Экскурс в Радостные танцы Кайта

Адриана Даль Борго рассказывает о происхождении Радостных танцев и о том, как Кайта шаг за шагом ведёт нас к обретению присутствия и гармонии в повседневной жизни

Появление и развитие проекта «Кайта» выпало на тот период, когда международная Дзогчен-община искала возможности для более тесного взаимодействия с местным сообществом. Примером такой интеграции стало празднование 30-летнего юбилея Меригара в 2011 году. Впервые мы проводили «наши» мероприятия не только внутри общины, но и на площадях близлежащих деревень. Презентации Танца Ваджры и янтра-йоги, танцевальные выступления по вечерам, песни и концерты с участием членов общины со всего света — всё это произвело огромное впечатление на местных жителей: для них стало неожиданностью, что буддисты (или «тибетцы», как они нас называли) умеют не только медитировать…

Именно звук (в песнях) и движение (в танцах) — главные характеристики проекта «Кайта — Гармония в Пространстве». Проект был задуман учителем Дзогчена Чогьялом Намкаем Норбу и получил развитие благодаря сотрудничеству членов общины из разных уголков мира.

Адриана Даль Борго и другие танцоры современных тибетских танцев на выступлении в Адехе. Фото — Мигель Феррада Гутьеррес

Суть проекта — петь и танцевать вместе. Всего насчитывается около 400 песен и 250 танцев. Все они основаны на тибетской культуре. Хореографию ставили танцоры из разных традиций, что придаёт проекту межкультурный оттенок.

Чогьял Намкай Норбу посвятил последние годы жизни совершенствованию и распространению Кайта. Ценность этого учения, равно как и возможности его применения, проявляются постепенно, подобно граням алмаза.

Ключевое слово этого проекта — «гармония». Этот смысл передает тибетское слово Khaita: «ta» переводится как «гармония», но еще один семантический смысл этого слова — «мелодия». «Kha» означает «пространство».

Многочисленные научные исследования показали, что такие виды деятельности, как пение и танцы, полезны для здоровья: они гармонизируют физическое тело и ум

Занятия пением стимулируют выработку иммуноглобулина, допамина, мелатонина и эндорфинов. Таким образом пение укрепляет иммунитет, способствует расслаблению, оказывает анальгезирующее воздействие. Кроме того, оно улучшает память и усиливает способность к концентрации внимания.

Занятия танцами способствуют развитию проприоцепции, стимулируют функционирование кровеносной и дыхательной системы, укрепляют нейромышечные связи и улучшают координацию, развивают чувство равновесия, что позволяет избегать травм и падений, а также улучшают память и служат профилактикой ряда дегенеративных заболеваний.

К тому же, коллективные танцы способствуют межличностному взаимодействию.

Так, например, недавно в журнале Neuroscience было опубликовано исследование, согласно которому танцы лучше других видов физической активности укрепляют душевное и когнитивное здоровье. Результаты исследования показали, что во всех возрастных группах и у каждого участника исследования с хроническим заболеванием занятия танцами способствовали улучшению эмоционального состояния, избавлению от депрессии, повышению мотивации и улучшению когнитивных функций (например, памяти).

Однако проект «Кайта» уникален: здесь песни и танцы превращаются в практику медитации. Мы учимся сохранять присутствие и внимательность, благодаря чему естественным образом возникает чувство радости. На самом деле название «Радостные Танцы Кайта» выбрал Чогьял Намкай Норбу. Слово «радость» относится к обретению глубокого расслабления и гармонии, независимо от скоротечных обстоятельств и ситуаций. Чтобы впервые или заново обнаружить устойчивое радостное состояние, необходимо обратить внимание внутрь себя, а не гнаться за внешними результатами, которые дают лишь временную выгоду. По своей функции танцы Кайта можно сравнить с зеркалом, в котором мы можем увидеть себя. Кроме того, Ринпоче часто говорил о зеркале как о символе обнаружения потенциальности нашей истинной природы.

Слог «ta» («гармония-мелодия») несет глубокий смысл, связанный с принципом эволюции:

«Мы живем на этом земном шаре. Здесь так много людей. Эволюция означает развивать знание своей природы, не оставаясь надолго в двойственном видении, не ограничиваясь им. И потом, если мы развиваем свое знание, это становится хорошим примером в обществе (…) Многие говорят, что нам нужен мир во всем мире (…) Но как может быть мир во всем мире, если каждый будет ограничен и не раскроется немного, всегда думая о «себе», «нас» и т. д.? Если нам нужен мир, то нам нужна эволюция, а эволюция должна развиваться через личную эволюцию». Чогьял Намкай Норбу, статья «Эволюция и наша ответственность по отношению ко всем живым существам»

Сущность практики Дзогчена — пребывать в созерцании в любой момент времени, в любом аспекте нашего существования, будь то физическое тело, речь (энергия) или ум.

В том же направлении разворачиваются рассуждения об этимологии слова joy (англ. joy — радость). Слово происходит от латинского gaudio. В «Энциклопедии Треккани» дано такое определение: сильное чувство радости, особенно духовного или религиозного плана.

Испытать такое чувство непросто. Его нельзя получить путём логических рассуждений или анализа, следуя за движениями ума. Вместо этого нужно упражняться в присутствии.

Когда наши действия обусловлены «слепым» следованием за мыслями или эмоциональными волнами, это может вызвать неразбериху, напряжения и проблемы как для нас, так и для окружающих. В то же время, упражняясь в присутствии, мы учимся выходить за рамки этой обусловленности и действовать исходя из «ясности».

С самого рождения движение — неотъемлемая часть нашей жизни: клетки организма непрерывно обновляются. При этом движение и трансформация присущи не только физическому телу, но также эмоциям и мыслям, возникающим у нас снова и снова.

Метод, который позволит нам сохранять присутствие в движении и, следовательно, в каждый момент времени на протяжении всей жизни, — настоящее сокровище! Именно таким методом являются танцы Кайта.

Поначалу, когда мы только учимся, нужно прикладывать немалые усилия, чтобы понять, как делать танцевальные шаги, как двигать руками, как сориентироваться в новых условиях. Но затем по мере освоения мы можем просто пребывать в присутствии и расслабляться в движении и музыке. Постепенно мы сможем сохранять присутствие и в другие минуты жизни. В конечном итоге, граница между обычной жизнью и практикой или медитацией сотрется. Жизнь превратится в танец.

«Миларепа говорил, что любое движение — это янтра-йога. Я же говорю, что любое движение — это танец». [Чогьял Намкай Норбу, Дзамлинг Гар, 2013 год]. 

Музыка — это сочетание звука и ритма. Крайне важно понимать, как распознавать ритм и следовать ему. Именно ритм создаёт мелодию, под аккомпанемент которой звучит голос певца. А в танце ритм задаёт динамику движений и шагов. Он даёт опору уму и заставляет нас двигаться строго определённым образом. Следуя ритму мы учимся сохранять внимание. Чтобы двигаться в такт, ум должен оставаться в присутствии, то есть не отвлекаться на воспоминания о прошлом или планирование будущего.

Благодаря такой тренировке ума мы шаг за шагом обретаем присутствие и гармонию в повседневной жизни, а значит можем лучше справляться с трудностями. Мы учимся снимать напряжение, становимся более расслабленными и осознанными — жить становится проще и радостнее.

Как только вы вновь обретёте внутреннюю гармонию, ваши движения станут более плавными, расслабленными и точными. Благодаря мелодии мы настраиваемся на общий лад, группа входит в резонанс. Благодаря хореографии, требующей синхронности в движениях и жестах, мы начинаем лучше осознавать себя, друг друга и окружающее пространство. В Кайта много круговых танцев. Круг — очень интересная фигура, наполненная смыслами. Чтобы выстроиться таким образом, каждому танцору необходимо приложить усилия: мы должны внимательно следить за тем, чтобы расстояние между нами было одинаковым, а расстояние до центра круга не менялось. Кроме того, круг должен всегда находиться в центре пространства, в котором мы танцуем. Круг формируется, когда каждый проявляет осознанность и сотрудничество. Поэтому Кайта — это сотрудничество, уважение и гармония в группе.

Чогьял Намкай Норбу был учёным и настоящим экспертом по тибетской культуре. Свои ценные знания он привнёс и в Кайту: в подборку песен и в подробные комментарии к текстам песен с ценной информацией в привязке к различным областям культуры (история, география, искусство и пр.). Интересно проследить, как Ринпоче структурировал песни в сборники согласно принципам тибетской астрологии элементов.

Это ещё один мотив проекта «Кайта»: поддержание тибетского языка и культуры, которые в настоящее время находятся на грани исчезновения.

Культура любого народа уникальна и ценна. Так в чём же особая важность тибетской культуры?

Последователи буддизма знают, что полное собрание всех учений Будды дошло до наших дней на тибетском языке. Именно на тибетский учения были переведены с санскрита силами древних учёных. Если тибетский язык исчезнет, то с ним исчезнет и возможность обратиться к исходным драгоценным текстам.

Язык — это также средство выражения соответствующей культуры. Цивилизация Тибетского нагорья тысячелетиями накапливала глубокие знания в самых разных областях. Благодаря изолированному географическому положению региона эти знания сохранились в неизменном виде. Наследие тибетской цивилизации отражается и в песнях и танцах, вошедших в сборники Кайта. Из слов песен мы узнаём, что тибетская культура хранит в себе общечеловеческие ценности. В песнях поётся о мире и спокойствии, любви к родине, истории и традициям, уважении к окружающей среде, сотрудничестве и толерантности. В них отражаются особые представления о человеке, пребывающем в тесной взаимосвязи со своим окружением, со вселенной и духовным началом. Такое глубокое понимание несомненно обогатит опыт нашего пребывания в этом мире.

Всё вышеописанное находит отражение в эмблеме Радостных Танцев Кайта:

Узел бесконечности, непрерывная линия золотого цвета, подобного солнечному свету, гармонично соединяет все точки земного шара. Узел расположен внутри круга, символизирующего нашу планету и всё человечество. Подобным образом музыкальные ноты и мелодии распространяются в виде непрерывного потока энергии и любви и передают на всем понятном языке послание о мире и эволюции.

Ритмы, мелодии и хореография могут быть самыми разными. Поэтому можно выделить несколько областей применения танцев Кайта. Давайте посмотрим, какие проекты реализуются в настоящее время. 

Благотворительная организация ASIA при поддержке Союза буддистов Италии запустила проект We Are One. В рамках проекта проводятся занятия по Радостным танцам Кайта для учителей и учащихся ряда школ в Риме и регионе горы Амиата. Цель проекта — сформировать более инклюзивное общество и рассказать о многочисленных взаимосвязях между всеми живыми существами. Инициатива призвана поддержать более ответственные модели поведения, развить способности к эмпатии и сформировать личность, сознающую связь с другими людьми и окружающим миром.

Радостные танцы Кайта стали темой кандидатской диссертации в Университете Зальцбурга на кафедре музыки и танцев. Выдержка из этой научной работы скоро будет опубликована издательством Shang Shung Publications. Работа содержит общие сведения о происхождении, развитии и основных принципах Кайта. Это интересное научное исследование.

В Польше Кайта вошла в открытый курс Школы сертифицированных коучей и саморазвития. Программа реализуется под эгидой Международного сообщества коучей. Кайта помогает развивать навыки межличностного взаимодействия и эмоциональные навыки (эмпатия, самообладание, самоанализ, умение коммуницировать).

Кроме того, в Польше занятия Кайта проводятся в рамках трехлетнего проекта «Школа ценностей». Цель проекта — познакомить директоров и преподавателей школ с разноплановыми подходами к работе в повседневной жизни. Со стороны учащихся любой желающий может танцевать Кайта в определённые дни, установленные школьной программой.

Радостными танцами занимаются не профессиональные танцоры, а любители. Тем не менее выступления Кайта неизменно вызывают большой интерес у публики. Нас приглашают на самые разные мероприятия: иногда просят рассказать о культурном аспекте, то есть что значит «быть тибетцем», иногда — поделиться подходом к межкультурному взаимодействию и рассказать о гармонии, сотрудничестве и радости, проходящих красной линией в Кайта.

Лучший способ получить представление о танцах Кайта — познакомиться с ними на личном опыте. Для этой цели подойдёт, например, онлайн-программа Exploring Khaita («Изучаем Кайта»). Программа предусматривает еженедельные занятия по изучению танцев и ежемесячные семинары на разные темы. Например: медицинская польза танцев, аспекты тибетской культуры, песни и целительная сила звука, Кайта и внимательность.

На наших онлайн-площадках представлены все сборники песен с текстами на тибетском языке и на драчжор (фонетическая система транскрипции тибетских текстов, облегчающая их прочтение и пение). Также можно ознакомиться с переводом песен и комментариями Чогьяла Намкая Норбу.

На нашем YouTube-канале выложены обучающие видео и видеоуроки, демонстрационные ролики, записи выступлений и множество презентационных видео. Например, рекомендую к просмотру это видео.

С нетерпением ждём возможности станцевать всем вместе!!!

Адриана Даль Борго

Полезные ссылки

https://khaita.org/
https://khaita.com/collections/barsam
https://www.youtube.com/user/HarmonyInTheSpace
https://shop.shangshungfoundation.com/en/products/9788878341357_message-from-tibet-through-songs-and-dances.html
https://shop.shangshungfoundation.com/en/products/2000000008882_collected-comments-on-the-songs-in-message-from-tibet.html

Контакты:

a.dalborgo@atiyogafoundation.org
khaita@atiyogafoundation.org

Перевод на русский язык — Ольга Юдина, редакция — Юлия Медянцева

Insight into Khaita Joyful Dances

Adriana Dal Borgo recounts the origins of the Joyful Dances and how they can lead us, step by step, to bring presence and harmony into our daily lives. 

The birth and development of the Khaita project corresponds to a phase in which the International Dzogchen Community sought greater integration with the local area, represented by the celebrations on the occasion of Merigar’s 30th anniversary in 2011. It was the first time that ‘our’ activities were held not only in the Association’s facilities but also in the public squares of the surrounding villages. Demonstrations of Vajra Dance and Yantra Yoga, evenings with dance performances, singing and concerts performed by Community artists from all over the world impressed the local people, who were surprised that Buddhists or “Tibetans”, as they called us, knew how to do anything other than meditate…. 

And it is precisely sound, in the form of singing, and movement, with dance, that are the characteristics of Khaita – Harmony in Space: a project created by Dzogchen Master Chögyal Namkhai Norbu and developed with the collaboration of people in the Community from around the world.

Adriana Dal Borgo and other Tibetan Modern Dancers at the Adeje Perfomance
Photo by Miguel Ferrada Gutiérrez

The project consists of singing and dancing together a selection of about 400 songs and 250 dances. They use forms and content from Tibetan culture but are then expressed with choreography developed by dancers from different cultural backgrounds, thus taking on a cross-cultural character.  

Chögyal Namkhai Norbu devoted the last years of his life to perfecting and disseminating this Teaching, the value of which, as well as the different possibilities of application, is gradually revealed, like the many facets of a diamond.

A key word in the project is “harmony”, represented by the Tibetan word Khaita: ‘ta‘ translates as harmony but also has the semantic meaning of melody, while ‘kha‘ means space.

Countless scientific studies demonstrate the health benefits of singing and dancing, activities that involve harmonizing both the physical body and the mind with each other.  

Singing stimulates the production of immunoglobulins, dopamine, melatonin and endorphins. In this way it strengthens the immune system, is relaxing, analgesic, and aids memory and the ability to concentrate.

Dancing increases proprioceptive awareness, stimulates the circulatory and respiratory systems, increases neuromuscular efficiency and coordination, improves balance helping to prevent injuries and falls, stimulates memory, and prevents the onset of some degenerative diseases.

Dancing together also promotes social interaction. 

One example among many: a recent study, published in the Neuroscience journal, showed that dancing, more than other physical activities, improves mental and cognitive health. Research results indicated improvements in emotional well-being, depressive states, motivation, and cognitive functions such as memory, in all age groups and even in individuals with chronic diseases.

The originality of the Khaita project, however, lies in its use of song and dance as a meditative practice through training in presence and mindfulness, from which a naturally joyful condition arises. In fact, Chögyal Namkhai Norbu chose the name “Khaita Joyful Dances” in which the word “joy” refers to the arising of a condition of relaxation and deep harmony, independent of short-lived situations and circumstances.  To find or rediscover a stable condition of joy, we must look within ourselves instead of chasing external results that bring only temporary benefits. The function of Khaita is similar to that of the mirror, a tool that allows us to observe ourselves and a symbol frequently used by the Master to show us how to discover the potential of our true nature. 

The term ‘harmony-melody’ thus takes on a deep meaning, related to the principle of evolution:

“We live on this planet with many other persons. Evolution means to develop the understanding of one’s own nature without being too much conditioned by dualistic vision. In this way we shall become very good living examples for society (..) A lot of people speak about peace (…) but how can we have peace in the world if we do not open up and we only think in terms of “me” or “ us” or we always wish to change something or someone? To have peace, we need evolution and this must develop in the condition of every single person.” Namkhai Norbu “Evolution and our responsibility to all sentient beings” in The Mirror No. 123 https://melong.com/wp-content/uploads/2013/11/TheMirror123.pdf 

The essence of Dzogchen practice is to dwell in contemplation in every moment, in every aspect of our existence, consisting of the physical body, voice or energy and mind. 

Leading us in the same direction is the etymological origin of the word joy, from the Latin word gaudio. We read in the Encyclopedia Treccani: Intense joy, especially of a spiritual or religious nature.  

It is not easy to achieve this goal. It cannot be achieved through reasoning or analysis by following the movements of the mind, but only by training in presence.

When we act “blindly” by chasing thoughts or on the wave of emotions, we can be the cause of confusion, tension and problems for ourselves and others. Instead, training in presence means learning not to be conditioned by it, to act with “clarity”.

Movement is part of our condition, our life, from the moment we are born: the cells of our body are constantly regenerating. Not only the physical body is in movement and transformation but also the emotions and thoughts that continually arise. 

A method that gives us the tools to bring presence into movement, thus into every single moment of our lives, can be considered like a jewel! Khaita gives us the tools for this training. 

At first, especially while we are learning, we have to work hard to understand how to do the steps, to move our arms, to orient ourselves to new movements, but as we become more familiar with the dances, we can simply be present and relaxed in the movement and music. Gradually, presence will extend to all moments of our life until there is no separation between it and the moment of practice or meditation. Life becomes a dance.

 “Milarepa said every movement is yantra [yoga]. I say that every movement is dance.” Chögyal Namkhai Norbu, Dzamling Gar 2013. 

Music is sound plus rhythm.  Knowing how to recognize and follow a rhythm is essential: rhythm creates a melody that accompanies the voice in singing and guides the steps and movements in dancing; it anchors our mind and compels us, lest we get out of the timing, to be attentive and not distracted. To stay in step with the rhythm, the mind can no longer digress by getting lost in memories of past situations or expectations of the future but has to remain in the present. 

And it is this training that will lead us, step by step, to bring presence and harmony into our daily lives. We will cope more appropriately with difficult situations, we will know how to release tension, we will be more relaxed and aware, and our lives will be easier and more joyful. 

By regaining inner harmony, dance movements become softer, relaxed, precise. Through melody we tune in and resonate as a group. Through choreography that requires synchronized movements and gestures, we develop awareness of each other, of us, and of the space around us. Many Khaita dances are performed in a circle, a very interesting and meaningful figure. To create a circle requires the contribution of each dancer: we must all be careful to keep the same distance from each other and a constant distance from the center. We must also keep the circle in the center of the space in which we dance. The circle arises from everyone’s awareness and collaboration.  Khaita is therefore also collaboration, respect, and group harmony.

Chögyal Namkhai Norbu was a scholar and a great expert in his native culture. In Khaita he transferred some pearls of his knowledge: in the choice of songs and in the extensive commentaries on the lyrics, which are rich in insights and connections to various fields of culture (history, geography, art, etc.). It is interesting to see how he chose to organize the song collections, following the principles of Tibetan astrology of the elements.

This is the other motive behind the Khaita project: supporting Tibetan language and culture, which is now in danger of extinction. 

Each individual culture is unique and valuable, so why is Tibetan culture so important?

Those who follow a Buddhist tradition know that the complete collection of all the Buddha’s teachings have come down to us in Tibetan, the language into which they were translated from Sanskrit thanks to the work of ancient scholars: if knowledge of this language disappeared, we would lose the possibility of direct access to the precious original texts.

A language is also an expression and vehicle of the culture from which it came. The civilization of the Tibetan plateau possesses thousands of years of profound knowledge in many fields of learning, which has remained unaltered due to its isolation brought about by particular geographical conditions. This heritage also comes to us through the songs and dances selected in the Khaita collections. From the lyrics of the songs we thus discover that Tibetan culture is the custodian of universal values that are precious to all humanity: they speak to us of peace, love for one’s country, history and tradition, respect for the environment, cooperation, tolerance. They show us a special understanding of man, always seen as an individual in relation to his or her environment, the universe, and the divine. A profound understanding that can only enrich our way of being in the world.

All the observations described so far are summarized in the symbol of Khaita: 

The infinite knot, a line without interruption of continuity, without corners and golden like sunlight, harmoniously connects all points of the earth. The knot is inscribed in a circle representing our planet and all people. Similarly, the notes of music and melody travel as an uninterrupted flow of energy and love, a common universal language, carrying a message of peace and evolution. 

Because of its versatility and variety of rhythms, melodies and choreography, there are several areas and fields of application for Khaita. Let’s look at some of the projects that are taking place at this time.

In the project “We Are One”, organized by ASIA – Association for International Solidarity in Asia – and funded by the Italian Buddhist Union, Joyful Dances are one of the activities aimed at children and teachers in some schools in Rome and the Mt. Amiata area.  The project aims to help create a more inclusive society that is aware of the web of connections that exist between all living things, to encourage more responsible behavior, and to develop a more empathetic and connected self with others and the environment.

Khaita Joyful Dances were the subject of a dissertation for a PhD at the University of Salzburg in the Department of Music and Dance Studies. An excerpt from the thesis will soon be published by Shang Shung Publishing House. The text provides a broad overview of the origin and development of Khaita as well as insights into its principles; it also presents interesting academic research.

In Poland, Khaita is one of the subjects in the Certified School for Coaches and the Self-Development Course (open self-development course) at the ICC (International Coaching Community), as it helps develop so-called soft skills, emotional skills such as self-control, self-awareness, social skills, and empathy. 

Also in Poland, Khaita is one of the activities of Values Schools, a 3-year project aimed at principals and teachers in public schools to develop teachers’ awareness of how to work in different dimensions in daily life. The Dances have also been offered to students as an open activity on particular dates in the school curriculum.

Although practiced by non-professional dancers, Joyful Dances have always attracted significant interest wherever they have been presented. Thus, we have been invited to participate in various performances, sometimes to present the cultural aspect, “Tibetan-ness”, sometimes to share the cross-cultural approach and the message of harmony, cooperation and joy they convey.

The best way to understand  Khaita is to experience it firsthand. One convenient option is Exploring Khaita, an online program that offers weekly classes to learn the dances and one seminar per month that covers topics such as benefits according to medicine, aspects of Tibetan culture, singing and the healing power of sound, and Khaita and mindfulness.

In our online platforms you can find entire collections of songs with all the lyrics, both in the original language and in drajyor, a phonetic transcription system that makes it easy to read the transcription from Tibetan and be able to sing along. You can also find their translations and comments by Chögyal Namkhai Norbu. 

In our YouTube channel you will also find tutorials and pre-recorded lessons, demonstration videos of the dances and performances, and various presentation videos. Among many, I recommend watching this one.

We are waiting for you to dance together!!!

Adriana Dal Borgo

Links to our platforms and available materials

https://khaita.org/
https://KHAITAhaitahaita.com/collections/barsam
https://www.youtube.com/user/HarmonyInTheSpace
https://shop.shangshungfoundation.com/en/products/9788878341357_message-from-tibet-through-songs-and-dances.html
https://shop.shangshungfoundation.com/en/products/2000000008882_collected-comments-on-the-songs-in-message-from-tibet.html

Contacts:

a.dalborgo@atiyogafoundation.org
khaita@atiyogafoundation.org

Download PDF