Путешествие по путям древности

Они МакКинстри

Если вы отправляетесь в Китай, то перед отъездом вам нужно не забыть три вещи: 1) взять туалетную бумагу (в количестве, достаточном на время поездки); 2) установить приложение WeChat для общения в Китае; 3) приложение VPN для общения за пределами Китая. Всё остальное можно очень дёшево приобрести в самом Китае — всё что угодно, будь то подделка или оригинал. Как насчёт ненастоящей Тойоты Ландкрузер или «копии» БМВ?

За три дня до отправления из Австралии в Китай я получила по электронной почте письмо от Фабио Андрико, где он спрашивал, не хотим ли мы поехать с ним вместе в Гьяронг и Адзомгар после месячного курса по Янтра-йоге в Самтенгаре. Кто бы смог отказаться? Благодаря Шону, бегло говорящему по-китайски, мы кое-как смогли поменять билеты до Чэнду и обратно, сдвинув даты на десять дней позже.

В тот день, когда закончился месячный курс по Янтра-йоге, поздно вечером мы отправились в Чэнду. Рейс был задержан, и лишь к 3 часам ночи мы наконец-то уронили свои тела в роскошные постели гостиницы мистера Уэйна. Следующий день был потрачен на попытки найти нового водителя (так как наша программа поездки сильно поменялась), который поехал бы с нами в Восточный Тибет, и на закупку провизии в знаменитом супермаркете Carrefour.

Чэнду — огромный город с населением порядка 14 млн человек, расположенный на высоте 500 метров над уровнем моря и печально известный тем, что занимает четвёртое место в рейтинге китайских городов по уровню загрязнённости окружающей среды. У меня нет возможности это проверить, но глядя на розовато-коричневую завесу плотной мглы, висящей над нами, и чувствуя, как едкий воздух щекочет горло, в этом не возникало никаких сомнений. Когда мы двинулись в сторону запада, у нас ушло полтора часа на то, чтобы окончательно выехать из города.

Наш водитель, Сяо Ни, не говорил по-английски, поэтому мы посадили Шона вперед составить ему компанию, а мы с Фабио удобно расположились на заднем сиденье Мицубиси Паджеро, которая, к счастью, оказалась не совсем уж реликтовой. У нас был примерный план посещения мест, связанных с жизнью Учителя нашей линии преемственности, где-то семь дней на всё про всё. Наш водитель бывал лишь в одном месте из тех мест, что мы запланировали, так что для него это тоже было ещё то приключение. Нам не надо было получать дополнительные визы, поскольку формально мы не покидали территорию Китая, и мы даже не бронировали заранее гостиницы. Мы с Фабио расслаблялись на заднем сиденье, жуя фрукты и китайские финики и фоткая из окна пейзажи, а Шон играл на своей гитаре, развлекая водителя.

Дома в Гьяронге

Дороги шли под таким малым уклоном, что только глядя на высотомер я могла понять, что мы постоянно набираем высоту. Мы быстро доехали до Гьяронга, идиллического района в сельской местности с домами и фермами фантастической архитектуры. Мы ехали по трассе G137, двухполосном шоссе, и если вам не доводилось испытать на себе китайский стиль вождения, вы точно многое потеряли! Подача звукового сигнала — это способ дать другим водителям понять, что вы идёте на обгон, и зачастую обгон там делают справа или пересекая сплошную линию. Порой лучше было не смотреть на дорогу и делать вид, что смотришь в сторону. Мы просто предоставили себя своей судьбе.

Мы очень быстро двигались в сторону Маэрканга благодаря нашему водителю, который накачал себя китайским Ред-Буллом и летел, как адская летучая мышь. Мы проезжали мимо гигантских бетонных труб, которые торчали вдоль дороги, как огромные штыри. На некоторых из них были установлены железобетонные плиты, а другие ещё не были соединены. Весь Китай — как одна большая стройка! Уже построенные дороги во многих местах требовали ремонта, но это мощное расширение шоссе говорило о том, что в будущем тут будет целое море машин, из-за чего я немного помрачнела.

 Храмовые постройки у пещеры Вайрочаны

Внезапно мы свернули на бетонную дорогу, которая сильно виляла и резко вела вверх на высоту 3000 м. Водитель сказал нам, что мы прибыли к пещере Вайрочаны (по-китайски «Пилучжена»), что недалеко от каньона реки Суомо, не доезжая несколько километров до деревни Чжуокецзичжень. Со скалы к пещере можно было спуститься только по узкой извилистой крашеной красной металлической лестнице. Держась за поручень, мы на каждом шагу применяли всю свою осознанность, спускаясь по лестнице вниз, а под нами была пропасть глубиной в несколько сот метров. Храм и ретритные домики были построены всего где-то 40 лет назад, и пещера [до того времени], вероятно, была совершенно заброшена. Здесь прошлое непостижимым образом переплелось с настоящим. Я помню состояние полного изумления, в котором я тогда была и всё ещё нахожусь, и я надеюсь, что фотографии лучше опишут то, что я тогда пережила.

      

Пещера Вайрочаны                                           Остаток рукописи Вайрочаны

Мы уже начали принимать курс какого-то ужасного лекарства из трав для предотвращения горной болезни, но когда мы доехали до нашей первой гостиницы, у меня так болела голова, что я ничего не смогла съесть на ужин. Понадобилось 4 часа, чтобы Диамокс начал действовать, и когда это случилось, было такое облегчение. Шон пошёл с водителем поесть хотпот [китайское блюдо на основе острого бульона из общего котла — прим. перев.] и выпить Байцзю, печально известный китайский алкогольный напиток за $2, который моментально превращал ваши кишки в хлам. Он вернулся с рассказами о том, как он танцевал известные ему тибетские танцы на улице с красивыми девушками-тибетками под песни, которые он когда-то слышал. Только представьте это себе!

На следующее утро после традиционного завтрака, на который подавали жидкий рисовый отвар и сваренные вкрутую яйца, в 7 часов мы отправились в 10-часовое путешествие на запад, всё время в гору. Вот когда вас выручит туалетная бумага, простите за каламбур. По дороге есть общественные туалеты. Они могут находиться в совершенно неожиданных местах и представляют собой прямоугольные бетонные постройки, вокруг которых часто лежат груды отходов и стоит вонь. Когда я первый раз увидела такой туалет, мне было очень интересно, что там внутри, но я очень быстро расхотела [туда идти] и заползла в кусты со своей туалетной бумагой. В такие моменты мне очень хотелось уметь писать стоя. Чтобы лучше переносить высоту, мы всё время должны были потреблять жидкость, из-за чего приходилось очень часто делать остановки на «мяу-мяу». Иногда водителя раздражало то, что мы так часто нуждались в облегчении, но я думаю, что в глубине души он был рад возможности выкурить сигаретку и глотнуть порцию своего Ред-Булла.

Первым перевалом, который мы пересекли, был перевал Квань Инь-Цяо через гору Санпа высотой 4200 м. Моросил дождик, и было не очень холодно, где-то 3–4 градуса. Мы петляли по горной местности, свернули вправо на Лухуо, затем ехали вдоль реки Дацу в сторону Ганьцзы, что на высоте 3200 м. Мы очень взволновались, когда в первый раз увидели караван яков. Видимо, их редко можно увидеть на высоте ниже 3000 м.

Караван яков

Ганьцзы был для нас первым настоящим тибетским городом, и он был чем-то похож на Дикий Запад: люди там носили ковбойские шляпы, сапоги и всё такое. Я настояла на том, чтобы у нас была тибетская еда на обед, и мы нашли приличное тибетское кафе, где подавали цампу, чай с маслом и варёную говядину, ну или то, что было похоже на говядину, а на вкус было похоже на разваренные кожаные ремни. Мои жевательные мышцы оказались слишком слабы, чтобы одолеть больше одного кусочка размером с монету в один доллар. Однако чай и цампа оказались очень вкусны и питательны.

Ганьцзы — очень просторный город с широкими улицами, там много парков и деревьев. Должно быть, в городе есть большой колледж, так как мы видели много молодежи с книгами и в учебной форме. Наша гостиница находилась прямо напротив детской игровой площадки с большой полукруглой стеной и деревом посередине. В тот вечер много местных тибетцев пришло туда на танцы, в основном это были хороводы вокруг этого дерева. При хорошей погоде это было постоянным явлением. Шон, конечно же, танцевал вместе со всеми. Он был там единственным белым, но, похоже, это никого не беспокоило, тибетцы просто смотрели на него немного озадаченно. Я с трудом могла пошевелить хоть чем-то и просто сидела рядом с какой-то пожилой парой, томно глядя на происходящее. В этом хороводе были люди обоих полов и всех возрастов, самому младшему было, наверное, лет восемь, а самому старому — за семьдесят. Кто-то был одет в традиционный тибетский наряд, а кто-то — в самую модную современную одежду. Нам сказали, что здесь, в Ганьцзы, тибетские дети имели возможность изучать в школе как тибетский, так и китайский языки.

Тибетский танец в Ганьцзы

На следующее утро, выехав в 7 часов после нашего обычного завтрака, мы продолжили свой путь наверх и через горные перевалы в сторону деревни Мацён. Мы проезжали один горный хребет за другим, и они были всевозможной формы и размеров, в основном из скалистых пород и щебня. Мы проехали мимо въезда в туннель, который прокладывали сквозь гору и который через пару лет должен был выйти на другую сторону хребта, соединив [эту местность] с дорогой, ведущей в Тибетский автономный район, тем самым сократив путь на два часа. И вдоль всей этой извилистой дороги тянулись огромные ЛЭП, похожие на мерцающих сталью постовых. Диких мест здесь больше нет.

Шоссе на Мацён

На Т-образном перекрёстке мы свернули прямо на Ачасян, а затем поехали не по главной дороге, а стали спускаться вдоль реки в направлении Мацёнсяна (высота 3800 м). Было видно, что мы приближаемся к какому-то важному месту — нам стали встречаться тысячи молитвенных флагов, покрывающих величественные скалистые склоны, испещрённые пещерами по ту сторону реки. На этом скалистом склоне Адзом Другпа открыл много своих терма. Проехав чуть далее, мы подобрали тибетца, путешествующего автостопом, и он показал нам путь по не очень проезжей дороге, испещрённой большими выбоинами и ведущей к вершине склона. Ни водитель, ни мы не знали, где находится Адзомгар, и без того тибетца мы бы никогда бы не нашли той дороги. Нам стали встречаться ступы, на склоне стояли белые палатки, потом нашему взору предстали сверкающие позолотой крыши монастыря, и как-то внезапно мы очутились посреди большого поселения. Это был очень волнительный момент для нас.

Адзомгар

Настоятель А Рен, прямой потомок Адзома Другпы, всего несколькими неделями ранее принимал у себя группу учеников Чогьяла Намкая Норбу (см. статью Уилла Ши о его поездке в Восточный Тибет). Он отвёл нас на кухню монастыря и щедро угощал нас чаем с маслом, цампой, жареными палочками из теста, свежеприготовленным йогуртом и сладкой варёной тромой.

Кухня Адзомгара

Затем он лично провёл экскурсию по своему монастырю, показав нам ретритные домики Адзома Другпы, его сына и дочери. Мы медленно подошли к ступам и благоговейно оказали почтение статуям, коснувшись их головами и почувствовав, будто нас соединила какая-то нить за пределами времени и пространства. Лично для меня кульминацией всего стало посещение храма, построенного более ста лет назад сыном Адзома Другпы, Гьюрме Дордже, который всё ещё стоит в целости и сохранности. Открыв огромные деревянные двери большим ключом, настоятель провёл нас в тёмный неосвещённый зал по широкой и пологой деревянной лестнице, через узкий коридор, где вдоль стены стояли два ящика [для медитации] монахов, а затем сквозь занавес во внутреннее помещение гонпы. Там за стеклянными [витринами] находились ступы учителей линии преемственности, украшенные огромными кусками бирюзы, зи и кораллами, а также изумительная статуя Адзома Другпы и отпечаток его стопы в камне. Гьюрме Дордже давал учение Дзогчен в этой самой комнате. Мы попросили позволить нам немного посидеть здесь и подышать этой священной атмосферой. Из храма я ковыляла уже в совершенно ином состоянии ума.

Малая гонпа, храм Гьюрме Дордже

Из Ачасяна мы отправились в Аньцзысян по Ганьбай-Роуд. Мы не знали точно, та ли это дорога и сколько нужно ехать. Когда водитель уже собирался повернуть обратно, с правой стороны появился городишко Аньцзы и мы оказались у шлагбаума КПП, как нам и говорил настоятель Адзомгара. Мы слышали, что некоторых из проезжающих разворачивают и не пускают за шлагбаум. Так что у нас были опасения насчет того, пропустят ли нас, а также из-за того, что дальше нам надо долго идти в гору, и это в нашем-то состоянии, когда мы ещё не привыкли к высоте. Мысль о том, что пешком мы не дойдём, не очень-то радовала. Мы с Фабио наблюдали за тем, как Шон и водитель оживлённо беседуют с полицейским, одетым в чёрную футболку и джинсы, и казалось, что всё это длится долгие часы. Представьте себе нашу радость, когда они наконец-то запрыгнули обратно в машину, а полицейский поднял шлагбаум ровно настолько, чтобы мы смогли прошмыгнуть под ним. Мы не верили своей удаче; ведь мы даже предлагали деньги этому полицейскому, но тот категорически отказался. В конце дороги был ещё один шлагбаум, перекрывающий более короткую, но крутую дорогу, ведущую к небольшому храму, крышу которого едва можно было увидеть, задрав голову кверху. По этой дороге почти бегом шла большая группа молодых тибетцев, и мы сели им на хвост. Скорее, конечно, водитель, Шон и Фабио сели, а я двигала своими тяжёлыми ногами, левой-правой, пытаясь догнать всех, а в ушах колотилось сердце. Местные монахи делали пуджу (был 10-й лунный день), и когда они закончили, все разошлись. Вскоре я обнаружила, что сижу одна во внутреннем храме, а надо мной возвышается огромная белая ступа. Пространство вокруг жужжало звуками, искрилось светом и лучами. Мои органы чувств «взрывались» [от полноты ощущений], а мысли звенели, как осколки стекла. Всё, что я помню тогда и сейчас, это фотография великого Йогина.

Поселение Ярченгар

Оживившись, мы решили завершить этот чудесный день послеполуденным визитом в Ярченгар. Территория «гара» была огромной, невообразимых масштабов. Обширный травяной склон, без деревьев — только небо и земля. И ещё гигантские статуи, ступы и капитальные строения повсюду. Мы присели на холме, где стояла золотая статуя Гуру Ринпоче, и изумлённо разглядывали поселение, расположенное ниже. Этот огромный остров, отделённый речкой, был разделён наподобие кофейного боба, и там в домиках, построенных ими же самими, жили тысячи монахов и монахинь, мужчины на одной половине, женщины на другой. Ниже на много миль до самого горизонта простиралась равнина, куда ни кинь взгляд — всюду лишь заросшие травой холмы да небо. Туристическая часть гара выглядела несколько вычурно и искусственно и не очень-то сочеталась с тем, чем на самом деле занимались жители монастырской части гара. Мы обошли вокруг главных молитвенных барабанов, каждый из которых, казалось, весит тонну, и наши руки трещали, поворачивая их.

Ярченгар

Мы были определенно довольны и удовлетворены, возвращаясь назад. Мы охали и ахали от изумления, глядя на восхитительные горные пейзажи, когда солнце, опускаясь за горы, становилось сначала розовым, потом лиловым и багровым. Во время спуска с последнего перевала появилась туча, в одно мгновенье на нас обрушился дождь и увесистый град, и день превратился в ночь. Было ощущение, что это заключительное благословение этого великолепного дня. Вернувшись вечером в гостиницу, мы завершили этот день краткой ганапуджей,.

С погодой в этой поездке нам невероятно повезло — ярко светило солнце и дул свежий мягкий ветерок. Поскольку у нас оставалась ещё пара дней, мы решили съездить на гору Вималамитры в Данбе. Мы повернули обратно в Лухуо и поехали по трассе S303 на юг, а потом на восток в сторону Данбы. Мы пересекли знаменитые миньягские луга, которые в это время года не изобиловали дикими цветами, но там было много стоянок кочевников и яков. Кочевники скакали на лошадях по своим стоянкам, красуясь перед туристами, и под сёдла своих лошадей они подкладывали традиционные одеяла. Мы проехали много КПП, но всё, что там от нас было нужно, это сфотографировать нас и наши паспорта. Высота в Данбе была всего 2050 м, и всё было так приятно и лёгко. Здесь был самый центр Гьяронга, где соединяются три реки, сливаясь в одну реку, которая называлась Дардо. Ландшафт был очень пышным, изобилуя полями и садами. Гьяронгцы носят традиционную одежду с головными уборами ярких расцветок и множеством золотых украшений. Они более темнокожи и коренасты, а у женщин красивые круглые лица.

Шон с девушками из Данбы

Наш гостевой дом в Данбе

В тот день мы ночевали в гостевом доме для тибетцев в одной комнате с пятью кроватями, и вся комната была отведена нам. Мы думали, что это будет маленький уютный гостевой дом, и каково же было наше разочарование, когда мы очутились на грязной парковке с кучей китайских туристов с большими чемоданами. Пришлось оставить машину там и тащиться с вещами через кукурузные поля и овощные террасы к традиционной гьяронгской постройке, стоявшей на склоне холма. Солнце уже село, и мы мало что видели вокруг. На следующее утро мы проснулись и увидели потрясающий вид на долину, где были дома, похожие на каменные замки, громоздящиеся на склонах, а также сады и поля. Наш гостевой дом был лишь одним из целого комплекса, который явно был построен для нужд массового туризма. Тем утром террасы были полны туристов, щёлкающих живописные виды на свои фотоаппараты.

Мы пересекли реку и попали в деревню с названием «Место встречи трех семейств». Полтора часа мы пробирались мимо домов, а потом ехали по каменистой дороге в гору и остановились у заброшенной деревеньки. Отсюда мы пытались увидеть Моэрдо, гору Вималамитры, но облака упорно скрывали её от нас. Моэрдо также является священным местом для бонпо, а молодой управляющий гостевым домом, который увлекался альпинизмом, часто водил группы на вершину этой горы. В двух днях ходьбы отсюда встречается много пещер. Этот маршрут определённо нужно включить в свой список мест, обязательных для посещения. И на обратном спуске нас снова благословил мягкий и лёгкий дождик, освежив нам лица.

Мы проходили мимо самой высокой сторожевой башни в Гьяронге, которая почти не изменилась за всё время своего существования. Полицейский на КПП вышел и предложил нам совершенно спелые выращенные в местных садах яблоки в качестве извинения за задержки во время нашего маршрута. Была осень, груши и яблони склонялись под весом спелых плодов, а в воздухе стоял запах свежемолотого сычуаньского перца. На верандах лежали связки кукурузных початков и красный перец чили, сушащийся на солнце.

Отпечаток стопы Вайрочаны

Мы двинулись на север и остановились на ночёвку в Цзиньчане, а потом снова поехали по трассе G317, возвращаясь в Пилучжену. Мы как будто снова навещали любимую бабушку — почти что бегом сошли по железной лестнице, устремившись к гонпе, которая выступала из-под потолка пещеры. Там не было никого, кроме монахов, живущих там в ретрите, и нас. Молодой главный монах показал нам отпечатки стопы, уха и носа Вайрочаны в камне. В небольшом храме возле пещеры он указал на рукопись, хранящуюся под стеклом. Было удивительно лично видеть и прикасаться к отпечаткам на камне! Мы обошли полный круг, и нас переполняло ликование.

Чтобы как-то оправдать себя, Китай решил устроить нам последний сюрприз, связанный с общественными туалетами. Возле Вэньчуаня мы остановились у железобетонной постройки, отмеченной китайскими иероглифами. Иероглиф «мужчина» похож на человека с раздвинутыми ногами, а «женщина» — со скрещенными ногами. Рядом жила пожилая женщина, которая там убиралась и брала с посетителей по 1 юаню. Это стоило гораздо больше, потому что это был самый чистый туалет из тех, что нам попадались, без вони и с проточной водой. Так что, если будете там, не пожалейте копейку.

Статуя Адзома Другпы, сделанная Гьюрме Дордже

Фото: Они МакКинстри и Фабио Андрико.

A Walk Along The Ancient Paths

by Oni McKinstry

When you go to China, there are three things you must have before you leave your home country – 1) toilet paper (enough for your trip) 2) WeChat app for communicating inside China 3) a VPN for communicating outside China. Anything else can be bought very cheaply in China, fake or authentic versions of whatever you desire. How about a fake Toyota Landcruiser or a fake BMW?

Three days before we left Australia for China, I received an email from Fabio Andrico asking us if we wanted to accompany him on a trip to Gyarong and Adzom Gar after the month of Yantra Yoga at Samtengar. Who could say no? With the help of Sean who speaks fluent Mandarin, we scrambled to re-organize air tickets to Chengdu and back to Australia ten days later than the original itinerary.

A day after the month-long Yantra Yoga residential was finished, we departed for Chengdu in the late evening. The flight was delayed and it was 3am when we finally slumped into our luxurious hotel beds courtesy of Mr. Wayne. The next day was spent trying to find a new driver (due to numerous plan changes) to take us to Western China and purchasing supplies from the famous Carrefour supermarket.

Chengdu is a huge city of roughly 14 million people, at 500m above sea level and reputedly the fourth most polluted city in China. I cannot verify this but looking at the pinky brown band of dense haze hanging above, feeling the acrid air tickling my throat, it is undeniable. When we departed westward, it took us an hour and a half to actually leave the city environs.

Our driver, Xiao Ni, didn’t speak English, so Sean was assigned to the front passenger seat to keep him company while Fabio and I settled comfortably into the back seat of the thankfully-not-too-ancient Mitsubishi Pajero. We had a loose plan of visiting places connected to our lineage Master and a rough timeframe of seven days to achieve it. The driver had only been to one of the locations on our itinerary, so for him it was also a new adventure. We didn’t require any extra visas as technically we would still be in China and hadn’t even pre-booked any hotel reservations. Fabio and I relaxed in the back seat, munching on fruit, Chinese dates and snapping photos out the window while Sean practiced his guitar and entertained the driver.

walk along ancient paths

Gyarong houses

The roads were so gently inclined that it was only by checking the altimeter in the car that I knew we were steadily climbing in altitude. We were instantly in Gyarong country, an idyllic countryside with fantastic architecture of houses and farms. We drove along the G137 which is a highway of two lanes and, if you haven’t experienced the Chinese driving style, then you definitely have not seen everything! Honking the horn is a way of letting other drivers know you are about to pass them, often on the inside and across the center line. Often, it was better not to look and pretend to gaze out the side windows instead. We simply surrendered to our fate.

Hurtling towards Ma’erkhang, because the driver, fueled on Chinese Red Bull, drove like a bat out of hell, we passed giant concrete tubes implanted next to the road like giant pins, some had slabs of flat concrete on them, others were just waiting to be connected. China – under construction! The existing roads did indeed need a lot of repair but this massive expansion of the highway foretells a huge army of vehicles on the move, and it made me a little gloomy. In a year or so, this landscape would be unrecognizable.

walk along ancient paths

The shrine of Vairochana’s cave

Suddenly, we did a hairpin turn, up a steep winding concrete drive, now at 3000m. We came to a stop at the end of the road. The driver told us we had arrived at Vairocana’s cave – Piluzhena in Chinese – near the Suomo River Canyon, a few kilometers before the small village of Zhuokejizhen. A narrow, winding, painted red metal staircase was the only way down the cliff to the cave. Holding on the handrail we applied complete mindfulness for each step as we clung on the staircase hugging the hillside with nothing between us and the ground hundreds of meters below but space. The temple and retreat huts were only built about 40 years ago, so the cave must have been quite deserted and isolated. The past merged imperceptibly with the present. I remember that I was in an absolute state of awe, and still am so I hope the photos will best describe what I experienced with my senses there.

walk along ancient paths

Vairochana’s cave

walk along ancient paths

A piece of manuscript of Vairochana

We had started on a course of some ghastly herbal medicine to prevent altitude sickness but by the time we arrived at our first hotel stop, my headache was so bad that I couldn’t eat dinner. The Diamox took  four hours to take affect and when it did, it was such a relief to feel normal. Sean had gone out with the driver for hotpot and Baijiu, the infamous $2 alcohol that would rot your gut in no time. He also came back with tales of dancing in the street to Tibetan songs with beautiful Tibetan girls, songs that he recognized and dances that he knew. Fancy that!

After a traditional breakfast of liquidy rice congee and hard-boiled eggs at 7am the next morning, we set off for a ten hour day of driving – westward and upward. This is when the roll of toilet paper comes in handy – pardon the pun. Along the roadside there are public toilets. These are square concrete blocks often surrounded by piles of refuse and stench built randomly. The first time I saw one of these, I was quite excited but was quickly dissuaded to scramble into the bushes with my toilet paper. These were moments when I truly wished I could pee standing up. To cope with the altitude, we had to keep our fluid intake up, and this meant very frequent “miao miao” stops. The driver at times seemed exasperated at how often we needed to relieve ourselves, but I think he was secretly glad for the chance to smoke a cigarette and gulp down his Red Bull fuel.

The first pass was Kwan Yin Qiao on Sanpa Mountain, at 4200m, the rain was light and gentle on our faces and the temperature not too cold at around 3-4 C. Winding our way around the mountainous region, taking a right turn at Luhuo, keeping alongside the Daqu river we headed towards Ganzi, at 3200m. We got very excited when we saw our first yak train. Apparently they are rarely seen below 3000m.

walking along ancient paths

Yak train

Ganzi was our first truly Tibetan town and it felt like a wild west sort of place, with cowboy hats, boots and all. I insisted on having a Tibetan lunch so we found a proper Tibetan cafe that served tsampa, butter tea and boiled beef, or what looked like beef but tasted like bland leather belts. My jaw muscles were too weak to get through more than a piece the size of a dollar coin. But the tea and tsampa were delicious and nourishing. Ganzi is a very spacious town with wide streets and lots of parks and trees. There must have been a large college in town because we saw a lot of young people with books and in uniform. Our hotel was directly in front of a children’s playground with a large round half wall with a tree in the middle. That evening, a large group of local Tibetan folk gathered to dance, mostly circle dances around this tree. Weather permitting, this is a regular occurrence. Sean of course, joined in the dance. He was the only Westerner but that didn’t seem to disturb anyone, they simply looked a little bemused. I could barely move a muscle so I sat next to a couple of older men, watching languidly. In this circle, there were people of all ages and gender, the youngest at a guess maybe eight years old and the oldest, possibly in their 70s, some dressed in traditional Tibetan clothes and others in the most fashionable garb of the day. We were told that here in Ganzi, Tibetan children could learn Tibetan in their schools as well as Mandarin.

walking along ancient paths

Tibetans dancing in Ganzi

The next day, setting off at 7am after the customary breakfast we began to make our way up and over the mountain passes towards the village of Maqiong. There was mountain range after mountain range, different shapes and sizes, mostly rock and scree, clouds in between bouts of brilliant blue sky and bright sunshine. We passed the beginning of a tunnel being built into the mountain that in a couple of years would emerge on the other side to join up with the road towards the Tibetan Autonomous Region, cutting the journey by over two hours. All along the winding road, there were giant electric pylons standing on the hillside like gleaming steel sentry. There is no more wilderness here.

walking along sacred paths

The high road to Maqiong

At the T-junction, we turned right towards Achaxiang, then veered off the main road to follow the river towards Maqiongxiang at 3800m. We could tell we were arriving somewhere important because we began to see thousands of prayer flags covering a majestic rocky hillside pockmarked with caves across the river. This exposed cliffside is the place where Adzom Drugpa had discovered many termas. A little further on, we picked up a Tibetan man hitch-hiking and he took us up a rough road full of big pot holes towards the top of the hillside. Neither the driver nor we knew how to find Adzom Gar, and there was no way we could have found this road without his help. Stupas came into view, white tents seen perched on the slope and monastic rooftops gleaming in gold appeared and all of a sudden we had arrived in the middle of this large settlement. It was quite an emotional moment for all of us.

walking along ancient paths

Adam Gar

The abbot, A Ren, a direct descendant of Adzom Drugpa, had already entertained a group of students of Chögyal Namkhai Norbu only a few weeks prior (see Will Shea’s article on his trip to Eastern Tibet). He took us into the monastery’s kitchen and generously plied us with butter tea flavored with tsampa, fried dough sticks, freshly made yogurt and sweet, boiled troma.

walking along ancient paths

In the kitchen of Adzom Gar

Then he personally gave us a tour of his monastery, pointing out the retreat huts of Adzom Drugpa, and those of his son and his daughter. We slowly walked to the stupas and reverently paid homage to the statues, touching our heads and feeling a sense of thread somehow connecting us beyond space and time. The highlight for me was the visit to the temple that Adzom Drugpa’s son, Gyurme Dorje, had built over one hundred and fifty years ago which still stands undamaged. Unlocking the huge wooden doors with a large key, the abbot took us into the dark unlit hall, up a wide but shallow wooden staircase, along a narrow corridor where there were two monk’s boxes alongside one wall, then through a hanging curtain into an inner Gonpa room. There were stupas of the lineage masters adorned with huge pieces of turquoise, Dzi and coral, behind glass cases, as well as a fantastic statue of Adzom Drugpa and his footprint in rock. Gyurme Dorje himself had given Dzogchen teachings in this very room. We asked permission to sit for a little while here to breathe in the sacred atmosphere. I stumbled out of the temple in an altered state of mind.

walking the ancient paths

Inside the small gonpa of Gyurme Dorje’s temple

From Achaxiang, we took the Ganbai Road to Anzixiang. We were not certain if we were on the right road or how long it would take to get here. Before the driver was almost ready to turn back, Anzi township appeared on our right and we came to a stop at a police guard post as described by the abbot of Adzom Gar. We had heard that some folks were turned away and not permitted to go up the driveway behind the barrier blocking it. We were also apprehensive about being allowed through and then having to walk up the long driveway in our altitude challenged state. The thought of not being able to make it by foot was also rather depressing. Fabio and I watched Sean and the driver talking animatedly to the policeman, dressed in black t-shirt and jeans, for what seemed like hours. Imagine our delight, when they jumped back into the car, and the policeman lifted the barrier just high enough for us to sneak under. We couldn’t believe our luck and even though we tried to offer the policeman some money, he flatly refused. At the end of the road, there was another barrier across a shorter but steeper drive that led to a small temple whose roof we could barely see when we looked up to the sky. A large group of young Tibetan people were almost running up the drive so we caught up with them. Or rather the driver, Sean and Fabio did. I was lifting my heavy legs, one in front of the other, trying to gain ground, while my heart pumped loudly in my ears. The local monks had come to perform a puja as it was 10th day and as soon as they finished, everyone left. Soon, I found myself alone in the inner temple dominated by the huge white stupa. The room buzzed with sound, light and rays. My senses were blasted, thoughts shattered like shards of glass. All I remember then and now is this photo of the great Yogi.

Yarchen Gar settlement

Yarchen Gar settlement

Exhilarated, we thought to complete this wondrous day with a visit to Yarchen Gar after lunch. The ‘Gar’ area is massive, on a scale unimagined. A vast hillside of grass, no trees, only sky and earth. And giant golden statues, stupas and major construction all around. We sat on the hill where the golden statue of Guru Rinpche sits, and looked down in amazement at the settlement below. This huge island separated by a small river is divided like a coffee bean, with thousands of monks and nuns living in self-built huts, segregated in each half. The plains stretched out behind them for miles into the horizon, only grassy hills and sky as far as you could see. The touristy part of the Gar looked a bit gaudy and manufactured and felt rather incongruous with the real activity of those monastics below. We circumambulated at the main prayer wheels where each wheel seemed to weigh a ton and creaked slowly with each hand that turned it.

walking along ancient paths

Yarchen Gar

We were definitely feeling contented and satisfied on the drive back. We oohed and aahed at the awe inspiring mountain view, with the light of the setting sun changing from pink to lilac to purple atop the ranges.  On our final descent from the high pass, dark clouds appeared and within an instant, rain and hailstones as large as marbles bounced on the car and along the roads, turning day into night. It felt like the ultimate blessing to a magnificent day. We concluded the day with a short Ganapuja later that evening back at the hotel.

The weather on the trip had been incredibly benevolent, with brilliant sunshine and fresh soothing breezes. Since we still had a couple of extra days to spare, we decided to go look for Vimalamitra’s mountain in Danba. We retraced our steps back to Luhuo and took the S303 south and then east toward Danba. We passed through the famous Minyak grasslands, which at this time of year were not abundant in wild flowers but nomadic camps and yak. The nomads ran the horse riding camps for the tourists with Tibetan horses saddled in traditional blankets. We passed through many police checkpoints but they only wanted to take our photos with our passports. In Danba, at 2050m, everything felt pleasant and easy. This is the heart of Gyarong country where the three rivers meet to give birth to the Dardo river. The landscape is lush with abundant fields and orchards. The Gyarong people wear traditional clothes with brightly colored headdresses and lots of gold jewelry. They are darker skinned and stocky and the women have beautiful round faces.

 

walking along ancient paths

Sean with Danba girls

walking along ancient paths

Our guesthouse in Danba

That night we stayed at a Tibetan guesthouse, sharing a room with five beds in it, all for the three of us. Thinking that this would be a small and cosy guesthouse, we were quite taken aback to find ourselves at a muddy car park with a whole bunch of Chinese tourists with large suitcases. We had to leave the car there and lugged our essentials down a path among the maize fields and vegetable terraces to a traditional Gyarong building built on the hillside. There was not much to see as the sun had already set. We woke up the next morning to a breathtaking view of the valley with houses like stone castles hugging the slopes and terraced orchards and fields. Our guesthouse was one of many all clustered together and it was obviously a large establishment geared towards mass tourism. That morning the terraces were crowded with tourists clicking away at the scenic view.

We crossed the river to arrive at a village called Three Family Meeting Place. After an hour and a half tramping through the village houses and then a stony path up the hill, we stopped at an abandoned hamlet. Here we tried to glimpse Mo’erdo, Vimalamitra’s mountain but the clouds stubbornly hid it from view. Mo’erdo is also sacred to Bön practitioners and the young manager of our guesthouse who sidelines as a mountaineer frequently take guided groups up to the top. There are numerous caves two days’ hike in. This trek definitely goes on the bucket list to do. Again on our descent, we were blessed with a soft light rain freshening our faces.

We passed the tallest watchtower in Gyarong in almost its original state and a policeman at a check point came out to offer us perfectly ripe, locally grown apples in apology for delaying our journey. Being autumn, the pear and apple trees were laden with fruit and the air smelled of freshly threshed Sichuan peppers. Verandas were covered in bunches of maize and red chilies drying in the sun.

walking along sacred paths

Vairochana’s footprint

We headed north, stopping at Jinchuan for the night before picking up the G317 again retracing our steps back to Piluzhena. It was like returning to visit your favorite grandmother. We almost ran down the steel staircase in our rush to the Gonpa jutting out under the cave roof. There were only the monks who live in retreat there and us. The young head monk showed us the rock imprints of Vairochana’s foot, ear and nose. In the small temple near the cave, he pointed out a piece of manuscript stored in a glass case. It was amazing to see and touch rock imprints in person! We had gone full circle and were brimming with glee.

To redeem itself, China offered us one last public toilet experience. Near Wenchuan, we stopped at a concrete block, marked out with characters in Mandarin; the character for ‘Man’ looks like a person with two legs apart while the one for ‘Woman’ is a person with legs crossed. An old lady lives in the concrete house next to it, cleaning and collecting 1 Yuan per visit. It was worth much more as it was the cleanest toilet we had come across, no stench and with water running through. Go ‘spend a penny’ next time you are there.

 

walking along ancient paths

Statue of Adzom Drugpa built by Gyurme Dorje

Photo credits Oni McKinstry and Fabio Andrico.

 

 

 

Download PDF