Тибетская медицина

Слова Чогьяла Намкая Норбу и менпа Пунцог Вангмо,
Лосар 2018 года, Дзамлинг Гар

Чогьял Намкай Норбу

Фото: Даниял Ибрагимов, 2018 год.

Я хочу сказать несколько слов о тибетской медицине, потому что ей интересуются не только люди из Дзогчен-Общины. Тибетская медицина важна не только для нас, но и для всего мира. Например, вы знаете, что сегодня Тибет является частью Китая, а тибетцы представляют собой национальное меньшинство. В тибетской культуре есть два аспекта, представляющих большую важность для всего мира. На относительном уровне это тибетская медицина. Тибетская медицина очень важна, потому что она берёт своё начало в Шанг-Шунге, древнем тибетском царстве. Там её веками интегрировали и развивали на основе медицинских знаний, пришедших из Индии, Китая и других стран. Таким образом тибетская медицина приобрела большую значимость для всех людей. Мы должны понять это и не должны утратить возможность существования в этом мире знаний тибетской медицины.

Например, какие две самые главные вещи в жизни человека? На относительном уровне очень важно иметь хорошее здоровье, чтобы всё шло хорошо. В окончательном смысле, что нам нужно и что наиболее важно, так это духовный путь, духовное знание. Вот почему повсюду в Тибете все люди изучают Сутру, Тантру и Дзогчен. Все эти источники пришли из Тибета.

Например, в Тибете есть Кангьюр, собрание всех слов Будды в более чем 108 томах. Есть также Тенгьюр, в котором содержится древнее знание о духовном пути и тибетской медицине, переведённое с санскрита на тибетский. Тенгьюр состоит из более чем двухсот томов. Ни один народ в мире больше не обладает таким богатством знаний духовного пути и медицины. Это достояние всего человечества, а не только тибетцев.

По этой причине, очень важно не утратить тибетский язык. Несмотря на то, что на тибетском говорит меньшинство, Кангьюр и Тенгьюр, источники всего знания духовного пути, записаны на тибетском языке. Поэтому, применяя эти слова в Институте Шанг Шунг и Дзогчен-общине, мы также придаём важность тибетской медицине.

Вам нужно понять, что, к примеру, наша организация ASIA в Дзогчен-общине работает не только для тибетцев: мы работаем также в Монголии, Непале и многих других странах. Поэтому, как я уже сказал, очень важно, чтобы все поддерживали ASIA и т.д. Нам нужно развиваться в этом ключе. Это нечто важное, что вы должны знать и понимать.

Большое спасибо за внимание.

Менпа Пунцог Вангмо

Доктор Пунцог Вангмо

Спасибо! Первое, что я хочу сказать, — Таши Делек по случаю Лосара! Обычно мы используем выражение «таши делек» для поздравлений. Так что поздравляю вас с годом Земляной Собаки. Во-вторых, от лица своей семьи я хочу поблагодарить и пожелать долгой жизни вам, дорогой Учитель. Счастливого Лосара, Ринпоче!

Сегодня я бы хотела поговорить о тибетской медицине. Наша программа по тибетской медицине была придумана не мной и не какой-то группой людей. Это одно из направлений деятельности Ринпоче, и я хотела бы удостовериться, что вы все понимаете, кто является создателем этой программы и почему мы этим занимаемся. Я занимаюсь этим, потому что это пожелание Ринпоче, а также одно из направлений его деятельности.

Ещё я хотела, чтобы вы поняли, — а я уверена, что вы это очень хорошо понимаете, — по какой именно причине Ринпоче хотел создать программу по тибетской медицине. Тибетская медицина приносит пользу не только Тибету, тибетцам или тибетской культуре. Медицина по-тибетски называется менМен означает «польза». Ринпоче знает, что ценность тибетской медицины заключается в том, что она приносит пользу всем чувствующим существам и, по этой причине, он создал и развил эту программу, понимая, что тибетская медицина полезна не только для Тибета и тибетской культуры, но и для всех чувствующих существ.

Часто, когда я разговариваю с людьми, они реагируют, думая: «А, ты из Института Шанг Шунг» или «Ты занимаешься тибетской медициной». Такое ощущение, — хотя, возможно, это моё недопонимание — что им кажется, что между нами есть границы. Поэтому я бы хотела сказать, что сохранение тибетской медицины — это одно из занятий Ринпоче. Мы прекрасно знаем, что наш Учитель совершенно запределен любому человеческому состоянию и он занимается многими подобными вещами. Одно из его занятий — это йога, другое — учение Дзогчен, и ещё очень много других вещей, которые я не могу перечислить в силу своего небольшого знания. Но одним из таких занятий является тибетская медицина.

Все люди, работающие под руководством Ринпоче, стараются делать лучшее, на что способны. В настоящее время у нас есть две школы тибетской медицины, одна из них находится в Восточном Цегьялгаре, США. Мы открыли эту Школу тибетской медицины в 2005 году. Сегодня первые выпускники этой школы приехали сюда, стать нашими будущими докторами тибетской медицины. 19 февраля Ринпоче вручит им дипломы. Это знак того, что наша деятельность будет продолжаться. Вторая школа тибетской медицины была открыта в России. Мы начали обучение в 2013 году, а в 2017 состоялся первый выпуск студентов. У нас 35 выпускников, и в этом году в апреле мы поедем в Тибет на практику тибетской медицины.

Есть много причин, по которым мы едем в Тибет, но главная из них заключается в том, что все доктора, специалисты и профессора тибетской медицины находятся в Тибете. Мы везём студентов в Тибет, чтобы они прошли практику под их руководством, в клинике и университете, и сдали выпускной экзамен. Если студенты сдадут экзамен, то они получат дипломы, соответствующие государственному образцу, что означает, что люди, изучавшие тибетскую медицину в России или США, и те, кто обучался тибетской медицине в Тибете, будут иметь эквивалентные дипломы. Это одна из наших основных целей.

Как на Западе нам проверить, является ли какой-то тибетский доктор квалифицированным или нет? На Западе люди обладают обширными знаниями, есть много талантливых людей, но что касается тибетской культуры и тибетской медицины, то пока у них нет таких знаний. По этой причине, важно, чтобы наши студенты побывали в Тибете, предстали перед всеми этими учёными, и сдали выпускной экзамен, чтобы получить квалификацию, эквивалентную тем докторам, которые практикуют в Тибете. По этой причине, то, чему мы обучаем, книги, которые мы используем, методы обучения — всё, что мы делаем, — соответствует стандартам и способу обучения тибетской медицине, которые используются в Тибете. Попросту говоря, как я выучила тибетскую медицину тридцать лет назад, так я преподаю её своим ученикам.

Ещё я бы хотела сказать, что сейчас мы здесь в Дзамлинг Гаре и у нас есть программа по тибетской медицине, которую мы собираемся здесь осуществлять. Два года назад, а также в прошлом году, находясь в России, я получила от Ринпоче два письма. Я также показала их моим русским друзьям. Он сказал: «Дорогая Пунгмо, твой дом для тибетской медицины в Дзамлинг Гаре готов». Он спросил: «Когда ты сможешь приехать и как долго ты сможешь пробыть?» В тот раз по какой-то причине я не смогла сделать визу и поэтому не приехала. Спустя несколько месяцев я снова получила письмо от Ринпоче, в котором он говорил: «Теперь дом для тибетской медицине полностью готов для тебя». Поэтому теперь я здесь. Это значит, что Ринпоче по-настоящему заботится о тибетской медицине и о том, чтобы приносить пользу чувствующим существам. Это цель Ринпоче.

Здесь в Дзамлинг Гаре мы пока не проводим длительные курсы, потому что здесь пока еще идёт строительство, но у нас уже прошли два небольших курса. Один из них — это курс по кунье, внешнему виду терапии. Мы провели курс по первому уровню и будем продолжать. В будущем мы проведём курсы по первому, второму, третьему и четвёртому уровню и т.д. и будем продолжать этим заниматься. Во время второго курса мы изучили диету первого уровня. Мы продолжим эту серию курсов — первого, второго, третьего уровня, и т.д., — до тех пор пока человек не станет специалистом. У нас уже есть дипломы, стандарты и прочее. Я показала все программы Кхандро Розе Намкай и она их одобрила, сказав, что это очень хорошо. Это моя будущая работа, и я буду ей заниматься.

Теперь мне нужна поддержка людей из Общины. Нам не нужны идеи, как сказал Ринпоче, у нас уже есть идеи и есть путь. Сейчас нам нужно идти вперёд конкретным образом.

Работать в Институте Шанг Шунг — это привилегия, и также обязанность. Я наблюдаю за людьми, которые работают в Институте Шанг Шунг в США или России, и в конце дня они очень устают. Поработав в Институте Шанг Шунг несколько месяцев, они выглядят на 10 лет старше. По идее, если вы занимаетесь тибетской медициной, то вы должны выглядеть моложе, но нет, вскоре мы начинаем выглядеть как старые люди, потому что нам не хватает времени позаботиться о себе. Это происходит потому, что у нас не хватает людей, человеческих ресурсов для работы на этих должностях. Поэтому, пожалуйста, присоединяйтесь к нам! Относитесь к этому как к карма-йоге, благодаря которой вы накапливаете заслуги, это ваша практика. Работа или волонтёрство для Общины — это часть вашей практики.

Я хочу поблагодарить моих учеников из США и России, они очень много делают для Института Шанг Шунг. Без их помощи Школа тибетской медицины Института Шанг Шунг не могла бы функционировать. Я также хочу поблагодарить людей, которые помогают развитию тибетской медицины, а также гары, например, людей из Кунсангара, которые были очень добры и щедры по отношению к Школе тибетской медицины, и ганчи Цегьялгара, которые очень поддерживали Школу тибетской медицины. Я надеюсь, что ганчи Дзамлинг Гара, как и ганчи других гаров, поддержат осуществление нашей программы по тибетской медицине.

Сейчас наступил год Земляной Собаки. Собака в тибетской астрологии означает «большую преданность». Если вы подружились с собакой, она вас никогда не бросит. Как бы вы не менялись — разбогатели, обеднели, сошли с ума, похорошели собой, — собака всегда останется с вами. Собака чувствует, что семья, дом, в котором мы живём, вся собственность принадлежит ей. Мы — Дзогчен-община, и отдельные гары Дзогчен-общины — это наш дом, поэтому Дзамлинг Гар — это тоже наш дом. Я надеюсь, что в этот год Земляной Собаки все поймут, где наш дом и мы сделаем его реальным. Помимо прочего, это собака «земли», что означает «стабильность». Даже если у вас будет тысяча идей, вы сможете выбрать одну и следовать ей. Таким образом, этот год очень особенный.

Надеюсь, что вы уже  проводите много коллективных дел в каждом отдельно взятом гаре, также как и в Дзамлинг Гаре, но, в особенности, я надеюсь, что мы воспользуемся возможностью и, начиная с этого года, сможем сделать больше и взять на себя больше обязанностей. В тибетской образовательной системе это называется «гью». Гью означает «линия передачи»: линия передачи учебного материала, линия передачи поведения, линия передачи решимости, а также линия передачи веры. Всё, что нам нужно, так это стараться; конечно, мы не можем быть как Ринпоче или Кхандро или дети Ринпоче, но мы стараемся изучить этот путь. Вот что я хотела сказать.

Многие люди говорят, что тибетская медицина всё еще нелегальна во всём остальном мире. Не беспокойтесь. Законы устанавливаются людьми. Первые тибетцы, пришедшие в Америку и другие страны, не были гражданами этих стран. Они хотели там остаться, показали свои хорошие качества, не совершали плохого и постепенно получили гражданство. Все законы делаются людьми, поэтому если у вас есть знание, если мы обладаем точным знанием, то законы поменяются, ведь всё непостоянно. Непостоянство означает, что нечто положительное может стать отрицательным, но также что отрицательное может стать положительным, потому что нет ничего постоянного. Вначале, когда мы открыли школы в США и России, они не были официально зарегистрированы. Сейчас же обе школы соответствуют нормам законодательства,то есть они зарегистрированы и одобрены. Вначале мы изучали кунье, внешнюю терапию, которую люди называют массажем, хотя это не обычный массаж, но, проще говоря, можно назвать это тибетской разновидностью массажа. Когда мы изучали кунье в США, он не был разрешён. Сейчас же кунье получил лицензию штата Массачусетс и является легальным. Так что видите, всё взаимозависимо.

Спасибо большое! Всего доброго всем вам и долгой жизни Ринпоче.

Получить информацию о программе по тибетской медицине можно здесь:

США travis@shangshung.org
http://www.tibetanmedicineschool.org

РОССИЯ тел.: +7 (926) 589 91 48
stm@shangshung.ru
tibetanmedicineschool.ru

ИСПАНИЯ i.faccioli@shangshunginstitute.org
shangshungfoundation.org

Перевод на русский — Анастасия Ерёменко.

Tibetan Medicine

Words from Chögyal Namkhai Norbu and Menpa Phuntsog Wangmo at Dzamling Gar, Losar 2018

Chögyal Namkhai Norbu

tibetan medicine ChNN Phuntsog Wangmo

Photo by Daniyal Ibragimov, 2018

I would like to say something about Tibetan Medicine, because it is not only the people in the Dzogchen Community who are interested in the Tibetan medicine. Tibetan Medicine is something very important not only for us, but for all the world. You know that today, for example, Tibet is part of China. And Tibet is a minority. But Tibetan culture is not a minority. Tibetan culture has two things that are very important for everybody in this world. Relatively, it is Tibetan medicine. Tibetan Medicine is very important because originally it comes from Shang Shung, an ancient Tibetan kingdom. They integrated and developed it for centuries and centuries from the medicinal knowledge of India, China and many other countries. So it became really very important for everybody. We need to understand that and we must not lose the possibility to have this knowledge of Tibetan Medicine in this world.

For example, which are the two most important things in a person’s life? Relatively, it’s very important to have good health so that everything goes well. Definitively, what we need and what is more important is a spiritual path, spiritual knowledge. That’s why everywhere in Tibet all people learn Sutra, Tantra and Dzogchen. All these sources come from Tibet.

For example, in Tibet we have the Kangyur, a collection of all the words of Buddha in more than one hundred and eight volumes. There is also the Tengyur, which contains ancient knowledge of the spiritual path and Tibetan medicine translated from Sanskrit to Tibetan. Tengyur has more than two hundred volumes. There is no other nation that has such a wealth of a spiritual path and medicine in this world. This is a treasure of all human beings, not only of Tibetans.

For that reason, it is very important that we do not lose the Tibetan language. Even if the Tibetan language is spoken by a minority, the Kangyur, Tengyur, the origin of all the knowledge of this spiritual path is in the Tibetan language. For this reason, when we apply these words in the Shang Shung Institute and the Dzogchen Community, we also give importance to Tibetan medicine.

You should understand, for example, that our organization ASIA in the Dzogchen Community does not only work for Tibetans, we also work in Mongolia, Nepal and many other countries. So as I said already, it’s very important that everybody supports ASIA, etc., and we need to develop in that way. This is something important that you should know and understand.

Thank you very much for your attention.

Menpa Phuntsog Wangmo:

tibetan medicine ChNN Phuntsog WangmoThank you! The first thing I want to say is Tashi Delek for Losar. In general, we use “Tashi Delek” in Tibetan for congratulations. So, my congratulations for the year of the Earth Dog. And secondly, on behalf of my family, I want to say thank you and long life to our dear Master. Happy Losar, Rinpoche!

So today I would like to speak about Tibetan Medicine. Our Tibetan Medicine program is not something that was created by me or something that is my idea or a group of people’s idea. It is  one of  Rinpoche’s activities and I want to make sure you all understand who created this Tibetan Medicine program and why we are doing this. I am doing this because it is Rinpoche’s wish and also one of Rinpoche’s activities.

Another thing I want you to understand, and I am sure you understand it very well, is the reason Rinpoche wanted a Tibetan Medicine program. It’s not something for the benefit of Tibet only, or the Tibetans or Tibetan culture. The medicine is called men. Men means “benefit”. Rinpoche knows that Tibetan Medicine has such a value to benefit all sentient beings and, for that reason, he created and developed this program because he understands that Tibetan medicine is good not only for Tibet or Tibetan culture, but it benefits all sentient beings.

Many times when I talk with people, they react thinking: “Oh, you are Shang Shung” or “You are Tibetan Medicine”. It looks like they feel, or maybe it’s my misunderstanding, like there is a boundary between us. So, I want to say, preserving Tibetan Medicine is one of our Master’s activities. We all know that our Master is very much beyond any human condition and he has many activities of this kind. One of his activities is yoga, one of his activities is Dzogchen Teaching, and his activities include many things that I cannot count due to lack of my knowledge. But one of them is Tibetan Medicine.

All people who work under Rinpoche’s guidance try to do their best. And our Tibetan Medicine team, we do our best. So far, we have two schools of Tibetan medicine, one is in Tsegyalgar East, USA. We opened this School of Tibetan Medicine in 2005. Today the first graduated students came here to become Tibetan medicine teachers for the future. On February 19th, Rinpoche will give them diplomas. This is a sign of continuation of our activities. The second School of Tibetan Medicine was opened in Russia. We started in 2013 and the first graduation of students was in 2017. We have thirty-five graduated students and this coming year and in April we are going to Tibet for practicing Tibetan medicine.

There are several reasons that we go to Tibet, but the main reason is that all the Tibetan medicine doctors, experts, professors are in Tibet. We take our students to Tibet to practice in front of them, clinically and with some knowledge, and take the final exams. If the students pass the exam, we will get the equivalent degrees from the government city level, which means that people who studied Tibetan medicine either in Russia or in the USA and people who studied Tibetan medicine in Tibet have the same knowledge, the same equivalence. That’s one of our main goals.

How can we check in Western countries if some particular Tibetan medicine doctor is qualified or not? In Western countries people have a lot of knowledge, there are a lot of talented people, but when it comes to the Tibetan culture and Tibetan medicine they don’t have such knowledge so far. For that reason, it’s important to bring our students to Tibet, in front of all those standard scholars, to take the final exam in order to make sure that our students are equally qualified to people who practice in Tibet. For that reason, also what we teach, the books we use, methods of teaching, everything that we do is in standard with what they use in Tibet and the way they teach  Tibetan Medicine. Simply, how I learned Tibetan medicine in Tibet thirty years ago, that is the same method I use to teach my students.

Another thing is that now we are here, in Dzamling Gar, and we have the Tibetan medicine program that we are going to realize here. Two years ago and also last year I received two letters from Rinpoche when I was in Russia. Also I showed them to some of my friends in Russia. He said, “Dear Pungmo, your Tibetan medicine house in Dzamling Gar is ready”.  He asked, “When can you come and how long can you stay?” At that time I couldn’t make my visa for some reason and I couldn’t come. And a few months ago, again, I received another email from Rinpoche saying: “Now the Tibetan medicine house is completely ready for you”. So now I am here. It means that Rinpoche really cares about Tibetan Medicine and about benefiting sentient beings. That is Rinpoche’s goal.

Here, in Dzamling Gar, we do not have long-term courses so far, because here the construction is  still going on, but we have two ongoing courses now. One of them is the course on Ku Nye, which is an external therapy. We did the first level this time and will continue. In the future we will do the first, second, third, fourth level and so forth and keep doing that. During the second course we studied the diet of level one. We are also going to continue that doing level one, level two, level three, etc., until a person becomes an expert.  We already have the curriculums, standards and everything. I updated all those programs with Khandro Rosa Namkhai and she approved saying it’s very good. This is my future job and I will work on that.

Now what I need is the Community people’s support. We do not need ideas, as Rinpoche mentioned, we already have ideas, we have a path. Now we need to concretely move ahead.

Working for Shang Shung is a privilege and also a responsibility. I see the people who work for Shang Shung Institute in the USA or Russia and also here, and at the end of the day they are completely exhausted. After working for Shang Shung Institute for several months they start to look ten years older. It’s supposed to be that working for Tibetan medicine we become younger, but no, very quickly we start to look like old people because we don’t take time to take care about ourselves. That is because we have a shortage of people, human resources, working on these jobs. For that reason, please join us. Think of it as karma yoga, and you accumulate merits, it’s your practice. Working or volunteering for the Community is part of your practice.

I want to thank my students. These students are from Russia or the USA, and they do a lot for Shang Shung Institute. Without their help the School of Tibetan medicine of the Shang Shung Institute would not be able to function. And I also thank people who volunteer for the Tibetan medicine and also Gars, like, for example, people from Kunsangar, who were very kind and generous for the School of Tibetan medicine, same as also Tsegyalgar, whose gakyil were very kind and supportive for the School of the Tibetan medicine. I hope that the Gakyil of Dzamling Gar will, like other Gars, support the course of the Tibetan medicine program.

This year is the year of the Earth Dog. The dog in the Tibetan astrology means “very faithful”. Once you become friends with a dog, it will never leave you. It does not matter how you change, whether you become rich or poor, crazy or beautiful, the dog always stays with you. The dog feels that the family, the house where it lives and its property all belong to it. We are the Dzogchen Community and the individual Gars of the Dzogchen Community are our home, so Dzamling Gar is our home. I hope this year of the Earth Dog everybody understands which is our home and we make it physical. Besides, it’s an earth dog. Earth means “stable”. Even if you have a thousand ideas, you will be able to select one and follow it. So this year is very special.

I hope you are already doing a lot of group things for the individual Gars, also for Dzamling Gar, but I hope, particularly, if we take this opportunity starting from this year we will be able to do better and take on more responsibilities. In the Tibetan teaching system we call it gyuGyu means “lineage”: lineage of the teaching material, lineage of the attitude, lineage of the determination and the lineage of the faith. Everything we need is to try to, for sure we cannot be like Rinpoche or Khandro or Rinpoche’s children, but we try to learn that path. This is what I wanted to say.

Many people say that Tibetan Medicine is still not legal in the rest of the world. Don’t worry. Laws are made by humans. The first Tibetans who came to America and other countries were not  citizens either. They wanted to stay, showed their good qualities and did not do any negative things, so slowly, slowly they became citizens. All laws are made by humans, so if you have knowledge, if we have correct knowledge, the laws will change, everything is impermanent. Impermanence means that something positive can turn negative but also something negative can turn positive, because everything is impermanent. At first, when we opened the schools in the USA and Russia, they were not legally documented. Now both schools are under the governmental law meaning that they are registered and approved. At the beginning we studied Ku Nye, an external therapy that people call massage but it’s not an ordinary massage, but simply we can say that it’s a Tibetan type of massage. When we did the Ku Nye in the USA it was not approved, it was illegal. Now it has received the Massachusetts state license and it is legal. So you see, everything is interdependent.

Thank you very much! All the best wishes to all of you and long life to Rinpoche.

For information about the Tibetan Medical Programs please contact:

USA
Email: travis@shangshung.org
Website: http://www.tibetanmedicineschool.org


RUSSIA
Email: stm@shangshung.ru
Website: tibetanmedicineschool.ru
Tel:  +7(926)5899148

SPAIN
Email: i.faccioli@shangshunginstitute.org
Website: shangshungfoundation.org

 

 

 

 

 

Download PDF