Звук вне любых концепций

Игорь Пиреев

Все мы из раза в раз вслушиваемся в голос Учителя и черпаем в нем вдохновение. Но есть еще один удивительный аспект – звучание мелодий в его исполнении. И хотя мы понимаем, что музыка, порой, способна вызвать невероятно глубокие образы и переживания, то, что несет в себе звук его флейты, пока остается вне пристального внимания широкой аудитории.

В свое время я сделал музыкальную видеозарисовку о Южном Кунсангаре. Так получилось, что Адриано Клементе, увидев некоторые фрагменты видео, предложил использовать музыкальное сопровождение на основе диска Gawala, How Happy, на котором Чогьял Намкай Норбу исполнил на флейте некоторые тибетские национальные мелодии.

Я не знал, что существует такой диск, и то, что я услышал, было для меня открытием. Вместе с тем в процессе работы обнаружилось, что в финале мелодии Gyaling Chubur Mani есть фрагмент, в котором Учитель сначала исполняет на флейте мантру Ом мани падме хум, а затем пропевает ее. Я много раз прослушивал этот трек, сравнивая звучание флейты с его голосом. Но что было удивительно — флейта не только в точности соответствовала напетой им мелодии, она во многом повторяла и его голос, и даже его интонацию. Более того, ее звучание как будто подсказывало, что Ринпоче при помощи флейты выражал что-то еще — по-своему очень глубокое и ценное. То, что, возможно, каким-то образом ускользало от нас, когда мы слышали его обычную речь. И, возможно, этим приемом исполнения он давал нам некий ключ к общему пониманию.

Все это навело меня на мысль, что, возможно, это наследие Чогьяла Намкая Норбу в виде его исполнения на флейте, помимо всех высочайших культурных и исторических достоинств, имеет еще один какой-то важный, но пока скрытый смысл. Что это одна из форм передачи Учителем каких-то других аспектов Знания, глубину которых нам еще предстоит осознать. Ведь мы все хорошо знаем, что роль звука, и в особенности музыкального, в тибетских духовных традициях, как и в буддизме в целом, невероятно высока и мыслится как начало начал.

Чогьял Намкай Норбу мог практиковать молча, мог о чем-то говорить или даже петь с нами. Но он также мог беседовать посредством мелодии флейты, передавая этим нечто другое, используя ее как своеобразную музыкальную Азбуку Морзе. И возможно, что эта, на первый взгляд, музыка его сердца, есть совершенно другой метод гармонизации окружающего его мира — не только с помощью сочетания мелодии, ритма и эмоциональной окраски, но и путем резонанса его энергии с тысячелетними традициями и духовными практиками своего народа.

Нам хорошо известно, что Чогьял Намкай Норбу любил флейту и что ему часто их дарили — у него собралась достаточно большая коллекция. Очевидцы рассказывают, что когда Учителю вручали такой подарок, он сразу же пробовал ее на звук.

Звук во флейте возникает в момент резонанса выдыхаемого исполнителем воздуха со стенками флейты. Материал, длина, диаметр и т. д. — все это сказывается на звучании. Есть современные флейты из золота и платины, ценой как самый дорогой кадиллак, но если прислушаться, то очень многое на диске Gawala записано на звучании одной флейты (и она точно не из платины). Это значит, что Ринпоче, выбирая ее из своей богатой коллекции, считал, что в большинстве мелодий должна звучать именно она. Т. е. эта флейта достаточно точно передает то, что звучит у него в сердце.

Материал, из которого сделана флейта — это не менее важный аспект взаимодействия с пространством. Тростник, бамбук, дерево, кость, металл, обожженная глина и т. д. — все эти материалы у разных народов используются в изготовлении флейты, в том числе и для особенной ритуальной цели. В этой связи, вспомним ганглин – ведь это тоже флейта, которая выполнена из кости, что предопределяет ее ритуальное назначение. Интересно, что в случае ганглина энергия живого человека, посредством его выдоха, резонирует с уже неживой материей, из которой он изготовлен. В результате возникает звук, который в своей основе несет то, что позволяет взаимодействовать одновременно с обоими мирами.

Сам собой напрашивался вывод, что флейта в руках Чогьяла Намкая Норбу оказалась далеко неспроста. Осознание этого усиливается, если принять во внимание всю историю жизни Ринпоче и то, что флейта была с ним во всех его путешествиях. И если исполнителем является Учитель такого масштаба и когда он, в частности, исполняет на ней такую важную и особенную мантру, тогда невольно начинаешь осознавать, что каждый ее звук насыщен очень тонкими составляющими.

Пентатоника [основа традиционной тибетской музыки — Прим. ред.] — самая древняя самодостаточная и полная пятиступенная интервальная система музыкальных звуков. Она лежит в основе традиционной музыки Китая, Вьетнама, Монголии, тюркских народов. Музыка народов Анд так же основана преимущественно на пентатонике. Она встречается в музыкальном фольклоре Европы и, что интересно, в древнейших русских календарных обрядовых песнях.

Но пентатоника — это, прежде всего, пятизвучие, т. е. вновь мы видим соответствие — 5 первоэлементов, 5 цветов и т. д. И если мы говорим о системе обучения в монастырях Тибета, то понятно, что очень многое в передаче Знания там построено на кратности пяти. Вместе с тем, если музыкальное звучание есть абсолютно органичная и незаменимая часть духовных практик, то это значит, что должен быть некий единый и систематизированный обучающий курс по ритуальному музыкальному сопровождению. И основан он может быть только на пентатонике, что и демонстрирует нам Ринпоче.

За пояснениями обратимся к данным научной истории и тибетологии:

«…Если расположить в хронологическом порядке известные современной науке тибетские музыкально-теоретические сочинения и труды, то в начале списка, будут стоять «Трактат о музыке» Сакья-пандиты Кунга Гьелцена (1182–1251) [Sa skya Pandita (Сакья-пандита) 1992: 159] и «Трактаты о вокальной и инструментальной музыке» Цандрагоми (Цандрашри) Дава Пелрина (?1384/1375–?). В них содержится достаточно полная информация о тибетской музыке того периода: о принципах построения мелодии и ее структуре, композиционных правилах, нормах исполнения, тембровых особенностях голоса, преподавании и обучении. Кроме этого, существуют многочисленные тексты, время создания которых определить еще не удалось. Главным образом они относятся к музыкальным традициям Тантры и религии бон…. [Гэндуй Пэйцзе 2009: 84; Dge dun Phel rgyas (Гедун Пелгье) 2011: 103; Egyed 2000: 87–88]….»

«…..Цели написания музыкально-теоретических сочинений в буддийской религиозной традиции различались в зависимости от доктринальной установки автора: либо он писал трактат с позиций философии Махаяны, согласно которой каждый практикующий должен познать все науки и искусства, чтобы достичь Пробуждения; либо он принимал за основу учение Тантры, в котором музыкальные звуки и музыкальные инструменты рассматривались как обладающие особым символическим значением и скрытой силой и были необходимы для совершения ритуалов и осуществления медитативных практик [Dge dun Phel rgyas (Гедун Пелгье) 2011: 101; Ellingson 1979: 375–385]. По цели написания и особенностям содержания музыкально-теоретические сочинения, написанные последователями религии бон, схожи с буддийскими тантрическими сочинениями…..».

И особенно важным в контексте нашего исследования может быть абзац, который следует ниже:

«… Особенность бытования тибетских музыкально-теоретических сочинений, как и тибетских религиозных текстов в целом, заключается в необходимости получения сопроводительных устных наставлений от учителя, благодаря которым смысл сочинения становится ясным для практикующего, а также в необходимости принятия соответствующих посвящений…. Без получения посвящений получить доступ к тантрическим сочинениям было невозможно… [Egyed 2000: 17; Gsang rnying rgyan … 1996:].»

Из приведенных выдержек следует, что Чогьял Намкай Норбу, в соответствии с его изначально известным высочайшим духовным предназначением, не только должен был обучаться в определенной музыкальной традиции, имеющей очень четкие каноны, но и обязательно, получать соответствующие наставления, которым впоследствии, он безоговорочно следовал и которые он также мог передавать своим ученикам. Также становится абсолютно ясно, что звуки его флейты, с позиций Знания, вне всяких сомнений, обладают «глубоким символическим значением и скрытой силой».

Мало кто знает, что игра на флейте — это крайне индивидуальное исполнение. Другому человеку просто невозможно его повторить. Вы ведь всегда узнаете голос своей матери, с какого бы она телефона не позвонила. Аналогично звучит и флейта. Ее звуки считаются самыми близкими к человеческому вокалу и максимально точно передают нюансы не только его голоса, но и ментального состояния. Это происходит потому, что звучание основано в том числе и на неповторимой анатомии и физиологии конкретного человека и является частью дыхания и энергии исполнителя, которое определяется его внутренним эмоциональным состоянием. Есть только одно принципиальное отличии от пения — речевой аппарат, который, зачастую, искажает внутреннее звучание. Вместо него во флейте формируется точный и чистый звук. Интересно отметить, что уже в древних тантрических текстах упоминается факт того, что звучание флейты максимально близко к звучанию голоса.

Более того, без правильной техники дыхания играть на флейте будет просто невозможно. Она подразумевает расслабленное в известной степени состояние, прямую без напряжения спину, спокойный ровный и глубокий вдох и такой же выдох. Но что принципиально важно — флейтистам при обучении говорят, что воздух во флейту они должны не выдувать, а выдыхать, причем рекомендуют программировать свой выдох, как будто спокойно и без малейшего напряжения мысленно произносятся чистые звуки А, О, У, Э.

Осталось ответить на самый главный вопрос — какой сущностный контекст может быть заложен в звучании флейты Ринпоче и что нам передается вместе с этой Гармонией? И лучшее, что мы сможем предпринять в этой связи — вслушаться в мелодии Чогьяла Намкая Норбу и соприкоснуться с тем, что находится вне любых концепций и вдохновляет безмерно. «Имеющий уши, да услышит».

Всем света, добра и ясности!

(Статья подготовлена ко дню рождения Чогьяла Намкая Норбу.)

Sound Beyond All Concepts

By Igor Pireev

We all listen to the Guru’s voice time after time and draw inspiration from it. But there is another marvelous aspect – the sound of the melodies of his flute performance.  And while we understand that music, at times, can evoke incredibly profound images and experiences, what the sound of his flute carries with it has so far remained beyond the scrutiny of a wide audience. 

Some time ago, I created a musical video about South Kunsangar. After having seen some fragments of the video, Adriano Clemente suggested using music based on the “Gawala, How Happy” CD, in which Chögyal Namkhai Norbu performed some traditional  Tibetan melodies on the flute.  

At the time I did not know that this CD existed and what I heard was a discovery. At the same time, during my work, I found out that in one of the melodies, “Gyaling Chubur Mani”, there is a fragment in which the Teacher first performs the mantra “Om Mani Padme Hum” on the flute, and then sings it.  We listened to this track many times, comparing the sound of the flute to his voice. But what was amazing was that the flute not only precisely matched the melody he sang, it also matched his voice and even his intonation. Moreover, its sound seemed to suggest that Rinpoche was expressing something else with the flute – something very deep and valuable in its own way. Something that perhaps somehow eluded us when we heard his ordinary speech. And perhaps by this device of singing, he was giving us a key to a common understanding.

All of these considerations led me to think that, in addition to its cultural and historical merits, perhaps this legacy of Chögyal Namkhai Norbu in the form of his flute performance had another important, but still hidden meaning. That it is one of the forms of the Guru’s transmission of some other aspects of Knowledge, the depth of which we have yet to realize. After all, we all know very well that the role of sound, and especially of music, in Tibetan spiritual traditions, is incredibly important and is thought of as the beginning of beginnings.

Chögyal Namkhai Norbu could practice silently, could talk about something or even chant with us, but he could also communicate through the melody of the flute, transmitting something else, using it as a kind of musical Morse code.  And perhaps this seemingly music of his heart was a completely different method of harmonizing the world around him – not only by combining melody, rhythm and emotional coloring, but also by resonating his energy with the millennia-old traditions and spiritual practices of his people. 

We know very well that Chögyal Namkhai Norbu loved the flute and that he was often given them as gifts – he had quite a large collection. Eyewitnesses tell us that when the Guru was given such a gift, he immediately tried it for sound. 

The sound in the flute occurs at the moment of resonance of the air exhaled by the performer within the walls of the flute, and material, length, diameter and so on all have an effect on the sound. There are modern flutes made of gold and platinum, priced like the most expensive Cadillac, but if you listen closely, a great deal on the Gawala CD is recorded on a single flute (and it is definitely not made of platinum). This means that Rinpoche, in selecting it from his rich collection, felt that in most of the tunes it should be the one to accurately convey the sounds in his heart.   

The material the flute is made of is an equally important aspect of interacting with space. Reed, bamboo, wood, bone, metal, fired clay – all these materials are used by different peoples in flute making, including for special ritual purposes. Let us remember the kangling – after all, it is also a flute made of bone, which predetermines its ritual purpose. Interestingly, in the case of the kangling, through his or her exhalation, the energy of a living person resonates with the inanimate matter from which the flute is made. The result is a sound, which at its core carries something that allows the flautist to interact simultaneously with both worlds. 

The conclusion that the flute in the hands of Chögyal Namkhai Norbu was there for a reason is self-evident.  This realization is strengthened if we take into account the entire history of Rinpoche’s life and the fact that the flute accompanied him throughout his travels. And when the performer is a teacher of such magnitude and he performs such an important and special mantra on it, then one cannot help but realize that every sound of the flute is imbued with very subtle components.

The pentatonic scale [ed. the base of traditional Tibetan music] is the most ancient, self-sufficient and complete five-step interval system of musical sounds. It is the basis of traditional music of China, Vietnam, Mongolia, and Turkic peoples. The music of Andean peoples is also based mainly on pentatonics. It is found in the musical folklore of Europe and, what is interesting, in the most ancient Russian calendar ritual songs. 

But pentatonic is, first of all, pentatonicity and we can see the correspondence – 5 Primary Elements, 5 colors, and so on. If we talk about the system of teaching in the monasteries of Tibet, it is clear that a lot of the transmission of knowledge is based on multiples of “5”.   At the same time, if musical sound is an absolutely organic and indispensable part of spiritual practices, it means that there should be unified and systematized training on ritual musical accompaniment.  And it can be based only on pentatonic, which is what Rinpoche demonstrates to us.

For explanations let us turn to the data of scientific history and Tibetology: 

“…If we arrange in chronological order the Tibetan musical-theoretical works and writings known to modern science, at the beginning of the list will be: “Treatise on Music” by Sakya Pandita Kung Gyeltsen (1182-1251) [Sa skya Pandita (Sakya Pandita) 1992: 159] and “Treatises on Vocal and Instrumental Music by Tsandragomi (Tsandrashri) Dawa Pelrin” (?1384/1375-?).  They contain quite complete information about Tibetan music of that period: the principles of melody construction and structure, compositional rules, performance norms, timbre features of the voice, teaching and learning.  [Gendui Peijie 2009: 84; Dge ‘dun ‘Phel rgyas (Gedun Pel- gye) 2011: 103; Egyed 2000: 87-88]….”

“…..The purpose of writing musical-theoretical works in the Buddhist religious tradition varied depending on the doctrinal attitude of the author: either he wrote a treatise from the perspective of Mahayana philosophy, according to which every practitioner must learn all the sciences and arts in order to achieve Awakening; or he took as a basis the teachings of Tantra, in which musical sounds and musical instruments were regarded as possessing special symbolic meaning and hidden power and were necessary for performing rituals and meditative practices;…..”. 

And especially important, in the context of our study, may be the paragraph that follows:

“… The peculiarity of the existence of Tibetan musical-theoretical compositions, as well as Tibetan religious texts in general, lies in the necessity of receiving accompanying oral instructions from the teacher, thanks to which the meaning of the composition becomes clear to the practitioner, as well as in the necessity of taking appropriate initiations….Without receiving initiations it was impossible to get access to Tantric compositions…” [Egyed 2000: 17; Gsang rnying rgyan … 1996:].”

It follows from the above excerpts that Chögyal Namkhai Norbu, in accordance with his originally known high spiritual purpose, not only had to be trained in a certain musical tradition with very clear canons, but also to receive the corresponding instructions, which later he followed and was able to also transmit to his disciples. It also becomes absolutely clear that the sounds of his flute, from the standpoint of knowledge, undoubtedly possess “deep symbolic meaning and hidden power”.

Few people know that playing the flute is an extremely individual performance. It is simply impossible for another person to repeat it. You will always recognize your mother’s voice no matter what phone she calls you from. The flute sounds the same way. Its sounds are considered the closest to the human voice and most accurately convey the nuances of not only the voice, but also the mental state.   This is because the sound is based, among other things, on the unique anatomy and physiology of a particular person and is a part of the performer’s breath and energy, which is determined by his inner emotional state.  There is only one fundamental difference from singing – the speech apparatus, which often distorts the internal sound. Instead, an accurate and pure sound is formed in the flute. 

Furthermore it is impossible to play the flute without a proper breathing technique, a relaxed state to a certain extent, a straight and tension-free back, calm deep breathing, and the same exhalation.  But what is fundamentally important is that flautists are told when learning that they should not blow air into the flute but exhale it, calmly and without the slightest tension, pronouncing pure sounds A, O, U, E , I. 

The most important question that remains to be answered is what essential context is embedded in the sound of his flute and what is being conveyed to us along with this Harmony? The best thing we can do in this regard is to listen to the melodies of Chögyal Namkhai Norbu and get in touch with what is beyond any concepts and inspires us immensely. “He who has ears to hear, let him hear.”  

Light, goodness and clarity to all! 

(Prepared for the birthday of Chögyal Namkhai Norbu)

Download PDF