 Movement Group illustrates to the Mind Group the Findings Regarding Movements
9.30-10.45 The Therapy Group meet: Psychological benefits and drawbacks of Meditation; Modern Ways to Communication.
10.45-12 The Therapy Group illustrate to the Other Groups their findings regarding benefits and drawbacks of meditation.

Afternoon 16-18.30
16-17 Fabio Andrico illustrates the Mind Group the breathings and and other exercises to be included in the courses.
17-18 The Therapy Group meet: timeframes and modules for courses on Presence
17-18 The Mind Group meets with the Movement Group: in-depth appraisal of the integration of meditation and movement
18-18.30 The Therapy Group illustrates their findings regarding time frames and modules of the courses

Day 3
Morning 9.30-12
9.30-10.45 General meeting of the Groups: the experimentation of public integrated courses of presence and awareness; and the forming of instructors for public integrated course of Presence and Awareness (materials, time frames, courses online, residential courses etc.).
10.45-12 The Therapy Group illustrates what instructors of Presence and Awareness need to know in regard to secular Mindfulness in the modern world.

Afternoon 16-18.30
General Meeting with Feedback
Fabio Andrico, Igor Berkhin, Elio Guarisco and Lukas Chmelik offer a tentative program for the integrated courses summary of the Outcome of the Meeting and the Time Frames and other considerations for the development of the project

 

 

 

 

 

 

Download PDF