Как я встретила Ринпоче – Лилия Летти

Я родилась и выросла в Москве в мусульманской семье. Я татарка и мои родители, а также все бабушки и дедушки тоже татары и, соответственно, мусульмане. Не то чтобы мои родители были очень верующими, они не читают молитвы по пять раз в день, но Ураза-байрам, мусульманский пост, соблюдают.

В детстве у меня было все как обычно: детский сад, школа. Мне всегда нравилось общаться с людьми постарше, задавать им вопросы. Я была довольно депрессивным ребенком, но с детства любила музыку и занималась танцами: сначала бальными, а потом, в школе, — танцами в стиле хип-хоп.

Когда мне было 16 лет, я некоторое время изучала ислам, пробовала практиковать, молилась. У меня был парень-мусульманин, и его родители тоже были мусульмане, мы не ели свинину, нам нельзя было слушать музыку, танцевать и т. п. Но вскоре я почувствовала, что это меня слишком ограничивает. Мне не нравились все эти ограничения. Я привыкла жить и расти очень свободно, мне многое разрешали. А тут вдруг ничего нельзя — это казалось мне странным.

В то время у меня была подруга, отец которой был одним и первых преподавателей кундалини-йоги в Москве, и она пригласила меня на занятие, где я познакомилась с йогой. Мне очень понравилось. Вскоре я устроилась работать администратором в «Федерацию йоги» на Бауманской. Там я занималась кундалини-йогой и работала. 

Через какое-то время от практики кундалини-йоги у меня появилось очень много энергии, которую я не умела направлять. У меня очень сильно поднялся ветер, я стала очень беспокойной, у меня появились странные мысли, часто менялось настроение. Я поняла, что не справляюсь, и решила сменить направление и пойти на хатха-йогу. Я занималась два-три раза в неделю в течение года, и внутри у меня все подуспокоилось. 

Я стала изучать индуизм, но на какие-то вопросы не находила ответа, и у меня было ощущение, что мне чего-то не хватает. У меня были друзья, которые крутились в этом мире, разговаривали о разных течениях, разных учителях. Сначала я думала, что мне не нужен учитель, но потихоньку стала задумываться и чувствовать, что он нужен, но я не знала, какой именно и т. д. 

В то время я узнала про випасссану С. Н. Гоенки, методе очищения ума, и поехала на нее, проведя десять дней в молчании и покое. Это был очень интересный опыт, тогда я назвала его драгоценным. Когда ум успокоился, стала появляться ясность. Мне очень понравилось. Я вышла оттуда с таким ясным умом и с такой скоростью внимания, что замечала всё вокруг. Это было в апреле 2013 года.

В то время я продолжала работать на Бауманской. Где-то в июне к нам пришёл Артём Верный из Дзогчен-общины и принёс плакат, на котором была фотография Ринпоче и анонс предстоящего ретрита по Зелёной Таре в Северном Кунсангаре, а также флаеры по Танцу Ваджры. Увидев Ринпоче, я подумала, что это, наверно, интересный и мудрый учитель, но мне тогда, скорее, понравился Артём, и я решила с ним поговорить. Я спросила его, что именно он принёс, и он рассказал мне о Танце, медитации, движении. Тогда я заинтересовалась и, подумав, что это то, что мне нужно, решила поехать посмотреть.

В то время я собиралась переехать в Питер и хотела уйти с работы. Я дорабатывала последний месяц и собирала деньги на переезд, потому что мне не хотелось больше жить в Москве. И вот я поехала на ретрит. Утром я сначала сходила на йогу. Я подумала, как классно, что здесь по утрам занимаются йогой, потому что мне очень нравилась йога. Так как это была янтра-йога, новый для меня вид йоги, то я сравнивала, что в ней было похоже на кундалини, а что на хатху. И там было всё вместе — хатха и кундалини,— потому что в ней сочетались дыхание, движение, асаны. Я подумала, что это очень интересно. Моё тело было довольно подготовленным, и мне было легко понять восемь движений.

С Ринпоче во время экзаменов по Кайта. Тенерифе, 2016 г.

Потом днём было учение, и тоже было очень интересно. Когда мы стали петь Песню Ваджры, у меня были очень сильные переживания. Но самое удивительное случилось вечером. Учение закончилось, мы поели, и вечером, когда я пошла гулять по Кунсангару, я услышала, как в шатре играет музыка. Я подумала: «Какая интересная музыка, пойду посмотрю». Я подошла и увидела, как где-то 50–60 человек танцевали Кайта. Я очень обрадовалась. У меня сложился пазл: здесь была и йога, и учение, философия, и танцы. И я решила остаться, потому что мне всё нравилось.

Я сразу побежала танцевать и учить танцы. Вот так всё и произошло. С каждым днём я углублялась всё больше и больше. Я ходила по гару, смотрела на всех, но никого не знала, а ощущение было такое, будто мы уже где-то виделись. С каждым днём я узнавала всё больше людей, и потом мне сказали, что все едут в Крым. Я поняла, что мне не нужно уезжать в Питер — я уже нашла то, что искала. 

Сразу после Москвы мы поехали в Крым, где я пробыла месяц, и мы всё это время танцевали Кайта. Открытых учений там, по-моему, не было — был учительский тренинг по янтра-йоге, куда я ходила как участник и учила янтра-йогу, и был экзамен и тренинг по Санти Маха Сангхе. А по вечерам мы каждый день по два часа танцевали Кайта. Это было очень здорово и радостно.

После этого я вернулась в Москву, где стала ходить на ганапуджи, коллективные практики, янтра-йогу, а осенью поехала на ретрит с Джимом Вэлби по базовому уровню Санти Маха Сангхи. 

Весной 2014 года я узнала, что летом в Меригаре пройдёт фестиваль танцев народов мира. Туда приехало много людей. Я и ещё несколько девушек из московской Дзогчен-общины подготовились и выступили там с русским народным танцем. Вот так я впервые побывала в Меригаре, в Италии, где познакомилась с Себастьяном, будущим отцом моего ребёнка.

В 2015 году я впервые поехала в Дзамлинг Гар, после чего мне захотелось уехать из России. В 2016 году я снова поехала в Дзамлинг Гар, чтобы принять участие в экзамене по Кайта. Все эти годы это была моя основная практика. Так я стала инструктором Кайта. Мы жили в палатках в Барранко, на природе, и  занимались волонтёрской работой в гаре. А чуть позже я сдала экзамен по Санти Маха Сангхе. На Тенерифе я снова встретилась с Себастьеном, и мы стали жить вместе. Потом у нас родилась дочь Кьяра, и мы переехали в Италию. Сейчас ей уже 6 лет, она ходит в первый класс.

С дипломом после экзамена по Кайта.

Где-то с весны прошлого года я стала говорить по-итальянски. До этого не говорила, так как итальянский язык давался мне тяжело, я долго к нему привыкала. Не так давно, после двух курсов обучения, я стала кинологом. Поэтому сейчас я работаю с собаками и также лошадьми. Животные всегда были частью моей жизни. Ещё я интересуюсь психологией.

Всё взаимодействие с Ринпоче у меня происходило во время Кайта. Он часто говорил, что в Кайта есть определённые правила, которые нужно соблюдать. Мы должны двигаться в одном ритме, выполнять определенные движения, и когда нам это удаётся, мы, с точки зрения энергии, становимся одним целым и энергия, которая генерируется в этот момент, во время танца, гармонизирует наше тело. Когда это происходило, я это замечала и смотрела на Ринпоче, а он в этот момент смотрел на меня. Благодаря этому контакту я поняла, что во время танца мы гармонизируем своё тело и своё измерение. 

Встреча с Ринпоче стала самым важным событием в моей жизни, благодаря ему и его учению я обнаружила свою истинную природу и потенциал, который в нас заложен.

How I Met Rinpoche – Lilia Letti

I was born and raised in Moscow, Russia, in a Muslim family. I am a Tatar and my parents, as well as all my grandparents, are also Tatars and, accordingly, Muslims. It’s not that my parents are very religious, they don’t pray five times a day, but they do observe Eid al-Adha, the Muslim fast.

As a child, everything was as usual: kindergarten, school. I always liked talking to older people and asking them questions. I was a rather depressed child, but since childhood I loved music and practiced dancing: first ballroom, and then, at school, hip-hop dancing.

When I was 16 years old, I studied Islam for some time, tried to practice it, and prayed. I had a Muslim boyfriend, and his parents were also Muslim. We didn’t eat pork, we weren’t allowed to listen to music, dance, etc. But soon I felt that this was too limiting for me. I didn’t like all these restrictions. I was used to living and growing very freely; I was allowed a lot. And then suddenly nothing was allowed – it seemed strange to me.

At that time, I had a friend whose father was one of the first kundalini yoga teachers in Moscow, and she invited me to a class where I was introduced to yoga. I liked it very much and soon got a job as an administrator at the Yoga Federation. There I did kundalini yoga and worked.

After some time, the practice of kundalini yoga gave me a lot of energy that I didn’t know how to direct. My wind element got disturbed very strongly, I became very restless, I had strange thoughts, and my mood often changed. I realized that I couldn’t cope and decided to switch to hatha yoga. I exercised two or three times a week for a year, and everything calmed down inside me.

I began to study Hinduism, but it didn’t give answers to some questions, and I had a feeling that I was missing something. I had friends who were interested in yoga and Indian philosophy and talked about different movements and different teachers. At first I thought that I didn’t need a teacher, but little by little I began to think and feel that I needed one, but I didn’t know which one.

At that time, I learned about S. N. Goenka’s vipassana, a method of purifying the mind, and went to a retreat, spending ten days in silence and peace. It was a very interesting experience, at that time I called it ‘precious’. When my mind calmed down, some clarity began to arise. I liked it very much and came out of there with such a clear mind and such a speed of attention that I noticed everything around me. This was in April 2013.

I still continued to work at the Yoga Federation. Then, sometime in June, Artem Verny from the Dzogchen Community came to us and brought a poster with a photo of Rinpoche and an announcement about the upcoming Green Tara retreat at Kunsangar North, near Moscow, as well as flyers on the Vajra Dance. When I saw Rinpoche, I thought that he was probably an interesting and wise teacher, but then I rather liked Artyom, and decided to talk to him. I asked him to tell me about the retreat and activities mentioned in the post and he told me about Dance, meditation, and movement. Then I became interested and, thinking that this was what I needed, decided to go and have a look.

At that time, I was planning to move to St. Petersburg and wanted to quit my job. I was working for the last month, saving some money to move because I didn’t want to live in Moscow anymore. And so I went to the retreat. In the morning I first went to yoga. I thought how cool it was that they did yoga here in the morning, because I really liked yoga. Since it was yantra yoga, a new type of yoga for me, I compared what was similar to kundalini and what was like hatha. And everything was there together – hatha and kundalini – because it combined breathing, movement, asanas. I thought it was very interesting. My body was quite prepared and the eight movements were easy for me to understand.

At the Khaita exam with Rinpoche. Tenerife, 2016. Photo by Enrico Dell’Angelo.

Then in the afternoon there was teaching, and it was also very interesting. When we started singing the Song of the Vajra, I had a very strong experience. But the most wonderful thing happened in the evening. The teaching ended, we had dinner, and in the evening, when I went for a walk around Kunsangar, I heard music playing in the tent. I thought: “What nice music, I’ll go and have a look.” I walked up and saw about 50-60 people dancing Khaita. I was very happy. The puzzle was complete: there was yoga, teaching, philosophy, and dancing and so I decided to stay because I liked everything.

I immediately went to dance and learn the dances. That’s how it all happened. Every day I went deeper and deeper. I walked around the gar and although I didn’t know anyone, it was as if we had already met somewhere. Every day I met more and more people, and then they told me that everyone was going to Crimea. I realized that I didn’t need to move to St. Petersburg – I had already found what I was looking for.

After Moscow we went to Crimea, where I stayed for a month, and we danced Khaita all this time. As far as I remember, there were no open teachings there – there was a teacher training on yantra yoga, where I went as a participant and studied yantra, and there was an exam and training on Santi Maha Sangha. And in the evenings we danced Khaita for two hours every day. It was a very happy and joyful time.

After that, I returned to Moscow, where I began going to ganapujas, collective practices, yantra yoga, and in the fall I went to a retreat with Jim Valby on the base level of Santi Maha Sangha.

In the spring of 2014, I learned that a festival of world dances would be held in Merigar in summer. Many people went there. I and several other girls from the Moscow Dzogchen Community prepared and performed Russian folk dances there. That’s how I first visited Merigar, Italy, where I met Sebastian, the future father of my child.

In 2015, I went to Dzamling Gar for the first time, after which I decided to leave Russia. In 2016, I went to Dzamling Gar again to take part in the Khaita exam. This has been my main practice all these years and is how I became a Khaita instructor. We lived in tents in the Barranco, in nature, and did volunteer work at the Gar. And a little later I passed the Santi Maha Sangha exam. In Tenerife, I met Sebastien again, and we began to live together. Then our daughter Chiara was born and we moved to Italy. Now she is already 6 years old and is in the first grade at school.

With diploma at the Khaita Exam. Tenerife, 2016.

In the spring of last year, I began to speak Italian. I didn’t speak it before because the Italian language was difficult for me and took me a long time to get used to it. Not long ago, after two courses of training, I became a dog handler. So now I work with dogs and also horses. Animals have always been a part of my life. I’m also interested in psychology.

All my interactions with Rinpoche took place during Khaita. He often said that in Khaita there are certain principles that must be followed. We must move in the same rhythm, perform certain movements, and when we succeed, from an energetic point of view, we become one and the energy that is generated in this moment during the dance, harmonizes our body. When this happened, I would notice it and look at Rinpoche, and at that moment he would look at me. Thanks to this contact, I realized that during dance we harmonize our body and our dimension.

Meeting Rinpoche was the most important event in my life, thanks to him and his teachings I discovered my true nature and the potential that lies within us.

Download PDF