Долгий и надёжный путь домой: пересматривая «Драгоценный сосуд»

Наставления по основе Санти Маха Сангхи Чогьяла Намкая Норбу

Жаклин Дженс
Восточный Цегьялгар
август 2015 года

Основа учения — изучение, практика и опыт совершенные
Содержащегося в сутрах и тантрах учения Будды, которое совершенно,
И учения ума Самантабхадры — метода и их сущности, согласующихся в совершенстве
С помощью тантр, лунгов и упадеш Полного Совершенства, а также янтра-йоги.

[Санти Маха Сангха 7, ДС, стр. 21]

В Сати Паттханна Сутте (Пали), которую чаще всего называют «Четырьмя основаниями осознанности» тела, чувства, ума и явлений, Будда смело утверждает, что этот путь, основанный на его собственном духовном путешествии, является прямым путём к просветлению.

Бхикшу*, это прямой путь очищения существ, преодоления печали и сожаления, устранения боли и страдания, достижения правильного подхода, обретения нирваны, под названием четыре практики осознанности.

* [здесь означает как монахов, так и мирян, мужчин и женщин]

Здесь Будда ясно и по существу говорит нам о нашем истинном состоянии и что нужно с ним делать, ничего более. Остальное зависит от того, возьмёт ли каждый индивид ответственность за собственное счастье и преодоление «печали и сожаления» в процессе пробуждения к собственному подлинному состоянию.

Для выражения разнообразия различных колесниц, или школ буддизма, обычно используются метафоры, применяемые к каждому конкретному пути. Так, колесницы варьируются от простой ходьбы в течение всего пути до космического корабля.

С точки зрения космического корабля, который иногда ассоциируется с Дзогченом, некоторые могут задаться вопросом: разве кто-то захочет вернуться к «ходьбе пешком» — пути Сутры в буддистской традиции, — обнаружив, как преодолевать огромные расстояния сразу же и без усилий посредством непостепенного пути?

Вернувшись прошлой зимой из преимущественно молчаливого и уединённого трёхмесячного личного ретрита в местном центре випассаны, я получила свой собственный ответ касательно пользы и ограничений «ходьбы» с точки зрения практика Дзогчена.

Иногда полезней прогуляться, чтобы замедлиться и создать время и пространство, необходимые для обучения, практики и размышления о собственной жизни в обстановке, свободной от мирских отвлечений и наших привычных склонностей. Это особенно важно, когда вы стараетесь стабилизировать шаматху/шинэ, как это уже в который раз делала я. Пребывание в молчании большую часть времени в течение месяцев оказалось полезным и освежительным, позволив не поддерживать постоянное повествование о самом себе. Как писателю, который любит думать и создавать, мне было довольно сложно перестать вести собственную историю и просто пребывать в каждом моменте, чтобы снизить число концепций. В связи с этим я обнаружила, что временное молчание культивирует опыт пространственности, которая освобождает ум от его обычного укрепительного сооружения из двойственных концепций и, в особенности, помогает устранить старые обиды и старые сценарии.

Такой спуск к медленной «ходьбе» дал мне редкую возможность посмотреть на воззрение, медитацию и поведение моей «личности» как практика Дзогчена в соответствии с настоящим уровнем моей осознанности и присутствия, исследуя при этом с микроскопической точностью ежемоментную осознанность, которой благоприятствует випассана. Само слово «випассана» на языке пали означает «ясное видение», которое определяет данный процесс. В этом смысле «микроскопический» означает не менее существенный, а более мелкий по размеру, то есть более сфокусированный. В традиционной випассане, как в Дзогчене, проблемой являются не мысли, а то, что мысли беспокоят нас и постоянно крадут нашу драгоценность осознанности настоящего момента словно хитрые воришки. Если вы замечаете это даже на тончайшем уровне, это поможет вам оценить ваше развитие. Так легко обмануться, полагая, что мы более осознанны, чем в действительности.

Я не специалист в этом и десятилетиями боролась, пытаясь стабилизировать свою практику шаматхи/шинэ согласно общепринятым наставлениям Сутры, являющуюся основой для дальнейшего развития. Этот процесс может быть как восторженным, так и привести к глубочайшему унынию, вот почему равностность, один из ключевых факторов просветления согласно Будде, так важна для поддержания баланса по мере развития. Нет ни правильного, ни неправильного, нечего достигать, но всё можно обнаружить, культивируя ясную пробуждённую осознанность, тренируясь войти в мгновенное присутствие и продолжая пребывать в состоянии созерцания за пределами нескольких мгновений. Если намерение в Дзогчене — это полное расслабление в несозданном естественном присутствии, без усилий, за пределами причины и следствия, то актуализация этого состояния наступает только с развитием нашей способности посредством усилия.

Правда в том, что без непрерывного присутствия осознанности нет места эволюции на любом из путей. Это не что-то, что можно узнать только из книги. Это нужно испытать много раз. Как говорится, там, где дым, там есть огонь. Только прямой опыт ведёт к просветлению. Здесь нет притворства. Прямой опыт, как мы все знаем, ведёт к истинному смыслу слов. Но только лишь опыта недостаточно. Мы должны скоординировать свою практику сначала посредством изучения, а затем размышления, чтобы возникло глубокое понимание. В «Драгоценном сосуде» Чогьял Намкай Норбу убедительно описывает эту последовательность, чтобы заложить нашу основу.

«Поэтому, чтобы практиковать учение, принадлежит ли оно к Сутре, Тантре или Дзогчену, прежде всего, необходимо устранить темноту ума, изучая то, что будешь практиковать. Затем, прибегнув к размышлению, надлежит освободиться от сетей сомнения относительно учения, которому следуешь. Это необходимо, чтобы приблизиться к пути просветления и практиковать его предварительные учения. В частности, чтобы войти в высшее учение Дзогчен, необходимо, сначала изучив и обдумав всё, что кажется полезным, понять особенности, связанные с сущностью, природой, отличительными качествами и т.д., которые отличают особый путь от обычного пути». [ДС, стр. 39]

Спустя много недель личного ретрита я испытала глубокую благодарность за то, что методы пути Сутры, переданные Буддой, так важны в закладывании основы Санти Маха Сангхи. Я также стала видеть, почему закладывание основы так существенно, чтобы полностью войти в Дзогчен. С благодарностью возникло понимание, прояснившее, как упражнения Санти Маха Сангхи способствуют нашей реализации, если мы действительно применяем её уникальные и особые методы в точности как они изложены. Методы, представленные в основе, при применении позволяют нам испытать различные опыты, чтобы усилить наше понимание. Словно кусочки паззла, складывающиеся сами собой, появляющаяся картинка становится всё яснее, чем больше вы входите в процесс. Самое важное, я испытала огромную благодарность, что в этой жизни встретила такого удивительного мастера, как Чогьял Намкай Норбу, который передаёт воззрение, медитацию и поведение Дзогчена в качестве руководства к этому необычайному и редкому пути. «Драгоценный сосуд» даёт редкую и уникальную возможность войти во врата Дзогчена подлинной линии передачи под совершенным руководством великого учителя, чья глубина знания и доброта глубоки как океан и обширны как небо.

Сейчас я уже стара в годах, но молода в своём понимании. Никогда не поздно вновь обнаружить присутствие в обширном потоке ума. Чем вы старше, тем таких возможностей больше. Возможности снова начать сначала, со свежим взглядом, с более зрелой точкой зрения Дзогчена вдохновляют продолжать путь. Призываю всех это попробовать. Дорога может быть длинной, с кучей начинаний и заторов, но когда мы по ней идём, она становится надёжной. Мы не должны терять сердца, так как нам на самом деле очень повезло встретить такие учения и такого мастера, как наш, чьи учёность и реализация непревзойдённы.

Ключом здесь является достижение уверенности, без сомнений, высокомерия, но с естественным доверием к учителю и учению, которые возникают из конкретного опыта и глубокого понимания. Сама по себе, основа Санти Маха Сангхи, представленная в «Драгоценном сосуде», — это удивительное введение в Ати сегодня и особенно в будущем.

Мы живём во всё более беспокойное время под названием кали-юга. Никто из нас не знает, какие условия будут господствовать, чтобы такое учение выжило в будущем и какая моральная деградация постигнет общество. Но в одном я уверена: тренинг по Санти Маха Сангхе защищён от искажений в передаче Дзогчена, данной из любящей доброты её автора, подлинного олицетворения этих учений и всех предыдущих видьядхар. Чтобы сохранить это наследие, я бы сказала старым практикующим: «…Возвращайтесь, ещё есть время!» Для тех, что помоложе: «… Не ждите, дорога длинная!» Решать нам, никому больше.

Жаклин Дженс сначала обучалась по магистерской буддистской программе в Университете Наропы, посещая в 1986 году последний курс обучения Трунгпы Ринпоче перед его смертью. Она познакомилась с Чогьялом Намкаем Норбу в 1991 году через Цултрим Аллионе. Она является постоянным членом Восточного Цегьялгара с момента первой сдачи экзамена по Санти Маха Сангхе у Ринпоче в 1994 году и надеется участвовать в последующих уровнях.

The Long and Enduring Road Home: Revisiting The Precious Vase

 Instructions on the Base of Santi Maha Sangha

By Chögyal Namkhai Norbu

The Base of the teaching consists in studying, meditating, and experiencing perfectly

The Buddha’s perfect teaching contained in the sutras and tantras

And the perfectly connected method and their essence, that is the teaching of the mind of Samatabhadra

By means of the tantras, lungs,, and upadeshas of Total Perfection and of Yantra Yoga.

[Santi Maha Sangha 7, PV p. 21]

 

In the Sati Patthanna Sutta (Pali) commonly referred to as “The Four Foundations of Mindfulness” of body, feeling, mind and phenomena, the Buddha sets forth a bold claim that this path, based on his own personal spiritual journey, is the direct path to enlightenment.

Bhikshus*, this is the direct path for purifying beings, for overcoming sorrow and lamentation, for vanquishing pain and distress, for attaining the right approach, for realizing nirvana—namely, the four applications of mindfulness. [i]

*[Refers here to both monastic and laypeople, women and men]

Clear and to the point, the Buddha tells us about our real condition and what we need to do about it – nothing more. The rest is up to each individual to take responsibility for their own happiness and overcoming “sorrow and lamentation” through a process of awakening to one’s authentic condition.

Typically through extended metaphors for a particular “path,” metaphors are often used to express the variability among the different “vehicles” or schools of Buddhism. These range from simple walking all the way to a space ship.

From the point of view of the space ship sometimes associated with Dzogchen, one might ask why would anyone ever want to go back and “walk” the path of Sutra in the Buddhist tradition once one discovers how to be transported vast distances immediately and effortlessly through a non-gradual path?

Having returned last winter from a mostly silent and unplugged three-month personal retreat at a local Vipassana center, I have my own personal answer as to the benefits and limitations of the “walking” mode from the perspective of a Dzogchen practitioner’s view.

Sometimes it’s just more useful to walk in order to slow down and create the time and space required for studying, practicing and reflecting on one’s life in an environment free from worldly distractions and our habitual tendencies. This is especially important when trying to stabilize Shamatha/Shine as I was attempting to do yet again. Remaining silent for most of the time over a period of months proved equally beneficial in that it was so refreshing not to maintain a constant narrative about oneself. As a writer, who loves to think and create, it was a real challenge at times to drop my storyline and just abide in each moment in order to minimize concepts. In this respect, I found that temporary silence does cultivates an experience of spaciousness that loosens the mind from its usual stronghold of dualistic concepts especially for dislodging old grudges and tired story lines.

For me this down shift to slow “walking mode” offered a rare opportunity to look at the view, meditation and conduct of my “identity” as a Dzogchen practitioner in relation to the actual level of my awareness and presence by means of investigating with microscopic precision moment to moment mindfulness that Vipassana fosters. The very word Vipassana in Pali means “clear seeing” which defines this process. So in that sense, microscopic is not lesser but smaller, as in more focused. In traditional Vipassana, as in Dzogchen, it is not that our thoughts are the problem but that thoughts bother us and continually steal our precious jewel of awareness from the present moment like a wily thief. Noticing this on even the subtlest level can prove very fruitful to assess one’s development. It’s just so easy to delude ourselves otherwise into believing we are more aware than in actuality.

I‘m no expert here on any of this and for decades struggled with trying to stabilize my Shamatha/Shine practice according to the common instructions found in sutra, which is the base for further development. This process can be both rapturous and plummet one into the deepest despondency, which is why equanimity, one of the key factors of enlightenment according to the Buddha is so important to maintain balance as one develops. There is no right or wrong here, nothing much to attain but everything to discover in cultivating a bright wakeful awareness as training for entering into instant presence and continuing in the state of contemplation beyond a few moments. While the intention in Dzogchen is always to relax fully in unfabricated natural presence effortlessly beyond cause and effect, the actualization of this state only comes with developing our capacity through efforts.

The truth of the matter is that without continuous presence of awareness, there can be no evolution on any path. It is not really something we can learn only from a book but must experience first hand many times. As they say– where there is smoke, there is fire and only direct experience leads to illumination. There is no faking here.

Direct experience, as we all know, leads to the true meaning of words. But experience alone is not enough. We need to coordinate our practice first through study and then reflection so that a deep understanding arises. In The Precious Vase, Chögyal Namkhai Norbu eloquently outlines this sequence to follow in establishing our base.

So, in order to practice a teaching, whether it pertains to the Sutras, Tantras or Dzogchen, first of all it is necessary to eliminate the darkness of the mind by learning what to practice. Then by reflecting one must free oneself from the net of doubt with regard to the teachings one is following. This factor is indispensable in order to approach a path of realization and to practice the preliminary teachings. In particular to enter the supreme Dzogchen teaching, after having studied and reflected on everything that seems useful, it is necessary to understand the characteristics related eloquently to essence, nature, and specific aspects etc that distinguish an uncommon path from a common path.”   [PV, p.35]

After many weeks in personal retreat, I experienced a deep appreciation for the methods of the Sutric path as taught by the Buddha so important in establishing the base for Santi Maha Sangha. I also began to see why establishing a base is so essential to enter fully into Dzogchen. With this appreciation arose an understanding that clarified how the Santi Maha Sangha training works to further our realization if we really apply its unique and special methods precisely as laid out. These methods introduced in the base when applied quickly introduce us to many experiences to enhance our understanding. Like pieces of a complex puzzle that seamlessly fit together, the emerging picture becomes clearer the more one engages.

Most importantly I found myself deeply grateful for finding such a marvelous Master like Chögyal Namkhai Norbu who imparts the Dzogchen view, meditation and conduct as a guide for such an extraordinary and uncommon path in this very life. The Precious Vase provides a rare and unique opportunity to enter the gateway of Dzogchen in an authentic lineage under the perfect guidance of a supreme master whose depth of knowledge and kindness is as deep as the ocean and vast as the sky.

Now, I am old in years but feeling young in my understanding. It’s never too late to discover anew presence in the vast continuum of one’s mind stream. All the more so as one enters one’s senior years. To start at the beginning again with fresh eyes with a more mature view of Dzogchen proved an inspiration to continue on the path. I encourage everyone to try it. The road may be long with many starts and bumps but it’s enduring once we begin. We mustn’t lose heart for we are indeed very very fortunate to have met these Teachings and such a master as ours whose deep learning and accomplishment is unrivaled among his peers.

The key here is to arrive at certainty free from doubt without arrogance but with a natural confidence in the Teacher and the Teachings, which comes from having concrete experiences and deep understanding. In itself, the base of Santi Maha Sangha found in The Precious Vase is an extraordinary introduction to Ati now and especially for the future.

We live in an increasingly tumultuous age some call the Kali Yuga. None of us knows what conditions will prevail for such Teachings to survive in the future or moral degradations afflicting human societies. But one thing I am certain is that the Santi Maha Sangha training is a safeguard against corruptions within the transmission of Dzogchen brought forth from the loving kindness of it’s author, a true embodiment of these Teachings and all the previous Vidyadharas. To safeguard this legacy, I say to older practitioners, …Come back, there’s still time! For younger, I say…. Don’t wait, it’s a long road! It’s up to us, no one else.

 

Jacqueline Gens
Tsegyalgar East
August 2015

 

Jacqueline Gens first studied in the Masters of Buddhism program at Naropa University and attended Chögyam Trungpa’s last seminary before his death in 1986. She met Chögyal Namkhai Norbu in 1991 through Tsultrim Allione. She has been a continuous member of Tsegyalgar East since she first took her Santi Maha Sangha Base Level Exam with Rinpoche in 1994 and hopes to continue to further levels.