Обучающий курс по тибетскому массажу кунье с доктором Пунцог Вангмо

Дзамлинг Гар, Плайя Параисо, Тенерифе, Канарские острова, Испания

19–21 января 2018 г.

Карл М. Степат, доктор философии

Доктор Пунцог Вангмо является международным директором Школы тибетской медицины, а Чогьял Намкай Норбу — основателем этой школы. Школа тибетской медицины Института Шанг Шунг — это первая школа тибетской медицины, основанная на Западе, где обучение проходит в течение 4 лет. Традиция тибетской медицины объединяет высшие аспекты естественных наук и духовности в превосходную систему поддержания здоровья и целительства. Она представляет собой древнюю форму естественного врачевания, возникшую среди тибетского народа. «Согласно тибетской науке врачевания, каждый вид лечения содержит четыре основных элемента: диету, поведение, лекарственное лечение и разные виды внешней терапии» (Чогьял Намкай Норбу [ЧНН], «Практика тибетского массажа кунье», 2003, с. 7 (англ. изд.)).

Доктор Пунцог в начале этого года находится в Дзамлинг Гаре, где она ведёт курсы по тибетским способам терапии, а недавно она провела курс по массажу кунье. «Кунье представляет собой чудесный вид массажа и чудесную терапию… Массаж был известен и распространён в традиционной медицине с самых ранних времен» (ЧНН, 2003, с. 7).

Доктор Пунцог обратила особое внимание на то, что массаж кунье легко могут практиковать как мужчины, так и женщины, если они поняли принцип его методов и пользу его применения, то есть для того, чтобы практиковать этот вид массажа, нет необходимости быть искусным йогином или врачом. «Ку означает «наносить крем или мазь для массажа», а нье переводится как массаж». Есть ещё другие виды терапии, связанные с кунье, такие как «надавливание пальцами» наподобие японского шиацу, «поглаживание», «наложение компрессов», таких как тёплые и холодные камни» (ЧНН, 2003, с. 8).

Недавний курс в январе, прошедший в Дзамлинг Гаре, был посвящен устным наставлениям и практическому применению техник массирования ног, рук и головы, когда клиент сидит на стуле. Также разбирались многие темы тибетской медицины. Курс состоял из утренних лекций, каждая по три часа, а после обеда были 2,5-часовые практические занятия, где одни обучающиеся тренировались на других. В завершение участникам выдавался сертификат об окончании курса.

Большинство людей очень любят хороший массаж, а получаемые ощущения снижают мышечную боль и стресс, снимают чувство усталости. Обычно это очень хорошие ощущения, и кроме того, массаж может оказывать лечебное действие, подпитывая нас [энергией]. Поскольку массаж — один из старейших и базовых способов врачевания в истории, он также удивителен тем, что не требует специального оборудования и техники. Всё что нужно — это изучить и применять своё интуитивное знание наряду с изученными техниками массажа, что даёт нам возможность использовать наши личные способности для помощи другим. Несмотря на то, что массаж столь естественен и прост, он очень полезен во многих жизненных ситуациях, таких как напряжения и стресс, и он помогает людям чувствовать себя более расслабленными и счастливыми, создавая чувство благополучия.

На этих занятиях с доктором Пунцог мы изучили внешние виды терапии, связанные с массажем кунье, и особое внимание уделялось трём частям тела — ступням, ладоням и голове. В отношении этих трёх частей тела мы изучили некоторые понятия из тибетской медицины, связанные с [их] физической функцией и различными органами чувств. К их числу относятся наши ощущения, состояния ума, разные виды конституции тела, пищеварение, внутренние органы, энергии, причины заболеваний, а также различные способы классификации физиологических, ментальных и поведенческих наблюдений.

«Тибетская медицина говорит о трёх жизненных началах, или энергиях, которые возникают из различных сочетаний элементов и формируют основу функционирования человеческого тела. Сочетание воздуха и пространства даёт энергию ветра, огня и воды — энергию желчи, а воды и земли — [энергию слизи]. Когда они в равновесии и в должном соотношении друг с другом, то наше состояние здоровья совершенно. Если они неуравновешены, находятся в избытке или в недостатке, либо ненормально взаимодействуют друг с другом, то мы испытываем расстройства жизненных начал и заболеваем» (ЧНН, Фабио Андрико, «Тибетская йога движения», 2013, с. xv [англ. изд.]). Массаж кунье помогает людям всех возрастов восстановить этот баланс, решить проблемы сухости и/или грубости кожи, запоров, а также нарушения энергии лунг (т. е. ветра) и трудности с засыпанием.

Этот вид массажа кунье помогает нам воссоздать состояние равновесия, тем самым поддерживая наше здоровье, и может быть очень важной практикой, способствующей гармоничной, здоровой и счастливой жизни. Он уравновешивает тело, энергию и ум, когда мы стараемся вести здоровый образ жизни и развивать новые привычки, полезные для самосовершенствования. Регулярный массаж (даже если делать его самому себе, массируя, например, стопы) может помочь нам уравновесить и прояснить эмоции и освежить жизнь. Польза регулярного массажа была научно доказана: массаж снимает стресс и устраняет физический, умственный и эмоциональный дисбаланс. Этот вид массажа способствует нашему ощущению благополучия. Кроме того, восстановительная практика массажа кунье улучшает здоровье, положительно воздействия на сердечно-сосудистую и иммунную системы и на всё тело в целом.

Ссылки на источники:

Chögyal Namkhai Norbu, 2003, The Practice of Tibetan Kunye Massage, Shang Shung Edizioni, Arcidosso GR, Italy (ЧНН, «Практика тибетского массажа кунье», изд. Шанг Шунг)

Chögyal Namkhai Norbu, and Fabio Andrico, 2013, Tibetan Yoga of Movement, The Art and Practice of Yantra Yoga, North Atlantic Books, Berkeley, CA, and Shang Shung Publications, Arcidosso (GR), Italy (Чогьял Намкай Норбу, Фабио Андрико, «Тибетская йога движения», изд. Шанг Щунг — Уддияна)

Tibetan Kunye Massage Training with Dr. Phuntsog Wangmo

Dzamling Gar, Playa Paraiso, Tenerife, Canary Islands, Spain
January 19-21, 2018

by Carl M. Stepath, PhDDr_Phuntsog_teaching

 

Dr. Phuntsog Wangmo is the international Director of the School of Tibetan Medicine and Chögyal Namkhai Norbu is its’ founder. The Shang Shung Institute School of Tibetan Medicine is the first Tibetan Medicine school established in the West, and it offers a four-year curriculum. The tradition of Tibetan medicine integrates the highest aspects of the culture’s science and spirituality into an excellent system of health and healing. It is an ancient form of natural medicine indigenous to the Tibetan people. “According to Tibetan medical science, each kind of cure comprises four fundamental elements: diet, behavior, medicines, and diverse kinds of external therapies.” (Chögyal Namkhai Norbu, [ChNN], The Practice of Tibetan Kunye Massage, 2003, p. 7)

Dr. Phuntsog is visiting Dzamling Gar for the beginning of this year, and giving courses in Tibetan forms of healing, and recently she presented a course in Kunye Massage. “Kunye represents a marvelous massage and a marvelous therapy…Massage has been known and widespread in traditional medicine since the most ancient times.” (ChNN, 2003, p. 7).

An important point stressed by Dr. Phuntsog was that Kunye massage can be easily practiced by any man or woman who has learned to understand it methods as well as benefits, and consequently – it is not necessary to be a highly trained yogi or doctor to practice this type of massage. “Ku means ‘applying creams and unguents for massage’, nye indicates the actual massage itself. There are also other methods of the therapies related to Kunye, such as ‘pressing with the fingers’ like in Japanese Shiatsu, ‘stroking’, ‘tapping’ and ‘applying compresses’ such as a warm or coldstone.” (ChNN, 2003, p.8).

The recent January course at Dzamling Gar covered oral instructions and practical application of massage to the feet, hands, and head while the client was seated in a chair, and many theories of Tibetan Medicine were also presented. The course was structured with 3 hours of lecture in the morning, and then 2.5 hours of practical application of massaging other students in the afternoon; and a certificate of completion was awarded to the participants at the conclusion of the course.

A good massage is enjoyed by most people, and the feelings we can get are that of reducing muscle pain and stress, while many times it also restores us from feeling fatigued. It usually gives us quite a good feeling, and the message can also be therapeutic as it nurtures us. Since massage is one of the oldest and most basic ways of healing in history, it is also amazing that no equipment or technology is required. All we all need is learn to apply some intuitive knowledge along with some learned techniques, and then we can use our own individual capacities to help others. Even though massage is natural and very simple, it is very useful in addressing many human situations such as tension and stress, and helping people to feel more relaxed and happy with a sense of well-being as well.

In these classes with Dr. Phunsog, we learned about the external therapy of Kunye massage, and the three parts of the body focused on were the feet, the hands and the head. In regards to these three parts of the body, we learned some of Tibetan medicine’s approach to bodily function and the different senses. These include our feelings, mental conditions, body types, digestion, internal organs, energies, causes of disease, as well as techniques to differentiate types of physical, mental, and behavioral observation.

“Tibetan medicine identifies three humors, or energies, that arise from various combinations of the elements and form the basis for the functioning of the human body. Air and space combine for form wind energy, fire and water bile energy, and water and earth…When they are in balance and in proper relationship to each other, we have a perfect state of health. If they are imbalanced, in excess or deficit, or abnormal in their interaction with each other, we experience disorders and diseases.” (ChNN & F. Andrico, Tibetan Yoga of Movement, 2013, p.xv) Kanye massage can help to restore this balance for people of all ages, and includes benefit to those with a dry and/or rough skin problems, those with constipation disorders, as well as those with ‘lung’ (wind) energy and insomnia issues.

This Kunye type of massage can bring us to a state of balance promoting a healthy situation, and can be is a very important practice for living a harmonious, healthy and happy life. It brings into balance body, energy and mind, as we work to optimize our own health and develop new healthy habits for our self-improvement. A regular massage (even self-application to ourselves to bodily areas such as the feet) can help to stabilize and clarify emotions and freshen life. The benefits of continued massage have been scientifically established, and can reduce stress as well as relieve physical, mental and emotional imbalances. This type of massage can improve our feeling of well-being, as well as improving the health as our cardiovascular and immune systems, as our body responds to this restorative practice of Kunye massage.

 

References:

Chögyal Namkhai Norbu, 2003, The Practice of Tibetan Kunye Massage, Shang Shung Edizioni, Acridosso GR, Italy

Chögyal Namkhai Norbu, and Fabio Andrico, 2013, Tibetan Yoga of Movement, The Art and Practice of Yantra Yoga, North Atlantic Books, Berkeley, CA, and Shang Shung Publications, Arcidosso (GR), Italy