Как я встретил Чогьяла Намкая Норбу — Стивен Ландсберг

Стивен Ландсберг, президент международного ганчи, инструктор Санти Маха Сангхи.

Я думаю, что мое знакомство с буддизмом произошло, когда мне было около шестнадцати и я все еще учился в средней школе. У меня был друг, который знал еще нескольких людей, и один из них оказался владельцем книжной лавки. Как-то мы зашли в неё, и большинство книг там были посвящены буддизму. Позже, поступив в университет, благодаря стечению обстоятельств я стал изучать историю религии, и это дало мне возможность на 3-м курсе учебы поехать в Индию.

Так, в возрасте девятнадцати лет я оказался в Варанаси в Индии. На самом деле я поехал туда, чтобы отчасти изучать санскрит, отчасти индийские религии и отчасти индийскую музыку. В действительности все закончилось тем, что пару лет я изучал санскрит, но мой интерес к музыке оказался намного сильнее и заставил меня искать учителя музыки. В то же время я познакомился со многими, кто приезжал из Европы и Соединенных Штатов, но лишь много позже, в 1982 году, я встретился с Намкаем Норбу Ринпоче.

В Индии я познакомился с несколькими итальянцами, дружба с которыми продолжалась даже после того, как я вернулся в Соединенные Штаты. Это были Марио Мальетти, Паоло и Пупе Брунатто, и они рассказали нам о Ринпоче. Затем, в 1982 году, Ринпоче проводил ретрит в Оз в Калифорнии. Обстановка там была очень неформальная. Мы часто ели с Ринпоче, что-то вместе обсуждали, к нему можно было легко приблизиться, он постоянно с нами практиковал. В то время его ретриты сильно отличались от ретритов других учителей. Я также думаю, что это был совершенно уникальный этап жизни Ринпоче.

Шли годы, я продолжал часто видеться с Ринпоче в Восточном Цегьялгаре и на Маргарите, где Ринпоче проводил много времени в неформальной обстановке со своими учениками. Конечно, учиться у Ринпоче в формальных ситуациях было замечательно, но учиться таким неформальным образом было чем-то совершенно особенным.

Когда Ринпоче начал проводить курсы по Санти Маха Сангхе, я очень сосредоточился на том, что он делал. Санти Маха Сангха стала главным направлением моей практики. Затем, в 2010 году, я начал интенсивно готовиться к тому, чтобы стать инструктором СМС. До этого времени у меня не было уверенности в том, чтобы этим заняться, и я просто не был к этому готов. Даже когда в 2010 году я сдал экзамен на инструктора СМС, у меня все еще было очень много сомнений. Даже позанимавшись этим 10 лет, у меня все еще остаётся много сомнений.

Стивен учит СМС в Кундроллинге, Нью-Йорк, США, ноябрь 2014 года.

Поэтому я думаю, что быть инструктором СМС — это некий процесс. Иногда я занимаюсь этим с большим энтузиазмом, а иногда чувствую, что мне нужно уделять больше внимания собственной практике, и пытаюсь сбалансировать эти два аспекта.

После ухода Ринпоче наступил своего рода период замешательства. Никто точно не знал, в каком направлении сделать шаг, и было так много вопросов, гораздо больше вопросов, чем ответов. Я думаю, что с течением времени Община все активнее справляется с этой задачей. На самом деле я очень оптимистично смотрю в будущее. Я вижу, что все налаживается в очень позитивном ключе. Конечно, есть проблемы, и они всегда будут, это нормально.

Но для меня нет никаких сомнений в том, что Дзогчен-община и наследие Ринпоче будут иметь продолжение. Даже сегодня утром у меня было некое озарение, не о Ринпоче, а о других мастерах, которые покинули этот мир. Возможно, прошло тридцать, пятьдесят или сто лет, но их учения все еще передаются в виде книг, либо через учеников, даже великих учеников, так сказать, но они продолжаются. Это пример того, как эти традиции передаются дальше. Я с большой уверенностью смотрю в будущее Дзогчен-общины.

Давайте посмотрим, как всё будет развиваться, возможно, с участием Еши; он уже проводил передачу в Западном Меригаре, так что те люди, которые смогли там присутствовать, имеют доступ ко многим учениям и объяснениям, которые давал Ринпоче: ко всем его беседам, ретритам, книгам и т. д. Если задуматься, другие мастера столько писали, столькому учили, и их учения доступны. Я думаю, что учения Ринпоче постепенно станут доступны очень многим существам.

Конечно, архив учений Ринпоче очень важен, и его нужно поддерживать. Я надеюсь, что он станет доступным, а не чем-то, что используется для подкрепления авторитета людей или чего-то в этом роде. Если вы взглянете на историю, то среди различных религиозных традиций были времена, когда контроль над библиотекой или архивом становился предметом спора, и это могло приводить к проблемам.

Что касается моего обучения СМС, я провожу еженедельные занятия по «Драгоценному сосуду», на которые приходит много новых людей. Сейчас мы также собираемся начать что-то в Китае, и я надеюсь, что это будет еженедельно и будет также посвящено в основном изучению и практике «Драгоценного сосуда». Я думаю, что это может быть полезно.

Есть около 45 инструкторов СМС, и все они были уполномочены Ринпоче. На них лежит большая ответственность, и есть много вещей, которые нужно сделать. Есть люди, которые разрабатывают открытые программы, и это очень полезно, а есть люди, работающие в одиночку и старающиеся изо всех сил. Я думаю, что для всего этого есть место. Мы не должны пытаться каким-либо образом ограничивать.

Итак, есть люди, которым нравится сотрудничать и делать что-то вместе, а есть те, кто считает более эффективным работать в одиночку. Все это хорошо; мы не должны пытаться создавать барьеры и мешать людям что-то делать.

Прямо сейчас в многофункциональном Zoom происходит так много событий, иногда даже одновременно. Я не вижу в этом никакой проблемы. Я думаю, что если люди могут участвовать там, где они считают это необходимым, этого достаточно, нам не нужно ничего контролировать. Также у нас есть приложение Сангха и рассылка Норбунет, так что у нас есть все эти способы объявлять обо всех этих возможностях более широкой аудитории.

Я думаю, что основное направление нашего участия будет зависеть от нашего личного энтузиазма, основанного на нашей практике. Я чувствую, что если люди видят и ощущают пользу от этого, то их участие в Общине будет естественным образом развиваться, и они будут вдохновлены участвовать и делать столько, сколько могут.

Как говорил Ринпоче, мы живем во времени и стареем день ото дня, неизбежность этого процесса безошибочна. Таким образом, мы зависим от того, чтобы молодые люди сделали шаг вперед и заняли ответственные позиции. Я думаю, что это естественный процесс и он произойдет. Нам не нужно принуждать, это просто произойдет естественным образом. В заключении хочу сказать, что я довольно оптимистично смотрю в будущее Общины.

How I Met Chögyal Namkhai Norbu and Beyond with Steven Landsberg

Steven Landsberg, IG President and Santi Maha Sangha instructor

I think my exposure to Buddhism happened when I was about sixteen and still in High School. I had a friend who knew some other people and one of those people happened to be an owner of a bookstore. We were able to go there, and most if his books were on Buddhism. Then later on when I went to the University, a series of events made it possible for me to get involved in a study program, the History of Religion, and that made it possible for me to go to India; in the 3rd year of the University.

So I found myself at the age of nineteen in Varanasi, India. I actually went there partly to study Sanskrit, partly to study something about Indian religions and partly to study Indian music. Actually what ended up happening is that I studied Sanskrit for a couple of years, but my music interest became much stronger and that interest led me to search around for a music teacher; and at the same time I was exposed to a lot of people who were coming from Europe and the United States, but it wasn’t until much later that I met Namkhai Norbu Rinpoche in 1982.

That meeting was the result of knowing some Italians in India, and my friendship with them continued even after I returned to the United States. I knew Mario Magliettti and Paolo and Poupee Brunatto, and they told us about Rinpoche. Then in 1982 when Rinpoche led a retreat at OZ in California, he was extremely informal; we used to eat with him and discuss with him, and he was very easily available, practicing with us all the time and it was very different learning with him at that time than it was with other teachers. And I think that was a phase of Rinpoche’s life that was also quite unique.

As the years went by I continued to see Rinpoche frequently in Tsegyalgar [East} and also a lot in Margarita where Rinpoche spent a lot of time informally with his students. Of course learning in formal situations with Rinpoche was great, but learning in this informal way was also something very special.

When Rinpoche started offering the Santi Maha Sangha courses, then I became very focused on what he was doing. Santi Maha Sangha became the main emphasis of my practice. Then in 2010 I began very intensively to prepare myself to become a SMS instructor. Until that time I did not have the confidence to enter that and I was just not ready to do that. Even when I did pass the SMS Instructor’s exam in 2010, I still had many, many doubts. Even after doing this for 10 years, I still have many doubts.

Steven teaching SMS at Kundrolling, NYC, November 2014

So I think being an instructor of SMS is a kind of process. Sometimes I am very enthusiastic about doing it, and sometimes I feel I need to pay more attention to my own practice and I try to balance the two of those things.

Now, since Rinpoche’s passing, there has been a kind of confusing period. Nobody knew exactly where to place their foot and there were so many questions, a lot more questions than there were answers. I think as time has gone on, the Community is stepping up to this challenge. I feel very optimistic about the future actually. I see things settling down in a very positive way. Of course there are issues and there are always going to be issues. That is normal.

But for me there is no question that the Dzogchen Community and the legacy of Rinpoche are going to continue. Even this morning I had a kind of flash, not about Rinpoche but about other masters who have passed on, maybe it’s been thirty years, fifty years, or maybe a hundred years, but still their teachings come down in the form of books, or as represented by their students, or even their grand students, so to speak, but they have continued. And these are examples of how these traditions get passed on. I feel very confident about the future of the Dzogchen Community.

Let’s see how this evolves, with Yeshi’s eventual involvement, already he did this kind of transmission in Merigar [West} so those people who were able to attend have access to a lot of the teachings and explanations that Rinpoche gave; all his talks, retreats and books etc., so when you think about it other masters, they wrote so much, they taught so much, and their material is available. I think Rinpoche’s material will gradually become available to so many beings.

Certainly the archive of Rinpoche’s teachings is very important and it needs to be maintained, my hope is that it becomes available, not something that becomes used to maintain peoples’ authority or something. If you look at history, there have been times among various religious traditions where the control of a library or archive become a point of contention, and that can lead to problems.

As for my SMS teaching, I do a weekly session on the Precious Vase, and many new people come there, and we are also going to start something now in China, and I hope that will be on a weekly basis and it will also be dedicated mostly to the study and practice of the Precious Vase. I think that can be useful.

There are around 45 SMS instructors, and they have all been authorized by Rinpoche; they have a big responsibility to fill and there are many things to do. There are people who are developing open programs and that is very useful, and then there are people working alone and trying their best. I think there is room for all of this. We shouldn’t try and limit it in any way.

So there are people who like to collaborate and do things together, and then there are those who find it more efficient to work alone. All of this is good; we shouldn’t try to create barriers and make it difficult for people to do things.

Rght now with all the Zoom possibilities, there are so many things going on even at the same time, I don’t see any problem there, I think there is enough if an audience and people can participate where they feel it is necessary, we don’t need to control things there. Also we have this Sangha App and Norbunet, so we have all these ways of announcing all these possibilities to the wider audience.

I think the main thrust of our involvement will depend on our individual enthusiasm based upon our practice. I feel that if people are seeing and experiencing the benefit of that, then their involvement with the Community is going to naturally unfold, and they will be inspired to participate and do as much as they can.

As Rinpoche used to say, we live in time and we are getting older day by day, the inevitability of that process is infallible. So we depend on younger people to step forward and move into positions of responsibility, I think that is a natural process and it is going to happen. We don’t need to force but it will just naturally take place. To conclude, I am rather optimistic about the future of the Community.

Download PDF