В Западном Меригаре учитель традиции Шангпа Дени провёл курс по открытой осознанности

Фото: Томас Симун

С 10 по 12 ноября Западный Меригар имел удовольствие принимать у себя учителя традиции Шангпа Дени с семинаром-тренингом по открытой осознанности (Open Mindfulness). Поскольку нахождение в присутствии является важнейшей практикой Дзогчена после гуру-йоги, не нужно и говорить о том, что все техники, способствующие развитию присутствия, являются для нас очень ценным инструментом.

Тренинг по открытой осознанности (ТОО) — это эффективный метод, разработанный Ламой Дени, в процессе которого участники, находясь под систематическим руководством ведущего, проходят через стадии развития открытой, альтруистической осознанности. Лама Дени называет это гуманистической философией, светской и несектарной, которая сфокусирована на преображении нас самих, наших основополагающих этических и духовных ценностей. Методу ТОО обычно нужно обучаться в течение двух месяцев в ходе восьми тренингов выходного дня, после каждого из которых следует неделя практики. Но даже в условиях той сжатости сроков, как это было в Меригаре, все получили совершенно реальный опыт осознанности, и в то же время этот метод дал нам несколько основных инструментов, которые можно применять самостоятельно. Один из этих методов, называемый «панорамное видение», простой и неожиданно полезный способ раскрытия вашей перспективы без фокусирования, был усовершенствован [нами] благодаря 360-градусному обзору в меригарском Храме великого созерцания.

Фото: Марко Альмичи

Лама Дени рассказывал о ключевых моментах ТОО преимущественно на своём родном французском, а не на английском языке, как этого хотели участники тренинга. Благодаря превосходному и чуткому переводу на итальянский от Юри ди Чербо, который также является тренером ТОО, у нас была возможность всё понимать. Помимо того, что эти два языка довольно похожи, Лама Дени говорил настолько ясно, чётко и эмпатично, что многие из нас пережили удивительный опыт хорошего понимания французского языка.

Объяснения Ламы Дени были чарующими и красноречивыми, но в то же время краткими, и в каждой сессии он вовлекал всех участников в процесс, побуждая их делиться своим опытом. С высоты своего знания дела и понимания предмета он давал нам упражнения, разработанные специально для демонстрации состояния присутствия на практике.

Открытая, альтруистическая осознанность выходит за пределы цели практики «осознанности первого поколения», которая заключалась в снижении уровня стресса и в расслаблении — в основном за счет того, что она позволяет нам развить новый способ существования, который характеризуется внимательностью, открытостью и эмпатией. Кроме того, постоянное и регулярное применение трех уровней осознанности, связанных с этими тремя качествами, развивает в нас естественный гуманизм (название, данное Ламой Дени) или естественную этику, состояние альтруизма, спонтанное и недвойственное.

Фото: Марко Альмичи

Для пояснения того, что имеется в виду под естественной этикой, Лама Дени рассказал историю о старике, который пошёл с внуком за водой. Пока дед медленно доставал ведро из колодца, мальчик, сидя на краю колодца, рассматривал отражения на воде в ведре. Заворожённый увиденными образами, он всё дальше и дальше свешивался с края колодца к воде, пока дед не схватил его, не дав упасть в воду. Можно было бы сказать, что это этический поступок, но ведь дед совершенно не думал об этом. Он просто действовал. Если бы он начал рассуждать о морали, то мальчик упал бы и утонул. Состояние присутствия может подстраиваться к ситуациям, поскольку оно мгновенно. Это вам ничего не напоминает?

Применяя осознанность в течение долгих, кратких и мельчайших пауз — во время формальных сессий практики или в любой момент, [например,] стоя в очереди, либо всякий раз, когда телефон пытается отвлечь нас звонком — и постоянно сокращая интервалы между этими паузами, мы можем оказаться в состоянии постоянного присутствия. Либо, по крайней мере, быть более постоянными, более открытыми и лучше осознавать [ситуацию и] людей вокруг себя.

Если вы желаете узнать больше о ТОО, зайдите на страницу www.openmindfulness.net. А если вам захочется принять участие в семинаре по ТОО, пожалуйста, обращайтесь к синему ганчи Западного Меригара, и вам помогут организовать семинар (office@dzogchen.it).

Сьюзан Шварц

Лама Дени является прямым духовным преемником Кьябдже Калу Ринпоче и основателем общины Сангха Римэ. Как и Дзогчен-община, Сангха Римэ следует учению Дзогчен, которое было передано Гарабом Дордже и Гуру Падмасамбхавой, а потом систематизировано и распространено всеведущим Лонгченпой. Примерно десять лет назад обе общины формализовали своё тесное взаимодействие, учредив «Дамдрог», или «Братство самайи», по соглашению между Чогьялом Намкаем Норбу и Ламой Дени. В качестве внешнего выражения этой дружбы в Карма Линге, одном из основных центров Сангхи Римэ во Франции, была даже воссоздана малая копия меригарской гонпы. Эта связь оставалась крепкой в течение нескольких лет, и в 2016 г. Чогьял Намкай Норбу даровал Ламе Дени титул «учитель традиции Шангпа» (Master Shangpa), тем самым признав его держателем линии Шангпа Кагью — важной, но малоизвестной традиции, берущей начало в десятом веке, когда две джнянадакини, Нигума и Сукхасиддхи, передали своё учение махасиддхе Кьюнгпо Налджору.

Shangpa Master Denys Brings Open Mindfulness to Merigar West

Shangpa Master Denys Brings Open Mindfulness

Group photo courtesy of Thomas Simoen

From November 10 to 12, 2017, Merigar West had the pleasure to host Shangpa Master Denys for an Open Mindfulness Training seminar. Given that being present is the most important practice in the Dzogchen teaching after Guruyoga, it goes without saying that any technique that can facilitate developing presence is a precious opportunity for us.

Open Mindfulness Training or OMT is an effective method developed by Lama Denys that systematically guides participants in the process of developing open, altruistic mindfulness. It is what he calls a humanist philosophy, secular and nondenominational, focused on the transformation of ourselves, of our fundamental ethical and spiritual values. The OMT method is usually transmitted over a period of two months in eight weekend training sessions, each followed by a week of practice. But as condensed as the presentation at Merigar was, it conveyed a very real experience of mindfulness, and at the same time gave us some basic tools that we can continue to apply on our own. One of these tools, called “panoramic vision,” a simple and unexpectedly helpful way to open your perspective without focusing, was further enhanced by the 360-degree view in Merigar’s Temple of the Great Contemplation.

Shangpa Master Denys Brings Open Mindfulness

Photo Marco Almici

Lama Denys presented the key points of OMT in his native French rather than English, as requested by the participants. Thanks to the excellent and sensitive translation into Italian by Juri di Cerbo, who is also an OMT facilitator, we were able to hear everything in duplicate. Above and beyond the proximity of the two languages, Lama Denys spoke with such clarity, lucidity, and empathy that many of us had the surprising experience of being able to understand the French quite well.

The explanations given by Lama Denys were engaging and eloquent and yet concise, and in each session he made sure to actively involve all of the participants and encourage them to share their experiences. With expertise and understanding, he guided us through exercises designed to demonstrate the state of presence in practice.

Open, altruistic mindfulness goes beyond the “first-generation mindfulness” goal of stress reduction and relaxation, mainly in that it enables us to develop a new way of being that is attentive, open, and empathetic. Alternately applying three levels of mindfulness characterized by these three qualities, and doing so repeatedly and regularly, fosters what Lama Denys refers to as natural humanism or natural ethics, a state of altruism that is spontaneous and nondual.

Shangpa Master Denys Brings Open Mindfulness

Photo Marco Almici

To illustrate what is meant by natural ethics, he related a story of an old man who went to fetch water with his grandchild. While the grandfather was slowly drawing the bucket from the well, the little boy, sitting on the edge of the well, was gazing at the reflections on the surface of the water in the bucket. Mesmerized, he leaned farther and farther and was just about to fall into the well when the grandfather grabbed hold of him and pulled him to safety. You might say that this was an ethical act, but it’s not that the grandfather thought about it. He simply acted. Had he entertained moral considerations, the boy would have fallen to his death. The state of presence is capable of adapting to the situation as it is in an immediate way. Does that sound familiar?

By applying mindfulness in longer, mini, and micro pauses ­– in regular practice sessions and whenever we have a moment waiting in line, or anytime our phone tries to grab our attention with a ringtone or alert, and by steadily shortening the intervals between pauses, we just might find ourselves in a state of constant presence. Or at least more constant, more open, and more aware of others.

If you’re interested in finding out more about OMT, visit www.openmindfulness.net. And if you’d like to participate in an OMT seminar, please don’t hesitate to ask the Blue Gakyil of Merigar West to organize another in the future (office@dzogchen.it).

Susan Schwarz

Lama Denys is the direct spiritual heir of Kyabje Kalu Rinpoche and founder of the Sangha Rimay Community. Like the Dzogchen Community, the Sangha Rimay follows the Dzogchen teaching as transmitted by Garab Dorje and Guru Padmasambhava and later elaborated and diffused by the omniscient Longchenpa. About a decade ago, the two communities formalized their close tie through the Damdrog, or Samaya Fellowship, agreed to by Chögyal Namkhai Norbu and Lama Denys. As an external expression of the friendship, Karma Ling, one of the main centers of the Sangha Rimay in France, even has a smaller replica of the Merigar Gönpa. The connection has remained strong over the years, and in 2016 Chögyal Namkhai Norbu gave the name Shangpa Master to Lama Denys in recognition of the fact that he is a holder of the Shangpa Kagyu lineage, an important but little know tradition started in the tenth century when the two jñanadakinis Niguma and Sukhasiddhi passed their teachings on to the mahasiddha Kyungpo Naljor.