Красота спасёт мир? История Лидии Джебисашвили

Lidiya Dzhebisashvili

Крымская чодма и ювелир-самоучка Лидия Джебисашвили рассказывает о своём творческом пути на пути духовном.

Меня зовут Лидия Джебисашвили, я родилась и выросла в Крыму у моих добрейших родителей, которые подарили мне двух прекрасных сестёр, где Мама учила нас спасать животных и помогать старикам, а Папа учил нас творчеству и мудрости. Наш дом всегда был наполнен творческими людьми из Москвы и Санкт-Петербурга, которые души не чаяли в моем отце и матери, а книжные полки были наполнены альбомами по искусству, литературе и эзотерике.

Однажды, когда я училась в средней школе, мой отец спросил меня, на кого бы я хотела пойти учиться после того, как получу школьное образование. Недолго думая я ответила: «Никуда. Я всему могу научиться сама». Я до сих пор помню его улыбку и одобряющий взгляд, которым он посмотрел на меня. Эта убеждённость в себе и своих способностях была во мне от него. Не только потому, что я впитала её наблюдая за ним, видя его уверенность и изобретательный подход к решению задач, когда в тяжелые времена на заре развала СССР не было инструментов и мой Отец делал инструменты сам из подручных материалов, но ещё и потому, что мои родители наполняли мой день так, что после школы я сразу бежала на всевозможные спортивные и арт-кружки: от каратэ до фотографии, от флейты до художественной школы. Он видел в этом больше пользы, чем в простой «зубрежке» школьной программы, хотя и эти занятия казались мне порой скучными, и тогда я с разрешения учителя сдавала экзамен, играя мелодию Хачатуряна на блок-флейте носом, что всегда очень веселило моих родителей.

Мой отец в молодости служил на Байконуре и как многие, кто служил там, облучился, поэтому много болел и рано ушёл из жизни, оставив мне дар — веру в себя и свои способности. И я с благодарностью храню это в сердце, стараюсь развивать и с интересом берусь за всё новое, тем более, что изучение нового оказалось очень полезным тренажёром для мышления, а также очень полезным для практики.

Однажды, незадолго до своей смерти, когда мне было лет 11-12, отец дал мне денег и попросил купить три книги, ориентируясь исключительно на свой вкус. Я как сейчас помню этот день и как я ходила между полок магазина, выбрав три книги: «Дневник одного гения» Сальвадора Дали, юмористические рассказы Хармса и книгу по астрономии о строении вселенной. Я принесла их отцу, и он был очень доволен моим выбором, сказав, что теперь не волнуется за меня. Позже я поняла, что таким образом он хотел заглянуть в будущее и увидеть меня чуть дальше.

Наша мама, тем временем, учила нас помогать и спасать всё живое: насекомых, животных, людей. Работая на трёх работах, она успевала позаботится о всех вокруг и учила нас всегда стремиться на помощь тем, кто в беде, так что ни одна бабушка, попавшаяся на пути с тяжёлыми сумками, не уходила домой без нашего сопровождения. И теперь все заслуги от наших с сёстрами занятий благотворительностью идут ей.

Прошли годы, после школы я поехала в Москву, чтобы начать работать и хоть немного помогать маме и сёстрам. Я быстро обучилась у тёти моего первого парня Максима, Надежды, наращиванию ногтей и ресниц благодаря помощи Максима, который помог мне закупить весь материал. Я стала очень успешно работать мастером красоты и немного училась академическому вокалу. Так прошло 4 года, и я поняла, что не вижу для себя реализации в социуме.

Вернувшись в Крым, мы с друзьями детства отправились в поход в древний пещерный город Мангуп-Кале, и так получилось, что мы остались там жить, читая буддийские книжки, периодически возвращаясь домой в Симеиз. И наконец в 2002 году я встретила двух своих Учителей: Намкая Норбу и своего Учителя по чоду Богдо Гэгэна Ринпоче, к которому я отправилась в январе 2003 года в Индию и Непал, где в течение двух лет училась практике чод и делала личные ретриты в священных местах рядом с пещерами Падмасамхбавы, получала учения у Далай-ламы и Ламы Вангу Ринпоче — всё это опять же благодаря спонсорской поддержке моего бывшего мужа Максима, который помог мне осуществить это путешествие!

Вернувшись через два года, я встретила Фабио, и когда мы жили в Венесуэле, в Северном Ташигаре, рядом с моим Учителем Чогьялом Намкаем Норбу, одна моя подруга попросила меня помочь ей с бусами, которые порвались. Сидя на полу в нашей комнате, я разложила бусины на полу и в свете тёплого солнца дала волю своей фантазии. Мне захотелось, чтоб в конце бусы стали ещё красивее и интереснее, чем были до того, как порвались. Процесс так увлёк меня, что я даже не заметила, что Фабио уже долгое время с интересом наблюдает за мной. «У тебя талант, — сказал он. — Я думаю, ты могла бы этим зарабатывать, если захочешь».

Я согласилась, и из следующей своей поездки в Нью-Йорк он привёз мне мешок с бусинами, проволокой и инструментами, которые купил в Чайна-тауне и которыми я пользуюсь и по сей день. Получив от Фабио свои первые уроки по изготовлению украшений и работе с проволокой̆ — он делал украшения в молодости, зарабатывая так на жизнь, — я с интересом взялась за новое дело и уже через пару недель поехала со своими ваджрными сёстрами на бесконечный венесуэльский пляж.

Пока они загорали и купались, я отправилась вдоль кромки океана предлагая отдыхающим купить то, что успела сделать за это время. Не знаю откуда во мне столько храбрости, но сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это было довольно-таки рисковое мероприятие. Венесуэла — не самое безопасное место. Очень быстро я перезнакомилась со всеми «жителями» пляжа, другими торговцами, поварами и официантами из прибрежных кафешек и даже с местным криминалитетом. Они были добры, приняли меня в свой круг и рассказали о местной этике: никогда не мешать и не конкурировать с коллегой, идти мимо, если коллега что-то показывает группе туристов, и никогда не подходить, даже если туристы заинтересовались твоим товаром. Мне это правило очень понравилось, они сами всегда ему следовали, и я лёгко влилась в их среду, узнавая реальную жизнь и проблемы острова, скрытые от глаз туристов.

«Красотка, если кто-то только попробует тебя обидеть, скажи, что Дон Хосе убьёт за тебя», — сказал мне местный авторитет, проникнувшись моей смелостью и расспросив откуда я и что делаю в Венесуэле.

Торговля украшениями на пляже шла хорошо, я с интересом придумывала все новые и новые дизайны, так что незаметно для себя самой я стала мыслить новыми категориями, хоть в последствии у меня было ещё много учителей, которые делились со мной секретами и тонкостями ювелирного ремесла, но начало было положено тогда, на полу нашего домика в Венесуэле. Таким образом, Фабио не только помог мне сблизиться с Ринпоче, но и стал проводником в ювелирное дело.

После того, как я поездила по миру, путешествуя то за Намкаем Норбу Ринпоче и готовя для него, то возвращаясь в Индию и Непал к Богдо Гэгэну Ринпоче и ретритам в Гималаях, я периодически возвращалась домой. В Крыму у меня была знакомая портная, у которой я заказывала пошив одежды для себя и для Мастера. Я рассказывала ей о нём, о своих путешествиях и о том, что какое-то время жила на острове Маргарита и что хочу начать делать украшения из серебра. И так случилось, что у этой портной была знакомая ювелир в Севастополе, ещё с советских времён мечтавшая побывать на Маргарите. Узнав, что я долгое время прожила на острове, Елена с особой теплотой отнеслась ко мне и до сих пор делает для меня серебряную проволоку и пластины для изготовления колец, но, самое главное, она впервые научила меня паять и все эти годы всячески подталкивала к изучению пайки и горячих эмалей, как и другие благие друзья, такие как Йомайра из Каракаса, Лалита и Морган. Все они и многие другие помогали мне информацией по материалам и инструментам, за что я очень им благодарна. А тем летом я поехала в прекрасный город мастеров – Санкт Петербург – и получила уроки по горячей эмали от Марии, и теперь тренируюсь этому завораживающему мастерству.

Lidiya DzhebisashviliЯ получаю огромное удовольствие, когда приходят сообщения с благодарностью от девушек, которые купили серёжки или кольца, когда они делятся своими позитивными эмоциями от ношения украшений. Я люблю давать свободу своей творческой энергии и видеть, как под пальцами рождаются новые изделия. Для меня это настоящая магия: вот оно только было в твоём уме и уже лежит перед тобой на столе.

Lidiya Dzhebisashvili

Но, наверное, если бы не моя пожилая мама и не участие в благотворительности, возможно, я этим бы и не занималась так активно, а проводила бы больше времени в ретритах в какой-нибудь непальской пещере. Но чувство ответственности за тех, кто рядом со мной, за тех, кому можно помочь красотой, вдохновляет меня продолжать, тем более юг Крыма — это одно из самых красивых мест в мире, и я имею возможность, живя простой жизнью, работать, практиковать и бесконечно учиться у себя дома. Я не считаю себя ювелиром или творцом, и нет амбиции им стать. У меня есть своё чувство прекрасного, эстетика которая мне близка, и, если она резонирует с чувством прекрасного у другого человека, то я очень рада этому. А вдохновение я черпаю у мастеров прошлого, которые жили много столетий назад, наверно, поэтому в моих работах многие чувствуют дыхание древности.

Живя в Крыму, мне повезло, что рядом есть детище моего Мастера Намкая Норбу Ринпоче — Южный Кунсангар.

Как вы знаете, есть творческая традиция, которая идёт от самого Ринпоче. Находясь рядом с ним, я наблюдала, как он, словно играя, мог сплести оригами, вырезать кружево из бумаги в форме двойного дордже, сделать браслет или защитное ожерелье, некоторые из которых он сразу же дарил или выставлял на аукцион. Все полученные от этого средства шли на поддержание места, в котором проходил ретрит. Но самое главное его украшение — Драгоценное ожерелье, самый главный дар — это его Учение. Его учение живо, оно живет в учениках.

Чтобы любой искрений искатель, не имея средств, но имея передачу, мог с ним соприкоснуться, мы вместе с ганчи ЮК организовали производство и продажу мелонгов, все средства от которых, только за вычетом расхода на материал, пойдут на организацию ретритов в ЮК. Таким образом я могу отдать дань Фабио, моему первому Учителю украшений. Средства от первой партии мелонгов пойдут на покрытие всех расходов на его ближайший ретрит в ЮК.

Будущие партии мелонгов пойдут на организацию и проведение ретритов с другими инструкторами Дзогчен-общины. Этот проект был очень успешный, и я надеюсь, что в будущем мы продолжим зарабатывать деньги для Южного Кунсангара творческими активностями.

Ведь пока учение живо, Ринпоче жив, а красота хоть немножко спасает мир.

Контакты Лидии:

https://www.facebook.com/lidiya.vagabond

https://www.instagram.com/lidiya_vagabond/

Will Beauty Save the World? – Lidiya Dzhebisahvili’s Story

Crimean chödma and self-taught jeweller Lidiya Dzhebisashvili talks about her creative path on her spiritual voyage

My name is Lidiya Dzhebisashvili. I was born and grew up in Crimea with my kind parents who gifted me with two sisters, where my Mother taught us how to save animals and help elders, and our Dad taught us creativity and wisdom. Our house was always full of artistic people from Moscow and St. Petersburg who adored my father and mother and our bookshelves were filled with albums on art and literature and esoteric books.

Once, when I was at secondary school, my father asked me where I would like to go to study after finishing school. Without thinking too much I answered: Nowhere. I can learn everything myself. I still remember his smile and approving gaze when he looked at me. This conviction in my capacities and myself came from him. Not only because I soaked it up watching him, seeing his confidence and ingenious approach to task-solving, but also because my parents filled my day in a way so that after school I would run to different sports and artistic groups, from karate to photography, from piano and flute classes to painting school. He saw more benefit in them than in the simple drill and kill of the school curriculum, although even these tasks sometimes seemed boring to me and then, with the permission of the teacher, I would pass an exam on a recorder playing a Khachaturian tune with my nostril, and always made my parents laugh with such acts.

In his youth my father served in the army in Baikonur [Kazakhstan], and as many people who served there were exposed to radiation he was ill a lot and left this life very early having given me the gift – my faith in myself and my capacities. And I keep this gift with gratitude in my heart and try to develop it and take on everything new with interest. Moreover, learning something new turned out to be a very useful training tool for thinking as well as for practice.

Meanwhile our mother taught us to help and save all that is alive – insects, animals, and people. Working on three jobs, she managed to take care of all of us and taught us to always strive to help those in need, so no grannies with heavy bags ever went home without us helping them. And now all merits that come from my sisters’ charity projects go to her.

Years went by and after school I went to Moscow to start working to help my mother and sisters. I quickly learnt to extend nails and eyelashes from my boyfriend Maxims aunt, Nadezhda, thanks to Maxim who helped me to buy all the materials. I started to work very successfully as a beauty consultant and was studying academic vocals. Four years passed in this way but I didnt see any kind of realisation of myself in society.

Lidiya DzhebisashviliI returned to Crimea and together with my childhood friends we went to the ancient cave town of Mangup-Kale and stayed there, reading Buddhist books and coming back home to Simeiz from time to time. In 2002 I finally met my two masters, Namkhai Norbu Rinpoche and Bogdo Gegen Rinpoche, my Chod teacher, who I visited in January 2003 in India and Nepal where I learnt Chod practice. For two years I did personal retreats in sacred places near the caves of Padmasambhava, as well as receiving teachings from H.H.Dalai Lama and Lama Wangdu Rinpoche. Again the sponsorship of my ex-husband Maxim helped me to make this journey!

When I returned two years later, I met Fabio Andrico, and while we were living at Tashigar North in Venezuela, close to our master Chögyal Namkhai Norbu, a friend of mine asked me to help her with a necklace that had broken. Sitting on the floor in our room I spread the beads on the floor and in the light of the sun let my fantasy run free. I wished the necklace could become even more beautiful and interesting than it was before it was broken. I was so involved in the process that I didn’t notice that Fabio had been watching me with curiosity for a while. He told me that I had some talent and could make a living doing this.

On Fabio’s next trip to New York he brought me back a bag with beads, wire and tools which I use till now. After receiving some lessons from Fabio  – he had made bracelets for a living when younger – I took up this new pursuit and in a couple of weeks went with my Vajra sisters to the endless beaches of Margarita. While they were swimming and sunbathing I went to the brim of the ocean and offered my jewellery to holidaymakers to buy. I dont know why I was so brave because looking back I understand that it was quite a risky endeavor. Venezuela is not the safest place. I got acquainted with all the  ‘inhabitantsof the beach, other sellers, cooks, waiters from the cafes and even some local criminals. The artisans were kind and accepted me in their circle and told me about the local ethics – never to compete with a colleague, pass by if a colleague shows something to a group of tourists, even if the tourists are interested in your goods. I liked these rules very much and easily moved into their environment, learning about real life and the problems of the island hidden from the eyes of tourists.

Pretty girl, if someone tries to offend you, tell them that Don Jose will kill for you– a local gangster who liked my courage told me when he asked me what I was doing in Venezuela.

The jewellery trade on the beach was going very well. I creatively elaborated more and more new designs and without even noticing started to think in new categories. Although I had many more teachers who shared the secrets and nuances of jewellery making with me, the beginning was laid at that time on the floor of our house in Venezuela. Thus Fabio not only helped me to become close to Rinpoche, but also became my guide into the world of jewellery work.

Lidiya Dzhebisashvili

I went on to travel around the world following Namkhai Norbu Rinpoche and cooking for him, and came back to Bogdo Gegen Rinpoche and did retreats in the Himalayas from time to time. When I returned home to Crimea I had a dressmaker from whom I would order clothes for the Master and myself. I told her about my journeys, how I sometimes lived on Margarita Island, and that I wanted to make silver jewellery. And it happened that this dressmaker had an acquaintance, a jeweller in Sevastopol, called Elena.

Lidiya DzhebisashviliElena had wanted to travel to Margarita since Soviet times and when she knew that I had lived for a long time on the island, she treated me very warmly. She still makes silver wire and plates for me for making rings. But the most important thing was that she taught me how to solder silver and over the years has always encouraged me in all possible ways to study soldering and hot enamels. There were also other excellent friends, like Yomaira from Caracas, Lalita, Morgan, and many others all of whom helped me with materials and information on materials and instruments, for which I am very grateful. Last summer I went to the beautiful city, St. Petersburg, and took lessons on hot enamel from a wonderful teacher and now I am training in this mesmerizing skill.

I really enjoy receiving messages of gratitude from girls who have bought my earrings or rings, when they share their positive emotions from wearing the jewellery. I love to set my creative energy free and see how new designs are born under my fingers. For me its real magic – before it was just in the mind and now you have it in front of you on the table.

Lidiya DzhebisashviliBut maybe if it was not for my mother and participation in a charity (we have little shelter with 20 cats and 4 dogs at home), I wouldnt be doing it so actively, and instead would spend more time in retreat in some Nepali cave, but the feeling of responsibility for those who are near me, for those I can help with beauty, inspires me to continue. Moreover the south of Crimea is one of the most beautiful places in the world and I have a possibility, living a simple life, to work, practice and infinitely study at my home. I have my own sense for beauty, and if it resonates with the sense of beauty in another person, it makes me very happy. I draw inspiration from masters of the past who lived many centuries before, which is why many people feel the breath of ancient times in my works.

Living in Crimea I am very lucky to have my Master Chogyal Namkhai Norbus child, Kunsangar South, close to me.

As you may know, there is an artistic tradition that comes from Rinpoche himself. I often observed how he could playfully fold origami, cut the form of double dorje from paper, or make a bracelet or protection necklace. Some of them he immediately gave to auction with all funds going to support a Gar or a place where a retreat was taking place. But his most precious ornament, the Precious Garland, his most important gift is his Teaching, which lives on in his students. That is why any sincere searcher, not having money, but having transmission, could get in touch with it.

Together with the Gakyil of Kunsangar South we are producing Melongs, the funds from which, excluding the costs of material, will go towards organizing retreats at Kunsangar South. In this way we pay homage to Fabio, my first teacher of jewellery, with the funds from the first set of Melongs covering the costs for the organisation of his upcoming retreat at Kunsangar South.

Future sets of Melongs will go to the organisation of retreats with other instructors of the Dzogchen Community. This project has been very successful and I hope that in future we will continue earning money for Kunsangar South using creative activities.

As long as the teaching is alive, Rinpoche is alive too, and beauty, at least a little bit, will be saving the world.

Lidiya’s contacts:

https://www.facebook.com/lidiya.vagabond

https://www.instagram.com/lidiya_vagabond/

Download PDF