Трое врат для вхождения в Знание ~

Выдержка из Учения Чогьяла Намкая Норбу 30 декабря 2017, Дзамлинг Гар

Здравствуйте все и повсюду. Сегодня утром я объяснял, что такое тун-монг (thunmong) и тун-мин (thunmin) и почему важно понимать это. Так же в соответствии с тун-монг и тун-мин важно понимать, что такое ум и природа ума. Что такое ум? Ум легко понять. Сначала, даже, если мы ничего особенного не делаем через какое-то время появляются мысли. Не обязательно появляются какие-то конкретные идеи. Почему мысли всегда возникают? Вы видите, что в Сутре о нашем состоянии говорится, что наша истинная природа есть пустота. Мы можем по-настоящему это понять, когда мы наблюдаем. Например, когда возникают мысли, мы ищем откуда возникают мысли, где они пребывают и куда они исчезают. Это называется чунг не дро сум (chung ne dro sum, byung gnasgro gsum). Когда мы это наблюдаем, мы ничего не обнаруживаем.

Многие учителя, когда проводят, так называемое ознакомление с умом, дают следующие наставления, они говорят: «наблюдайте свои мысли», потому что мысли довольно конкретны. Обычно мы действительно верим в это. Но когда мы стараемся делать эту практику – всё это исчезает – мы ничего не можем найти. Точно также, когда мы наблюдаем, где пребывают мысли, мы всё также обнаруживаем лишь пустоту. Таким образом, мы можем обнаружить, что природа, всего основа – это пустота.

Но даже, если мысли исчезают – это не значит, что их больше нет. Что мы остаёмся исключительно в состоянии пустоты, это не так. Немедленно возникает следующая мысль. Например, вы думаете, я хочу исследовать, откуда возникает мысль и где она пребывает, но ничего не могу найти. Но это ещё одна мысль. Таким образом, наши мысли и пустота всегда чередуются. Таково наше истинное состояние. Если мы объясняем, что такое ум и как он работает, мы можем провести ознакомление таким образом. Хотя мысли исчезают, возможно мы могли бы остаться в состоянии одной лишь пустоты, но это не так.

И такое непрерывное продолжение в учении Тантры называется джью (gyü). Тантра означает непрерывное продолжение. Что продолжается? Продолжают возникать мысли, возникают моменты пустоты, но потом мысли вновь возникают, такое продолжение называется тантрой. Вы знаете, в Ваджараяне, всё что называется тантрой, считается очень важным. Потому что это своего рода ознакомление с истинным состоянием ума. Итак, если на протяжении многих дней мы проводим такое исследование ума, мы по-прежнему ничего не обнаруживаем. И в Учении Дзогчен мы можем найти следующие указания: не найти ничего – это лучшая находка. Потому что таким образом мы видим свою истинную природу, пустоту. Поэтому очень важно понимать, что мы не только остаёмся в пустоте.

Иногда люди уделяют очень большое внимание изучению учения Сутры. Они сосредотачиваются полностью на шуньяте (shunyata), пустоте. Получив какой-то опыт пустоты, вы думаете, что ваша практика теперь работает, что ваше знание является полным. Но это не соответствует нашему истинному состоянию. На относительном уровне вы должны понимать, что есть пустота и есть движение. В системе Сутры, когда практикующие стараются делать практику шинэ (shine)практику состояния покоя, когда они оказываются в состоянии покоя и без мыслей, они счастливы. Когда они говорят, что они занимаются медитацией, выполняют созерцание, они остаются в однонаправленном сосредоточении. Вы можете посмотреть на практиков Сутры. Есть такие практики Сутры, которые могут оставаться в таком положении многие часы. Иногда, если вы не применяете какое-либо движение – вы можете заснуть. Поэтому есть практикующие, которые ходят рядом и смотрят, они бьют этого человека палкой, чтобы он не заснул. И тогда тот вновь возвращается к однонаправленному сосредоточению. Потому что они боятся иметь дело с движением или функциями чувств. Они не смотрят по сторонам, потому что боятся утратить своё состояние шуньяты. Точно также, что касается слуха, обоняния или других органов чувств, они остаются в однонаправленном сосредоточении, состоянии шуньяты.

В Учении Дзогчен мы не упражняемся таким образом. Даже если с самого начала, мы не получаем учения высокого уровня, которые объясняют как работать с этим вещами.  В учениях, связанных с тун-монг, в обычных учениях, мы уже можем понять, что такое движение и что такое пустота, и как они чередуются. Мы не думаем об этом, но обнаруживаем истинную природу этого.

Есть, например, небольшая история, история моего отца. Мой отец с группой других пожилых людей пошли посетить очень важного учителя традиции кагьюпа, Трунграма Гьялтрула Ринпоче (drung ram rgyal sprul rin po che), он жил на горе в личном ретрите. Они пришли к нему и попросили его дать им ознакомление с природой ума. Он сказал: «Хорошо, я дам вам учение». И он вполне практическим образом объяснил, что им нужно делать. Он сказал: «Расслабьтесь и наблюдайте как возникают мысли, посмотрите, откуда они приходят, где находятся и где заканчиваются. И тогда вы сможете обнаружить природу мыслей». Они делали эту практику первый день, на второй день учитель попросил повторить её.

Он не просил их читать какие-либо мантры или делать визуализации. Потому что они просили его ознакомить с природой ума, они не просили его дать какие-то обычные учения. И каждый день, он спрашивал их: «Что вы нашли?» И все они говорили: «Мы ничего не нашли». Даже если они один раз обнаружили, что ни ничего не могут найти, этого было недостаточно. Поэтому они повторяли эту практику снова и снова.

И вот однажды один из этих пожилых людей сказал: «Учитель, я что-то нашёл». Учитель сказал: «Отлично, что ты нашёл?». И он сказал, что когда я расслабляюсь появляются своего рода вспышки, своего рода что-то красное. «Это повторялось много раз» – сказал он. Учитель ему сказал: «Ну, лучше ты не смотри на этот красный свет». И тогда другим ученикам он сказал: «Вы не нашли ничего и это лучшая находка. Потому что если даже вы всю свою жизнь будете искать откуда приходит мысль, и где она пребывает вы ничего не найдёте, потому что её природа есть пустота». И он выполнил своего рода ознакомление, чтоб они смогли понять истинный смысл. Тому человеку, который сказал, что он что-то нашёл, учитель сказал: «Тебе лучше заняться практиками очищения». И обучил его мантре Ваджарасаттвы и визуализации. Мой отец рассказал мне об этом, когда они ходили получать учение, они получили это учение таким образом.

В традиции кагьюпа и нигмапа считает очень важное так называемое сем нго трёд (sem ngo tred), ознакомление с умом и природой ума. В учении Дзогчен мы идём ещё дальше – мы говорим о прямом ознакомлении. Прямое ознакомление означает, что у нас есть наше состояние – недвойственность кадаг(kadag) и лхундруб (lhun grub). И это очень похоже на то,  когда мы говорим об уме и природе ума. Лхундруб – это всевозможные качества. Есть различные качества – мы можем видеть, можем слышать можем вступать в контакт с объектами и обнаруживать их. Но их истинная природа есть пустота, а  пустоту мы не можем не увидеть, ни услышать. На обыденном уровне нашего ума между этими двумя вещами есть противоречие. Поэтому мы не можем это понять.

Но в учении Дзогчен мы говорим, что состояние Дзогчен – это  недвойственность кадаг и лхундруб. Мы говорим о недвойственности существующего и несуществующего. В нашем уме мы не можем это представить. Но здесь мы обнаруживаем это выходя за пределы умопостроений, за пределы времени и пространства. Поэтому в учении Дзогчен, когда мы учимся Дзогчену у нас есть прямое ознакомление. Учитель объясняет ученикам, как мы можем получить такое переживание. Благодаря переживаниям мы можем обрести соответствующий опыт, обнаружить эту потенциальность.

Сколько переживаний в нашей жизни?  Бесконечное множество, всё что мы испытываем в жизни это переживание, опыт. Например, если вы едите какой фрукт или что-то сладкое, вы чувствуете сладость. Если вы едите лимон вы не чувствуете сладкий вкус, вы чувствуете другой вкус. Точно также, когда мы что-то видим или слышим, есть множество вещей которые нам нравятся и множество вещей, которые нам не нравятся. Всё это двойственное видение.

Поэтому в учении с самого начала, с того момента, как мы начинаем ему следовать, очень важно понимать три аспекта, три аспекта бытия. Каковы эти три – это тело речь и ум. В учении это по-тибетски это называется го сумм (go sum ). Что такое «го»?  «Го» – это   врата или дверь. Итак, это трое врат или дверь, чтобы куда-то войти. Для того, чтобы войти в знание, в знание в мудрость при помощи Драгоценного Учения мы должны войти в одно из трёх врат. Если мы пребываем в самсаре подобно темнице, нам нужно освободиться от неё. Для этого мы также должны выйти через врата. Мы прекрасно знаем, если, например,  мы хотим посетить какой-то музей, мы должны войти через ворота и купить билет, иначе мы не попадём внутрь. Если у нас есть разрешение на вход – мы можем войти в дверь. Точно также, чтобы выйти и освободиться от проблем и тяжёлого страдания – нам нужны какие-то врата.

Первое из врат – это наше физическое тело. Второе – это наша энергия. Когда мы говорим о трёх аспектах бытия, мы говорим в частности об энергии.  В учении оно называется речью или голосом. Почему оно так называется? Потому что как объясняется в учении Дзогчен и учении Ану-йоги, всё проявляется из пустоты посредством звука, посредством речи. Например, в Янтра-йоге для того, чтобы скоординировать свою энергию, мы должны скоординировать своё дыхание. Поэтому мы говорим, речь. Речь  – это более ясное понятие, чем энергия. И третий аспект  –  это наш ум. Наш ум думает и оценивает. Эти три аспекта называются тремя вратами

Прямое ознакомление

Всё в нашей жизни является переживанием. В целом мы можем сказать, что существуют три разновидности переживаний – переживаний, видений, ощущений, связанных с телом речью и умом. Когда вы получаете учения, например посвящения Ваджараяны, вы можете увидеть, что всё, что там происходит, связано с одним из этих трёх аспектов. При их помощи выполняется ознакомление. В учении Дзогчен самое главное что мы должны сделать, учитель и ученик, это прямое ознакомление. Это нечто более прямое, непосредственное, чем просто природа ума. Если мы зададимся вопросом, как мы можем испытать переживание ощущения, или переживания ясности, или переживания пустоты  – это три вида переживаний связанных с тремя вратами. Мы учимся этому у учителя, учитель даёт нам наставления. И когда мы научились этому мы должны уметь это применять, а не просто интеллектуальным способом пытаться преодолеть свои проблемы. Таким образом, мы можем пережить специфические виды переживаний,выполняя прямое ознакомление, знакомясь с недвойственностью состояний кадаг и лхундруб.

Когда мы остаёмся на уровне тун-монг, мы не можем всегда выполнять прямое ознакомление. Есть множество способов, методов выполнить прямое ознакомление. Это не зависит лишь от метода. Прежде всего важен учитель. Учитель, который выполняет ознакомление должен на сто процентов, несомненно, обладать знанием. Такой учитель может опираться на любые методы, связанные с переживаниями и выполнять ознакомление. Прямое ознакомление, не означает, что учитель просто читает какой-то важный тест и говорит: «О, это книга Гараба Дордже или Ши Симхи» и выполняет прямое ознакомление. Нет, мы должны конкретным образом осуществлять прямое ознакомление, если есть такая возможность.

По крайней мере, обычным образом мы можем изучить гуру-йогу Ати. Мы говорим, что делаем визуализацию, говорим об этом очень ясно. У нас в уме есть присутствие того, что мы визуализируем. Затем мы расслабляемся, и у нас нет больше мыслей, хороших или плохих. В этот момент мы пребываем за пределами времени и пространства. И это уже простой способ выполнить прямое ознакомление. Но большинство людей не может этого понять, потому что учитель не объясняет всё как это делается в низших тантрах. Почему учитель этого не делает – он не может это сделать, он должен уважать передачу.

Например, иногда прямая передача не подозревает какую-то конкретную технику, иногда  учитель может сам что-то придумать. Если у учителя есть совершенное знание, у него всегда есть возможность выполнить прямое ознакомление. Конечно, недостаточно, что б это делал учитель, ученик должен быть способен понять. И тогда, если на формальном уровне у нас есть это Учение, мы можем сделать гуру-йогу Ати.

Таким образом, мы можем понять, что такое ум и что такое природа ума. Для нас природа ума это лишь какая-то умозрительная концепция. Почему? Потому что мы знаем, что у нас есть ум и мы полагаем, что если есть ум, то должна быть и природа ума. Если мы практикуем таким образом, мы можем понять что-то достаточно конкретное. В учении Дзогчен прямое ознакомление очень важно. Даже если мы выполняем его очень общим способом, как например, при помощи гуру-йогу Ати.

Транскрипция – Анна Роуз.
Редакция – Лиз Грэнжер, с помощью Адриано Клементе
Перевод на русский – Елена Чирковская, с драгоценной помощью Кирилла Шилова.

Эта выдержка из учения Чогьяла Намкая Норбу, данному на протяжении ретрита по Гуру-йоге Ати  с 28-го декабря 2017 г. по 1-ое января 2018 г. в Дзамлинг Гаре, Тенерифе, Испания. Это часть второй сессии 30-го декабря.

The Three Doors for Entering Knowledge

An excerpt from Chögyal Namkhai Norbu’s teaching, December 30, 2017, Dzamling Gar.

Good day for everybody and everywhere. This morning I explained about thunmong and thunmin, which is something very important to understand. When we refer to thun-mong and thun-min in general what we understand in an intellectual way is mind and nature of mind. What is mind? Mind is very easy to understand. Even though we are not thinking about anything in particular after a little while thought arises. This is not only a kind of idea; it is something concrete. Why do thoughts continually arise? The teachings such as sutra explain that our real nature is emptiness and we can really understand this if we observe. For instance, when thoughts arise, where do they come from, where are they, and where do they go? This is called chung ne dro sum (byung gnas ‘gro gsum). If we observe, we cannot find anything.

When some teachers talk about introducing the mind, they say to observe thoughts as if they were something concrete. And in general we also believe that they are. So where do they come from? When we try to do this practice thought disappears and we cannot find anything. We try to find where thought is, where it goes and what we always find is emptiness. Through this principle we can understand that our nature, our base, is emptiness.

But even though a thought has disappeared, it doesn’t mean that now we have no thoughts and we are only in emptiness because immediately another thought appears. Just thinking that we will search where thought comes from and where it goes is another thought. This continual alternation of thought and emptiness is our real condition. When we explain what mind is and how it works we can understand it in this way. So even though thoughts have disappeared, we do not remain only in emptiness.

In Tantrism this continuation is called gyü, tantra, which means continuing without interruption. What continues? Thoughts arise, then disappear, and again arise, and this alternation, this continuation is called tantra. In Vajrayana tantra is considered important because it is a kind of introduction to the condition of our mind. So when we search [for our thoughts] for many days without finding anything there is an explanation in the Dzogchen Teaching. When we do not find anything it shows how our real nature is emptiness yet it is important to understand that we are not only being in emptiness.

Some people study Sutra teaching and concentrate a lot on shunyata, emptiness. When they have some experience of it they are happy and consider that their practice is working and becoming concrete. But it doesn’t correspond to our real condition in which relatively we must understand that there is emptiness and there is also movement. In Sutra teaching when they do practice like shine, the calm state, remaining in a one-pointed way in emptiness without thoughts, some practitioners feel happy. Some Sutra practitioners meditate that way for hours and hours. Then because they do not work with movement sometimes they fall asleep and then there are other practitioners who go around and hit them with sticks. Then once again they are in a one-pointed way in emptiness because they are afraid that if they work with visions or the function of the senses, seeing or hearing or feeling something, they may lose their shunyata, their one-pointedness on emptiness.

In Dzogchen we cannot learn that way even though we may not immediately receive more advanced teaching about how to work with these things. In the thunmong teaching,which I explained in general way, we can understand that movement and emptiness alternate. That means that we do not just think about it but we discover its real nature.

There is a story about my father. My father and a group of elderly people went to visit a very famous Kagyupa teacher called Trungram Gyaltrul Rinpoche (drung ram rgyal sprul rin po che) who was living on a mountain in personal retreat. They went there and asked him for an introduction to the nature of mind.Trungram Gyaltrul Rinpoche agreed to give them teaching and told them how they should practice. He told them to relax and when a thought arises to observe where it is coming from, where it is and where it goes so that they could discover how thoughts are. They did this practice for a day, then on the second day teacher told them to repeat it again and this went on for a few days.

He did not teach them how to chant mantras or do visualization because they had asked for an introduction to mind, to the nature of mind, not learning some practices in an ordinary way. Every day he would ask them what they had found and they would all say that they couldn’t find anything. But even though they couldn’t find anything it was not sufficient and so they did this practice again and again.

Then one day one of them said that he had discovered something. The teacher said that this was very good and asked him what he had discovered. He said that when he was relaxing and thought arose sometimes he would see a kind of red flash that would repeat. Then the teacher told him that it was better not to look too much at this red color. To the other people he finally said that the best thing they could find is nothing. That even if they did this practice their whole lives they would not find anything because the nature [of the mind] is empty. Then he did a kind of introduction so that they could understand the real sense and he advised that person who said that he had found something to do a purification practice such as the Vajrasattva mantra and visualization. This is the story my father told me about when they went to receive teaching.

This is an example of what is called sem ngo tred which is very important in the Kagyupa and Nyingmapa traditions. Sem ngo tred means introducing the mind and the nature of mind. In Dzogchen it is called direct introduction. Direct introduction means that our real condition is the non-duality of kadag and lhundrub, which is very similar to what we call mind and nature of mind. Lhundrub refers to all the qualities of our senses so that we can see, we can hear, we can have contact with our senses and discover. But its real nature is emptiness, which we cannot see, we cannot hear. For our everyday level of mind it is a complete contradiction and that is why we cannot understand it.

In the introduction to Dzogchen, the non-duality of kadag and lhundrub is considered to be the state of Dzogchen. But how we can have the idea that existence and non-existence are non-dual? Our mind cannot accept it. But this is to discover that it is beyond mental concepts and concepts of time and space. In the Dzogchen Teaching this is called direct introduction.The teacher explains to the students how they can have that kind of experience and through experience they can discover that potentiality.

We have infinite experiences in our lives. Everything is related to experience. For instance if we eat a little sugar we have a sweet taste. If we eat a lemon we don’t have that sweet taste but another one. In the same way when we see, when we hear, there are many things that we like and don’t like. All of this is dualistic vision.

Experience is also indispensable when we follow teaching in order to understand the three existences or three gates. What are these three existences? They are body, speech, mind, which, in the teaching, are called go sum in Tibetan. What does go mean? It means gate or door, so go sum are the three doors for entering knowledge, such as the knowledge of wisdom and so on. We need to enter the precious teachings through the one of them if we wish to be free from the prison of samsara. If, for example, we want to visit a museum we have to buy a ticket and go to the door otherwise we cannot get inside.When we have permission to enter then we go through the door. In the same way the gates are also essential to free oneself from heavy problems and suffering.

The first gate is our physical body. The second is our energy, which is called “voice” or “speech” because in Dzogchen and Anuyoga everything manifests from emptiness through sound and voice. Just like in yantra yoga, if we need to coordinate our prana energy, we work with our breathing and for that reason it is also called voice, which corresponds to our energy. The third gate is our mind that judges and thinks.

Direct Introduction

Everything in our life is experience and basically we consider that there are three kinds of experiences related to body and speech and mind. When we receive, for instance, teaching such as Vajrayana initiations,we can observe that they are all related to one of the experiences that introduce us and make us understand. In particular in Dzogchen Teaching the most essential point is that the teacher should give direct introduction to the students. It is more direct than only introducing the nature of mind. How can we have the experience of sensation, experience of clarity, experience of emptiness related to the three gates? We learn from the teacher’s instructions and apply what we have learned, not only in an intellectual way, in order to understand and overcome problems, and have specific experiences of direct introduction to the non-dual state of kadag and lhundrub.

When we work with thun-mong in an ordinary way we cannot always do direct introduction. However, there are many different kinds of methods of doing direct introduction and it does not really depend on which method is used but rather and most importantly on the teacher who is giving the introduction. When the teacher totally has this knowledge he can use any kind of method related to experience to give the introduction. Direct introduction does not mean that the teacher reads a text by a famous master and urges the students to read it. Introduction does not work that way. It is only possible to give direct introduction by working concretely.

In an ordinary way we can learn to do Ati Guruyoga. We do a very clear visualization and when it is present in our mind we finally relax without any thoughts of good and bad. In that moment we are beyond time and space. This is a very simple way of doing direct introduction although most people cannot understand that because the teacher does not explain everything like with the inner tantras. The teacher does not explain because he should respect the transmission.

Direct introduction is not related to a technique or system. The teacher can also create it because he has perfect knowledge and always has a possibility to give introduction. Students should understand this. Then when we are teaching formally it is sufficient simply to do Ati Guruyoga.

This is to make us understand a little mind and the nature of mind. For us the nature of mind is only a concept of the mind because we know that when there is mind then there must also be the nature of mind. In that way we can understand a little more concretely.In the Dzogchen Teaching direct introduction is very important even when it is done in a more general way in Ati Guruyoga.

Transcribed by Anna Rose
Editing by L. Granger with assistance from Adriano Clemente
This excerpt is from Chögyal Namkhai’s teachings given during the Atiyoga Retreat at Dzamling Gar in Tenerife, December 28, 2017 to January 1, 2018. This section is from the afternoon teaching on December 30.

 

Download PDF