Художники Дзогчен-общины – Олег Трояновский

Живая музыка

Олег Трояновский, композитор

«Зеркало»: Где ты родился и вырос? Расскажи немного о своем детстве, семье.

Олег Трояновский: Я родился в Женеве в Швейцарии и прожил там первые годы своей жизни, потому что там работали мои родители. Мой папа был демографом и работал в ООН. Я пошел там в детский сад, потом в школу. Ничего особенного, что склоняло бы к буддизму, в Женеве не было. Там была протестантская атмосфера и, соответственно, школа тоже. Потом, когда мне уже было 13 лет, так получилось, что родители переезжали с одной квартиры в другую, и в новой квартире оказались рояль и пианино. Правда, рояль родители потом убрали — продали или выбросили, потому что он был не нужен, — а пианино осталось. Вот так я случайно встретился с пианино, и мне очень понравилось заниматься музыкой, что-то сочинять. У меня была идея стать именно композитором, я точно не помню, откуда она возникла. Потом я попросил, чтобы мне нашли преподавателя, и я начал заниматься с нашей родственницей, а потом пошёл в музыкальную школу.

Позже наша семья вернулась в Москву, и мне было очень интересно оказаться в Москве из-за богатой музыкальной жизни, консерватории, истории русских композиторов. Ведь в Швейцарии нет такой большой истории музыки, как у нас. Постепенно я стал готовиться к поступлению в Московскую консерваторию и закончил ее как композитор в 24 года.

З: Как проходило твое обучение?

ОТ: Я все время что-то сочинял, потому что мне это было интересно, потом это нужно было делать во время учебы, чтобы сдавать сессии, зачеты, ну и, естественно, я делал это из удовольствия. Я начинал с современных российских и советских композиторов. Постепенно мои предпочтения менялись, в консерватории я узнавал все больше про музыку. Не могу сказать, что в консерватории было самое современное композиторское образование, но оно дало очень хорошее знание традиций, классики и музыки 20-го века. А в остальном надо было доучиваться самому, искать практикующих композиторов и пытаться у них стажироваться, чему-то учиться.

З: Какой музыкой ты увлекался? Какие композиторы и жанры на тебя повлияли?

ОТ: Когда я начал заниматься, мне была ближе музыка конца 70-х и 80-х. Шостакович, Прокофьев мне были мало интересны, так как они уже относились к прошлому. Я начал с Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Арво Пярта, а также Джона Кейджа, Дьёрдя Лигети и Яниса Ксенакиса. Потом я стал двигаться дальше, потому что эта музыка тоже становилась классикой. Я интересовался электронной и современной оркестровой музыкой, а так же концептуализмом московского направления в более широком смысле. Сегодня я пишу и записываю музыку для своих альбомов, арт-инсталляций, музыку для кино, видеоигр, анимаций, мюзиклы и т. п. Сегодня именно в области кино и видеоигр в большей степени продолжает жить оркестровая музыка.

З: Расскажи, как ты познакомился с Чогьялом Намкаем Норбу?

ОТ: В 2002 году, когда мне было 22 года, я со своими друзьями случайно попал на буддийскую лекцию в Москве. Меня это заинтересовало. Тогда у студентов был удлиненный отпуск, чтобы освободить консерваторию для конкурса Чайковского. Я решил провести часть лета в Бурятии, поближе познакомиться с буддизмом, так как я знал, что буддизм в России в основном присутствует в Бурятии, Калмыкии и Туве. В то время в Бурятию приезжал большой тибетский лама Богдо Геген. Я случайно попал на его семинары, где он много учил буддийской философии и практике, давал комментарии. Среди его учеников были ребята, которые уже знали Намкая Норбу. Они рассказали мне о нем и дали книжку «Зеркало: совет по присутствию и осознанности». Я помню, что я ее немного почитал, и у меня не возникло совершенно никакого интереса. Но я запомнил имя — Намкай Норбу.

Прошло полгода, я стал больше читать книги, продолжая изучать буддизм. В частности мне попала в руки книга Далай-ламы «О дзогчен». Также один мой знакомый порекомендовал прочитать другую работу Намкая Норбу, и вот тогда это произвело на меня большое впечатление, я загорелся интересом. Я связываю это с тем, что — по крайней мере в моем случае — без предварительной подготовки более продвинутые темы не производят эффекта и даже кажутся скучными. А когда у меня уже возникло минимальное представление о буддизме в целом — конечно, не очень глубокое, но все же, — вот тогда дзогчен стал казаться намного интереснее и, главное, актуальнее. Особенно ценным было то, что, будучи университетским профессором, Намкай Норбу хорошо понимал как преподавать буддийскую медитацию западным людям, обходя тибетские культурные и религиозные условности.

Через полгода Намкай Норбу приехал в Россию. И удивительным оказалось то, что Кунсангар — место где он проводил семинар — находилось в 20 минутах ходьбы от дачи моих родителей. Мой папа купил дачу в Павловском Посаде, и Кунсангар находился буквально напротив через реку. Это было очень удобно. Я познакомился с Намкаем Норбу, когда он проводил тренинг по Санти Маха Сангхе. Сам я в тренинге не участвовал, но в какой-то момент просто подошел познакомиться. Я не думаю, что он тогда меня запомнил. Потом уже были его лекции в Москве и моя поездка к нему в Италию в Меригар, где с Ринпоче можно было познакомиться поближе. В основном я задавал глупые вопросы по буддийской философии, а он, отвечая, пытался перевести меня в режим чисто практического понимания, за что я теперь очень благодарен.

Позже, в 2010 году, я стал инструктором Санти Маха Сангхи. В то время я координировал занятия в Москве, часто на них ходил, и мне говорили, что в Москве нет инструктора, и спрашивали, не хочу ли я подготовиться к экзамену. В какой-то момент я решился. Не могу сказать, что я получаю удовольствие от того, что я учу и передо мной сидят люди и слушают меня. Моя мотивация была достаточно прямолинейной: я просто хотел поближе познакомиться с Ринпоче, и иметь возможность больше с ним общаться.

Олег Трояновский с Ринпоче в Северном Кунсангаре, 2013 г.

Сейчас я понимаю, что это достаточно наивная идея, потому что на самом деле это не очень влияет на успешность освоения медитации. Необязательно быть близко знакомым с учителем, задавать больше вопросов и переписываться. Но в результате я понял, что благодаря инструкторству я, как мне кажется, по-настоящему хорошо освоил материал Санти Маха Сангхи. Мое понимание практики дзогчен стало раз в 10 лучше, чем было до того, хотя оно все равно не достаточно точное.

З: Повлияла ли как-то встреча с Ринпоче и его учением на твое творчество?

ОТ: В 2004 году я полетел на остров Маргарита в Венесуэле, где Ринпоче проводил много времени, и я тоже провел там много времени. Поскольку Ринпоче тоже был музыкантом, он постоянно играл музыку и пел. Мы часто ходили все вместе плавать. Ринпоче источал тибетскую музыку, рассказывал про нее и пел, поэтому эти совершенно особенные тибетский мелодии, основанные на пентатонике, осели во мне, и я чувствую, что их влияние присутствует в моем музыкальном почерке. На другом уровне общие идеи, связанные с буддизмом и дзогчен, тоже как-то оседают и начинают проявляться в музыке. Конечно, практика присутствия и осознанности помогает сосредоточится на работе и работать эффективнее.

Например, у меня недавно вышел альбом, который я сделал как творческий эксперимент, под названием Protomusic. Он доступен в Spotify, Apple Music, Itunes и т. д. Я постарался представить себе некую общую, даже примитивную звуковую основу, которая могла бы служить прототипом более сложных музыкальных произведений, которые слушатель уже сам может додумать в своем воображении. Наверно, это идея навеяна буддийским представлением о том, что есть ум и природа ума, или относительная и абсолютная истины.

Еще один проект, над которым я сейчас работаю, — это музыкальный альбом в виде мобильного приложения под названием Andante: living music. Это новая классическая музыка, которая импровизируется в тот момент, когда человек нажимает на кнопку, запуская приложение. Я как композитор сделал специальные музыкальные темы, а алгоритм, искусственный интеллект, на их основе каждый раз создает новые, неповторимые импровизации. Эти пьесы персонализированы и соответствуют времени дня, вашему настроению и тому, чем вы сейчас заняты — работаете, отдыхаете или ложитесь спать. Я думаю, что эта идея мгновенного, спонтанного проявления музыки тоже навеяна известными буддийскими принципами, хотя я специально так не задумывал.

З: Как ты сочиняешь музыку и какие инструменты ты используешь?

ОТ: Часто у людей есть волшебное представление о том, как создается музыка. Музыку отдаленно напоминает язык. Мы произносим слова, выражаем себя, можем говорить тише, громче, мягче или резче. То же самое с музыкой. Если какой-то язык тебе уже стал родным, ты его хорошо знаешь, то можно легко придумать стихотворение или начать писать текст, статью, рассказ на нужную тему, и точно так же можно сесть и начать писать музыку.

Я в основном играю на клавишных инструментах, есть также несколько других, которые я использую для отдельных случаев — это перкуссия, скрипка, гитара, самодельные инструменты для создания необычных оригинальных звуков. Но в целом все происходит через компьютер, даже создание оркестровой музыки. В 19 веке работа композитора состояла в том, чтобы написать партитуру — нотный текст, который затем уже где-то на сцене играют исполнители. Сегодня от композитора ждут не партитуру, а уже готовую музыкальную запись, с оркестром или без него. Поэтому работа современного композитора включает в себя сочинение музыки, написание партитуры, запись и доведение до состояния готового аудио-файла.

В наши дни вся эта работа целиком осуществляется при помощи компьютера, который предоставляет композитору больше возможностей: на программных синтезаторах можно создавать бесконечное количество тембров, звуков и т. д. Я по большей части использую программу Logic Pro X и множество дополнительных приложений. Если мне нужно записать живые инструменты, живой оркестр, то я готовлю специальную партитуру, потом записываю и в конце обрабатываю на компьютере и создаю электронный файл, будь то музыка к фильму, видеоигре, инсталляции, музыка для спектакля или мой альбом. Я также создаю музыку для музеев, галерей современного искусства, где музыка является частью экспозиции.

З: В каких проектах ты еще участвуешь, с кем сотрудничаешь?

ОТ: Например, в 2015 году меня попросили написать радио-симфонию, некое музыкальное произведение в свободной форме для российского радио (https://soundcloud.com/olegelo/radiosymph). И я решил переосмыслить старый жанр — симфония с чтецами, где актеры читают тексты между музыкальными номерами. Я сделал гибрид симфонии и радио-программы: вначале слушатели воспринимают, будто бы это радио-передача о пяти совершенно разных композиторах, которые будто бы участвуют в музыкальном фестивале. Они показывают «свои», очень разные произведения и на каком-то этапе даже спорят. Потом становится понятно, что это вымышленные герои, и на самом деле это музыкальное произведение из 5 частей, которое сочинил я. То есть всю эту музыку написал я, а композиторов играли актеры. Я назвал это произведение «Радио-симфония» (Radio Symphony). Позже она был отобрана для престижного Берлинского фестиваля «Приз Европы» («Prix Europa») в номинации музыкальный радио-проект года и я получил специальный приз, заняв 2-е место.

Обложки — Protomusic и Radio Symphony

Совсем недавно, уже во время пандемии, я принял участие в композиторском конкурсе компании HBO, выпускающей довольно известный сериал «Мир дикого Запада». Они предложили написать музыку к 5-минутной сцене из этого сериала. Был апрель, все еще сидели по домам, мне было нечего делать, и я решил поработать над этим. Я сделал частично электронную, частично симфоническую оркестровую музыку полностью на компьютере https://youtu.be/AVrv6o1M82Y. К моему удивлению, в этом конкурсе приняло участие более 11000 композиторов по всему миру. В жюри были такие известные режиссеры, как Джей Джей Абрамс и Джонатан Нолан. В итоге выбрали 6 победителей, в том числе и меня. Фактически, это оказался крупнейший в мире композиторский конкурс последних лет.

З: Есть ли у тебя планы на будущее?

ОТ: В будущем мне интересно заниматься направлением, которое я начал в приложении Andante: living music — создавать музыкальный альбом, где не просто вся музыка уже записана и не меняется, как в старом формате, а делать музыкальный альбом в виде мобильного приложения, так как оно дает больше возможностей для интерактивности, создания более живой музыки, которая может каждый раз меняться, входя во взаимоотношения со слушателями, звучать по-разному в зависимости от обстоятельств — времени суток, распорядка дня и так далее. Вообще я думаю, что в музыке еще очень много нового и неизвестного, что может появится в частности благодаря новым технологиям.

З: Олег, спасибо большое за интервью!

Олег Трояновский

www.olegelo.com

olegelo@me.com

Artists in the Dzogchen Community – Oleg Troyanovsky

Living Music

Oleg Troyanovsky, composer

The Mirror: Could you tell us about your childhood and background.

Oleg Troyanovsky: I was born in Geneva, Switzerland, and lived there the first years of my life because my parents worked there. My father served as demographist at the UN. I went to kindergarten there and then to school. When I was 13 years old, my parents moved from one flat to another, and in the new apartment there was a piano. That’s how I accidentally met music for the first time and I liked playing music and composing very much. I had an idea to become precisely a composer and asked my parents to find me a tutor, and eventually enrolled at a music school.

Later my family returned to Moscow, Russia, and I was very curious to find myself there because of its rich musical life, the Conservatory, and the history of the Russian composers. In Switzerland there is not such a great history of music like we have here. Gradually I started to prepare myself to enter the Moscow Conservatory and graduated from it as a composer at the age of 24.

M: How did your studies go at the Conservatory?

OT: I have always been composing because it fascinated me. Then I needed to do it in my course of studies and of course I did it for pleasure. I started with the modern Russian and Soviet composers but with time my preferences changed as I began to learn more about music at the Conservatory. I cannot say that there was the most progressive approach to composition there but it gave me profound knowledge of traditions, classical and 20th century music. As for the rest, I had to learn by myself and search for practicing composers and try to train with them.

M: Were you influenced by any particular composers or musical genre?

OT: When I started to study I was keen on the music from the end of 70s and 80s. I was not interested in Shostakovich and Prokofiev much as they already belonged to the past. I began with Alfred Schnittke, Sofia Gubaidulina, Arvo Pärt, as well as John Cage, György Ligeti, and Iannis Xenakis. Then I started to move forward as this music was already becoming classic. I became interested in electronic and modern orchestral music, as well as Moscow conceptualism in a wider sense. Today I compose and produce music for my albums, art installations, music for cinema, video games, animations, musicals, etc. Today orchestral music continues to live mostly in the sphere of cinema and video games.

M: How did you meet Chögyal Namkhai Norbu?

In 2002, when I was 22 years old, my friends and I happened to attend a Buddhist lecture in Moscow. It left me curious. At that time students had a longer vacation so I decided to spend half of the summer in Buryatia to get to know more about Buddhism, as I knew that in Russia it is present mainly in Buryatia, Kalmykia, and Tuva. At that moment a great Tibetan lama, Bogdo Gegen, came to Buryatia to visit and I participated in his seminars, where he taught a lot of Buddhist philosophy and practice and gave commentaries. Among his students there were some people who already knew Namkhai Norbu. They told me about him and gave me his book The Mirror: advice on presence and awareness. I remember reading it although it did not impress me much, but I remembered the name – Namkhai Norbu.

Half a year passed and I continued to study Buddhism. In particular, I came across the Dalai Lama’s book on Dzogchen. Then one of my acquaintances recommended another of Namkhai Norbu’s works and at that time it impressed me a lot and I lit up with interest. I suppose that in my case without preliminary preparation more advanced topics did not have an effect. But when I already had some minimal idea about Buddhism in general then Dzogchen seemed much more interesting and timely. Especially precious was that Rinpoche, being a University professor, understood very well how to teach meditation to westerners beyond Tibetan cultural and religious conventionalities.

Six months later Namkhai Norbu came to Russia. And it was surprising that Kunsangar – the place where he gave the seminar – was a twenty minute walk from my parents’ summer house. My father had bought a house in Pavlovsky Posad, and Kunsangar was located right opposite the river. It was very convenient. I met Namkhai Norbu when he conducted a Santi Maha Sangha training. I did not participate, but at some point I came up to him to introduce myself. Later there was a lecture in Moscow and my trip to Merigar, Italy, where I had a chance to get to know Rinpoche more closely. I mainly asked him stupid questions on Buddhist philosophy, and he, answering me, tried to give me some practical understanding, for which I am very grateful to him now.

Oleg Troyanovsky with Rinpoche at Kunsangar North in 2013.

Later, in 2010 I became a Santi Maha Sangha instructor. At that period I coordinated practices in Moscow and often attended them. People would say that there was no instructor in Moscow and would ask me if I wanted to prepare for the exam. At some point I decided to do it. I cannot say that I enjoy it when I teach and there are people in front of me listening. My motivation was quite straightforward: I just wanted to get to know Rinpoche more closely and have the possibility to communicate with him.

Now I understand that it’s quite a naive idea, because it does not really contribute to successful mastering of meditation. It’s not necessary to know the teacher well, ask many questions and be in touch with him. But as a result I understood that, thanks to my being an instructor, I think I have learned Santi Maha Sangha material really well. My understanding of Dzogchen practice became 10 times better than it was before, although it’s still not precise enough.

M: Did your meeting with Rinpoche and the teaching influence your creative work?

OT: In 2004 I flew to Margarita Island in Venezuela, where Rinpoche had been spending a lot of time, so I spent a lot of time there, too. As Rinpoche was also a musician, he used to constantly play music and sing. Rinpoche exuded Tibetan music, he talked about it and sang, so these absolutely peculiar Tibetan melodies based on a pentatonic scale assimilated in me and I feel their presence in my musical style. On another level, general ideas related to Buddhism and Dzogchen somehow also assimilated in me and began to manifest in my music. Of course, the practice of presence and awareness helps me to focus on my work and to work more effectively.

Not long ago I produced a musical album called Protomusic, which I made as a creative experiment. It is available on Spotify, Apple Music, Itunes, etc. I tried to imagine a general, even primitive sound base which could serve as a prototype for more complicated musical pieces, and which listeners can think up themselves in their imagination. Probably this idea was inspired by a Buddhist concept of the existence of mind and nature of mind or relative and absolute truths.

Another project I am working on now is a musical album for a mobile app called Andante: living music. It’s a new type of classical music that is improvised the moment a person launches the app. As a composer I have made special musical themes and an algorithm, artificial intelligence, creates new, unique improvisations each time.

These creations are personified and correspond to the time of the day, your mood, your occupation – whether you are working, resting or going to bed. I think this idea of instant spontaneous manifestation of music was also inspired by Buddhist principles, although I did not intend to do it.

M: How do you compose music and which tools do you use?

People often have a magical idea of how music is created. Music is remotely reminiscent of language. We pronounce words, express ourselves, we can speak quietly, loudly, softly, sharply. The same applies to music. When some language becomes native to you, when you’ve learned it very well, it’s easy to compose a poem or begin to write a text, an article, a story on a specific topic, and in the same way you can sit and compose music.

I mainly play keyboard instruments, then there are others that I use in special cases – percussion, violin, guitar, hand-made instruments for creating ingenious original sounds. But in general I create music on a computer, even orchestral music. In the 19th century the composer’s job consisted of writing a musical score, a text of notes, which later musicians would perform on a stage. Nowadays they do not expect a musical score from a composer but a completed musical recording, with or without orchestra. That’s why a modern composer’s job includes composing music, writing a musical score, and recording and preparing a completed audio-file.

Today the whole work is totally performed on a computer which gives a composer a wider range of opportunities: on software synthesizers one can create an infinite quantity of tones, sounds, etc. In general I use Logic Pro X software and many additional apps. If I need to record live instruments, live orchestra, I prepare a special musical score, then record and at the end process it on the computer and create an electronic file, be it music for a movie, video game, installation, museum, or modern art gallery where music is a part of exhibition.

M: What other projects do you participate in and who have you been working with?

In 2015 they asked me to write a radio symphony, a kind of musical play in a free manner for Russian radio (https://soundcloud.com/olegelo/radiosymph). I decided to give a new meaning to the old genre – a symphony where actors read texts between musical performances. I made a hybrid of a symphony and a radio program: at the beginning listeners perceive it as a radio program about five totally different composers who seemingly participate in a music festival. They show their ‘own’ distinct music pieces and at some point even argue. But then it becomes obvious that these are all fictional heroes and in reality it is a musical composition in five parts. I wrote all the music and the composers were played by actors. I called this piece Radio Symphony. Later it was selected for a prestigious Berlin festival Prix Europa in the nomination Musical Radio Project of the Year and I received a special prize, taking 2nd place.

Covers – Protomusic and Radio Symphony

Very recently, during the pandemic, I took part in a composer’s competition organized by the HBO company that produces the famous series Westworld. It was called Westworld Scoring Competition. They wanted a musical composition to a five minute scene from the series. It was April, everybody was still in lockdown, I had nothing to do and decided to work on that. I did partly electronic, partly symphonic orchestral music entirely on the computer (https://youtu.be/AVrv6o1M82Y). To my surprise 11,000 composers around the world participated in this competition. Finally six winners were chosen, including me. In fact it was the biggest composer’s competition of recent years.

M: Do you have any plans for the future?

OT: I would like to continue the work I started with the app Andante: living music – to create a musical album, not in the old format where all music is recorded and does not change, but to create a musical album in the form of a mobile app, as it gives more opportunities for interaction and creation of a more alive music which can change each time it comes into relationship with listeners, sounding differently depending on circumstances, time of day, routine, and so on. In general I think that there is much that is new and unknown in music that can manifest, in particular thanks to new technologies.

M: Thank you for the interview, Oleg!

Oleg Troyanovsky

www.olegelo.com

olegelo@me.com

Download PDF