Шесть освобождений — тролва тругден

Чогьял Намкай Норбу

Гонконг, 16 мая 2012 года. Отрывок из учения о Песне Ваджры.  Продолжение из 161-го выпуска «Зеркала» за сентябрь 2023 года.

Ринпоче учит в Гонконге в 2012 году. Фото: Цзин из Китая.

Нам нужен учитель, но не такой, который лишь прошёл обучение или просто знает, как объяснять написанное в книге. Учитель должен обладать совершенным знанием Дзогчена, и это знание должно быть живым. Учитель не нуждается в книгах и способен совершенным образом ознакомить [ученика] со знанием Дзогчена. Нам нужно, чтобы именно такой учитель учил нас Дзогчену.

Но не стоит думать, что книги по Дзогчену не нужны или не важны. Они очень важны, поскольку учителя тоже всегда учатся, читают и сравнивают своё знание с тем, что написано в книгах. Также и ученики должны учиться подобным образом. Получив прямое ознакомление от учителя, вы можете подумать, что получили некоторое знание и что это знание совершенно. Однако вы не можете быть уверенными на все 100%, поэтому очень важно, чтобы позже вы изучали и читали тексты-первоисточники, чтобы делать сравнения и развиваться. Поэтому все эти тантры, лунги и меннгаг [упадеши] в учении Дзогчен очень важны.

Почему раздел меннгаг является тайным? На то есть две причины: первая заключается в том, что это личный опыт учителей. Обычно учителя дают учения согласно тому, как те объясняются в тантрах, лунгах и книгах по Дзогчену, потому что это официальные учения и они должны передаваться определённым образом. Однако, когда мы применяем практики, поскольку учитель обладает многолетним опытом применения и реализации этих методов, он знает много способов, с помощью которых можно продвигаться по пути быстрее и легче. В тантрах и лунгах может не быть таких непосредственных объяснений, поэтому учителя передают эти учения своим драгоценным ученикам тайно. Ученики изучают их и сохраняют втайне в своих сердцах. Они не разглашают их и никому о них не рассказывают, потому что учитель передал их тайно.

Другая причина, по которой раздел меннгаг держится в тайне, заключается в том, что существует много разных методов. Когда мы используем эти методы, у нас может быть много разных переживаний и видений. Однако, если у нас нет точной основы, то, используя эти методы, мы можем впасть в двойственное видение и заблокировать все наши возможности в этой жизни. По этой причине многие учения Упадеши держатся в тайне. В учении Дзогчен у нас есть раздел, включающий в себя такие учения, как янгти и тогал, которые необходимо держать в тайне. Когда ученик обладает очень точной основой и учитель знает, каково состояние ученика, тогда учитель может передать ему такое учение.

Шесть освобождений – тролва тругден 

Этот раздел называется Упадешей и является источником учения Дзогчен. Например, семнадцать тантр, о которых я говорил прежде и которые связаны с Дра Талгьюр, являются тантрами Упадеши. В данном случае это не значит, что они являются тайными, а говорит о том, что они являются сжатыми и сущностными, чем-то наподобие корня всех учений. Например, Песня Ваджры происходит из одной такой тантры, которая является источником многих вторичных тантр. Среди них есть тролва тругден, или «Шесть освобождений». Шесть освобождений имеют отношение к контактам наших органов чувств с объектами. Мы видим, слышим и т. д., у нас есть пять органов чувств, а также ум. Наш ум думает, судит, а объектом ума являются все явления. Мы добавляем ум к нашим пяти органам чувств, и их получается шесть. В учении Дзогчен они называются шестью совокупностями. Как нам их освободить? Например, мы можем петь, слышать и видеть Песню Ваджры, и всё это становится причиной для освобождения.

В частности есть много учений о шитро, практике, которая стала популярной на Западе благодаря так называемой «Тибетской книге мёртвых». Что значит шитро? Ши означает «мирные», тро означает «гневные», и когда мы делаем визуализацию нашей внутренней мандалы, то представляем мирную мандалу в центре нашего тела, а все гневные проявления — в голове. Мирные и гневные — это два аспекта проявлений. Как представлены эти мирные и гневные аспекты? Мирные подобны пустоте: когда мы наблюдаем свои мысли, они исчезают, а то, что остаётся — это пустота, мирный аспект. Гневные — это момент, когда тут же возникает следующая мысль, что олицетворяет движение. Движение связано со всем, что относится к аспекту нашей энергии, поэтому шитро означает мирные и гневные, то есть состояние покоя и движения.

Почему эти два аспекта представляются в двух разных местах? Центр нашего тела подобен месту пребывания нашего изначального состояния, а его функция связана с умом. Мы отличаем ум от природы ума. Когда наш ум находится в состоянии покоя, это подобно пустоте. Когда есть движение, как оно возникает? Когда мы видим, слышим и т. п., наши органы чувств контактируют с объектами и мы начинаем думать, оценивать, у нас возникают мысли. Каким образом мы видим? Каким образом мы слышим? Мы видим, когда открываем глаза. Где находятся наши глаза? На голове. Все органы чувств находятся у нас на голове, и по этой причине все контакты [с объектами], которые у нас есть, происходят в области головы. Это похоже на то, как если бы офис нашего ума находился в голове.

Поскольку мы получаем информацию из «офиса ума», то полагаем, что ум находится в голове. Но ум не может быть в голове, потому что ум связан с нашим сознанием, а оно связано с нашим изначальным состоянием, которое, в свою очередь, связано с нашей изначальной потенциальностью. Любая существующая потенциальность имеет своё измерение, и у нас есть измерение физического тела.

Голова не является центром, центр находится здесь [в районе сердца]. Когда мы говорим, что делаем визуализацию в своём сердце, это значит, что мы делаем её в центре нашего тела, не в самом сердце как органе, поскольку на самом деле оно находится не совсем в центре. Мы называем это место сердцем в контексте визуализации. Почему оно считается местом пребывания ума и изначального состояния? У нас есть два аспекта проявлений, но, хотя эти аспекты разные, это не два разных состояния. Их состояние всегда едино, разница только в том, что здесь [в сердце] способ проявления и функционирования мирный, а здесь [в голове ] — гневный, но сущность связана с нашими тремя потенциальностями. Это практика шитро.

Песня Ваджры тесно с ней связана. В шитро все тантры об освобождении, или тардрол, включают в себя тролва тругден, шесть освобождений. Некоторые традиции отвергают учение Дзогчен, говоря, что в нём утверждается, что мы можем обрести освобождение посредством функций наших шести органов чувств. Они говорят, что это подразумевает, что освобождение из самсары возможно без необходимости выполнять практику или следовать учению.

Когда мы говорим о шести освобождениях, то имеем в виду освобождение из самсары. У многих чувствующих существ, находящихся в самсаре, нет никаких гарантий из неё освободиться. Песня Ваджры, шесть слогов и т. п. могут создать для таких существ причину освобождения. Когда они получают такую причину освобождения, то когда-нибудь смогут вступить на путь и рано или поздно обретут реализацию. Вот что такое освобождение.

Для освобождения через видение, тонгдрол, мы подготавливаем мантры Песни Ваджры, создаём мандалу-чакру с множеством мантр, и благодаря этой потенциальности, когда кто-то её видит, они создают хорошую причину освобождения. Затем у нас есть знаменитый тодрол, или освобождение через слышание. Люди говорят о Бардо Тодрол [«Тибетской книге мёртвых»], которую читают или поют для умирающих. Принцип Бардо Тодрол аналогичен принципу Песни Ваджры. Если мы поём Песню Ваджры и другие существа её слышат, это может создать для этих существ причину освобождения, поскольку Песня Ваджры обладает такой потенциальностью.

Например, одна из семнадцати тантр Упадеши объясняет качества и ценность Песни Ваджры, утверждая, что когда мы поём Песню Ваджры, даже если нам кажется, что мы поём одни, мы никогда не делаем это в одиночестве. Благодаря потенциальности звучания Песни Ваджры собираются миллионы дака и дакини и поют вместе с нами. Дальше в этой тантре объясняется, что где бы ни исполнялась Песня Ваджры, это место навсегда становится священным, что означает, что когда туда приходят люди, они могут получить соответствующую пользу. Есть много подобных объяснений.

В учении Сутры сказано, что одна лишь потенциальность имени будды может послужить причиной для перерождения в измерении дэвов. Есть одна сутра, в которой говорится о том, как один пруд со множеством рыб стал пересыхать от жары и рыбы в нём стали погибать. Принц узнал об этом и вместе со своими друзьями решил добавить в пруд воды, чтобы спасти рыб, но было уже поздно. Принц, который следовал учению Ратнасикхина, будды той эпохи, взмолился, повторяя имя этого будды, чтобы принести пользу погибшим рыбам. После смерти все рыбы переродились в измерении дэвов, потому что услышали имя будды. Такова потенциальность имени будды. Будда Шакьямуни объяснил это в сутре, сказав, что в очень древние времена этот принц был одним из его воплощений, и однажды эти дэвы пришли к нему во сне и поблагодарили его. Это не шесть освобождений, но это хороший пример, и в учении Сутры есть много подобных примеров.

Помимо мантр тодрол, создающих причину освобождения через слушание, есть также тридрол, что означает, что причину освобождения может создать потенциальность запаха, например запах благовония, наделённый силой мантры. Затем у нас есть ньондрол, что значит, что причину освобождения может создать вкус. Изначально ньондрол происходит из учения Дзогчен, и знание о нём очень распространилось в школе ньингма, а позже и во всех традициях. Ньондрол состоит из 108 ингредиентов, некоторые из которых встречаются очень редко и их непросто достать. Помимо приготовления этого лекарства, в течение одной или нескольких недель мы делаем практику, пока не проявятся соответствующие знаки и ньондрол не наберёт силу. Если мы попробуем такой ньондрол на вкус, это может создать очень хорошую причину. 

Затем у нас есть тагдрол, мантры которого подготавливаются таким образом, чтобы они соприкасались с телом. Осязание — также один из органов чувств. Например, когда кто-то умирает, особенно если он не был практикующим, мы стараемся поместить тагдрол так, чтобы он касался тела умершего. Чтобы принести пользу всем существамв целом, если у нас есть немного ньондрола, мы можем растворить его в воде и вылить в реку или источник, чтобы создать хорошую причину. Это пример некоторых способов, с помощью которых мы можем принести пользу другим.

Как мы, практикующие, можем использовать шесть освобождений? Хотя практикующим нет необходимости создавать причину освобождения, поскольку мы уже следуем учению и выполняем практику и эта причина у нас уже есть, если мы используем любое из этих видов освобождения, это значительно помогает увеличить нашу ясность. По этой причине практикующим это также полезно.

Песня Ваджры очень известна в этом отношении. Когда мы исполняем её кратким образом, то сосредоточиваемся на шести слогах. Например, когда мы выполняем практику, то в конце посвящаем заслуги с помощью шести слогов ‘А, А, ХА, ША, СА, МА, которые мы называем шестью слогами Самантабхадры, олицетворяющего состояние дхармакаи.

В колесе перерождений у нас есть шесть лок, или измерений. Почему их шесть? Потому что у нас есть пять эмоций. День за днём мы накапливаем большое количество привязанности, что в конце концов приводит к блужданию в самсаре и перерождению в измерении дэвов, например, или, если это нечто очень тяжёлое, то в измерении претов. У нас есть три высших состояния и три низших. Все они в целом связаны с тремя эмоциями, но способы их проявления иногда немного различаются. Например, ревность связана с привязанностью, а также с гордостью и гневом. Этим эмоциям свойственно проявлять ревность, но источником всегда являются эти три эмоции. В силу этого мы можем перерождаться в шести локах. Когда мы очищаем шесть лок, что остаётся? Мы возвращаемся в нашу истинную природу. Обычно мы идём в направлении бесконечной самсары, двойственного видения, но когда мы это осознаём, мы останавливаемся, мы больше не идём в эту сторону, а вместо этого идём в обратном направлении, рулог, и сосредоточиваемся на нашем источнике, дхармакае. Так мы можем обрести реализацию. Находясь в состоянии рулог, мы находимся в состоянии ‘А, А, ХА, ША, СА, МА. Идя в направлении бесконечной самсары, мы находимся в состоянии звуков, которые являются причинами шести лок — А, СУ, НРИ, ТРИ, ПРЕ, ДУ. Хотя это не практика преображения, находясь в своей истинной природе, мы можем обратить самсару вспять и быть в нашей истинной природе, то есть в состоянии дхармакаи, сущности Песни Ваджры.

Напрмер, если мы хотим принести пользу разным чувствующим существам, то можем произнести ‘А, А, ХА, ША, СА, МА. Когда мы слышим эти [звуки], это можем породить хорошую причину. Если у нас есть возможность, то будет великолепно, если мы сможем произнести всю Песню Ваджры, но если мы произнесём эти шесть слогов — это тоже хорошо. Эти шесть слогов не содержатся в учениях ваджраяны, их нет даже в таких важных тантрах, как Калачакра-тантра. Они содержатся только в учении Дзогчен и в ануйоге.

Редакция английского текста — Лиз Грэнжер
Финальная редакция — Сьюзан Шварц
Перевод на русский язык — Анастасия Ерёменко

The Six Liberations – trolwa trugden

Chögyal Namkhai Norbu

Hong Kong, 2012, May 16th. An excerpt from Rinpoche’s teachings during the Song of the Vajra Retreat, continued from The Mirror, issue 161, September 2023.

Rinpoche teaching in Hong Kong in 2012.                                                    Courtesy of Jing from China.

We need to have a teacher, but not one who has only studied in college or just knows how to explain from a book. A teacher should have perfect knowledge of Dzogchen and that knowledge should be alive. A teacher has no need for books and is able to introduce [the student] to knowledge of Dzogchen in a perfect way. This is the kind of teacher we need for teaching Dzogchen. 

But we should not think that Dzogchen books are not necessary or important. They are very important because teachers, too, are always learning, reading and measuring their knowledge against what they read. Students should also learn in that way. When you receive direct introduction from the teacher, you may think that you have received some knowledge and that this knowledge is perfect. However, you cannot be a hundred percent sure, so it is essential that later on you study, learn and read some original texts in order to make comparisons and develop. So all these tantras and lung and men-ngag texts are indispensable in Dzogchen teaching. 

Why is this men-ngag series secret? There are two reasons: one is because of the experiences of teachers. In general teachers give teachings according to the way they are explained in tantras, lungs and Dzogchen books because they are official teachings and should continue in that way. However, when we apply practices, since the teacher has already had many experiences of applying and realizing these methods for years and years, he or she knows many ways to proceed a little more quickly and easily. This may not be directly explained in the tantras and lungs, so teachers secretly give these kinds of teachings to their precious students. Students learn and keep them secretly in their hearts. They do not impart them or talk to anybody about them because the teacher has given them secretly to these students.

Another reason that the men-ngag series remains secret is that there are many kinds of methods. When we use these methods we can have different kinds of experiences and visions. However, if we have no precise base, when we use these methods we can fall into dualistic vision and block all our possibilities in this life. For that reason, many Upadesha teachings are kept secret. In Dzogchen teaching we have the Dzogchen series including teachings such as yangthig and thögal that we should keep secret. When a person has a very precise base and the teacher knows how the condition of this person is, then the teacher can give this kind of teaching. 

Six Liberations – trolwa trugden 

These are called the Upadesha series and are the origin of the Dzogchen teaching. For example, the seventeen tantras I mentioned previously, related to the Dra Thalgyur, are all Upadesha tantras. In this case it doesn’t mean that they are secret but that they are condensed and essential, something like the root of all teachings. For instance, the Song of the Vajra comes from one of these tantras, which is the root from which many secondary tantras developed. Among them we have the trolwa trugden, or Six Liberations. Six Liberations refers to the contact our senses have with objects: we see, we hear and so on. We have five senses plus our mind. Mind is thinking and judging and the object of the mind is all phenomena. We include mind with our five senses so that they become six. In the Dzogchen teaching they are called the six aggregates. How can we be liberated from them? With the Song of the Vajra, for example, we sing, we hear, we see, and all of this creates a cause for liberation. 

In particular, there are many teachings on Shitro, a practice that has become well known in the Western world through what is known as the Tibetan Book of the Dead. What does Shitro mean? Shi means peaceful, tro means wrathful, so when we do visualization in our inner mandala, we visualize the peaceful mandala at the center of our body and all the wrathful manifestations in our head. These are the two aspects of the manifestations – peaceful and wrathful. How are these aspects of peaceful and wrathful represented? Peaceful is something like emptiness: when we observe our thoughts, they disappear and what remains is emptiness, which is peaceful. Wrathful is when another thought immediately arises, which represents movement. Movement is related to everything connected to our energy aspect, so Shitro means peaceful and wrathful, the calm state and movement. 

Why are these two aspects present in two different places? The center of our body is like the seat of our primordial state, and its function is related to mind. We distinguish between mind and nature of mind. When our mind is in a calm state, that is similar to emptiness. When there is movement how does it arise? When we see, we hear, and so on, our senses have contact with objects and we think and judge and our thoughts arise. How do we see, how do we hear? We see when we open our eyes. Where are our eyes? In our head. Where are our ears? On our head. Where is our nose? On our head. All the organs of the senses are on the head and for that reason all contact [with objects] that we have and receive is in our head. It is as if the office of the mind is in the head.

The Sutra teaching talks about the eye consciousness, the ear consciousness and the consciousnesses of the other senses. But this doesn’t refer to the consciousness that is judging and thinking, like the mind. Eyes and ears cannot judge and think but they have their functions. What they see or receive is immediately communicated to the mind. The mind receives this and then thinks and judges. But what is thinking and judging is mind, not the consciousness of the eyes, the ears or the other organs of the senses. For that reason we say that mind is in the center of our body, not in the head. 

Since we receive information from the “office of the mind,” we believe mind to be in the head. But mind cannot be in the head because mind is connected with our consciousness, and that is connected with our primordial state, which is connected with our primordial potentiality. Any kind of potentiality that exists has its dimension and we have our dimension of the physical body. 

The head is not the center; the center is here [in the area of the heart]. When we talk about doing visualization at our heart, it means the center of our body, not the organ of the heart, which is not really at the center. We call it “heart” for doing visualization. Why is this the seat of the mind and primordial state? We have these two kinds or aspects of manifestations, but although they are two different aspects, they are not two different conditions. Their condition is always the same, only here [at the heart] their way of manifesting and working is peaceful, while here [in the head] it is wrathful, but the essence is connected with our three primordial potentialities. This is our practice of Shitro. 

The Song of the Vajra is closely related. In Shitro, all tantras on liberation, or thardrol, include trolwa trugden, the Six Liberations. Some traditions negate Dzogchen teaching, saying that it claims we can have liberation through the functions of our six senses. They say this implies that liberation from samsara is possible without any need to do practice or follow teaching. 

When we say Six Liberations, it means liberation from samsara. Many sentient beings that are in samsara have no guarantee of being liberated from it. The Song of the Vajra and the Six Syllables and so on can create a cause of liberation for these kinds of sentient beings. When they receive that cause of liberation then at some point they can join the path and sooner or later have realization. This is called liberation. 

For liberation through seeing, which we call thongdrol, we prepare mantras of the Song of the Vajra, then there is a mandala chakra with many mantras and with this potentiality when we see them, they create a good cause for liberation. Then we have the famous thödrol, or liberation through hearing. People talk about the Bardo Thödrol [Tibetan Book of the Dead], which is read or chanted to people who are dying. The principle of the Bardo Thödrol is the same as that of the Song of the Vajra. If we sing the Song of the Vajra and other sentient beings hear it, it can create a cause of liberation for these sentient beings because it has that potentiality. 

For instance, one the seventeen tantras of the Upadesha explains the quality and value of the Song of the Vajra, saying that when we sing the Song of the Vajra, even if we believe we are singing on our own, we are never alone. With the potentiality of the sound of the Song of the Vajra, millions of Dakas and Dakinis assemble and sing together with us. The tantra goes on to explain that anywhere the Song of the Vajra is sung becomes a sacred place forever, meaning that when people go there, they can receive that kind of benefit. There are many of these kinds of explanations. 

In a Sutra teaching it says that even the potentiality of the name of a buddha can cause beings to be reborn in the realm of the Devas. There is a sutra about a pond with many fish in it where the water was drying up since the weather had been very hot and the fish were starting to die. A prince saw this situation and with his friends tried to add water to the pond to help these fish, but it was already too late. The prince, who followed the teachings of Ratnasikhin, a buddha of that aeon, prayed, reciting the name of this buddha to create some benefit for the fish. After their death, the fish were all reborn in the dimension of the Devas because they had heard the name of that buddha. That was the potentiality of the name of that buddha. Buddha Shakyamuni explained this in a sutra saying that in very ancient times this prince was one of the incarnations of Buddha Shakyamuni and in a dream these Devas paid homage to him and thanked him. This is not the Six Liberations, but it is a good example, and there are many other similar examples in the Sutra teachings. 

Just like the thödrol mantras that create a cause for liberation through hearing, there is also tridrol, meaning that the potentiality of a scent can create a cause of liberation, such as incense empowered with mantras. Then we have nyongdrol, which means tasting can create a cause of liberation. Nyongdrol originally came from the Dzogchen teaching and became very diffused in the Nyingmapa tradition and later in all traditions. There are one hundred and eight ingredients in nyongdrol, some of which are very rare and not easy to find. In addition to preparing that medicine, we do practice for one or two weeks until some signs of practice manifest and the nyongdrol becomes powerful. Tasting this kind of nyongdrol can make a good cause. 

Then we have tagdrol, which are mantras prepared in a way that they have contact with our physical body. Touch is also one of our six senses. For instance, we try to place tagdrol in contact with the physical body of those who are dying, especially those who are not practitioners. In order to give some benefit to all sentient beings in general, if we have a little nyongdrol, we can dissolve it and put it in a river or stream so that it can create a good cause. This is an example of some of the many ways we can create benefit for others. 

How can we practitioners use the Six Liberations? Although practitioners don’t need to create a cause of liberation, because we already have a cause since we are already following teaching and doing practice, if we use any kind of these Six Liberations, it greatly helps to increase our clarity. For that reason practitioners also make use of them. 

The Song of the Vajra is really very famous in this field. When we do it in a short way we concentrate on six syllables. For instance, when we are doing practice at the end we dedicate with six syllables, HA A HA SHA SA MA, which we call the six syllables of Samantabhadra, representing the state of the Dharmakaya.

In transmigration, we have six lokas, or dimensions. Why are there six? Because we have five emotions. Day after day we accumulate a great deal of attachment which eventually produces our rebirth or transmigration in samsara into the dimension of the Devas, for example, or if it is something very heavy, into the dimension of the Pretas. We have three higher states and three lower states. All three are basically related with three emotions but their way of manifesting is sometimes a little different. For example, jealousy is related to attachment as well as to pride and anger. The characteristics of these emotions is to manifest jealousy, but the root is always connected with three emotions. In that way then we can have transmigration in the six lokas. Once we have purified the six lokas, what remains? We return to our real nature. In general we are going in the direction of infinite samsara, dualistic vision, but when we become aware of this, we stop, we don’t go that way, but instead we go in the reverse direction, rulog, and concentrate on our origin, Dharmakaya. In that way we can have realization. When we are in state of rulog we are in the state of HA A HA SHA SA MA. When we are going in the direction of infinite samsara, we are in the state of the sounds that are the cause of the six lokas: A SU NRI TRI PRE DU. While it is not transformation practice, when we are in our real nature we can reverse samsara and be in our real nature, which is the state of the Dharmakaya, the essence of the Song of the Vajra.   

For instance, when we want to benefit different kinds of sentient beings we can pronounce HA A HA SHA SA MA, for example. When they hear this, it can make a good cause. If we have the possibility, it is fantastic if we can pronounce the complete Song of the Vajra, but these six syllables are also good. These six syllables are not found in the Vajrayana teaching, not even in important Tantras such as the Kalachakra. They exist only in Dzogchen teaching and in Anuyoga. 

Edited by Liz Granger
Final editing by Susan Schwarz

Download PDF